Автономная некоммерческая организация
«Балтийский центр международного образования»
города Санкт-Петербурга
Конспект лекции по истории мировых религиозных культур
на курсах по подготовке экскурсоводов
«Разделение христианства. Спор о «филиокве»
подготовил
преподаватель
Федоренко Сергей Александрович
г. Санкт-Петербург
2014
Тип занятия: лекция.
Цель занятия: ознакомление слушателей со сведениями о внутрихристианских спорах по поводу исхождения Святого Духа (т. н. «филиокве»), о Великом церковном расколе 1054 года («Великой схизме») христиан.
Оборудование занятия: настенные схемы, справочная литература.
Спор о «филиокве»
Согласно Никео-Константинопольскому Символу веры Святой Дух исходит от Бога Отца. Начиная с VI века некоторые богословы на Западе стали рассуждать, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Тем самым подчёркивалось равенство Бога Отца и Бога Сына. Это добавление к Символу веры и получило название «филиокве» (по-латински «и от Сына»). Впервые оно было сформулировано на Толедском соборе в 589 году и стало одним из основных поводов разделения Церкви в XI веке на Восточную (Ортодоксальную, Православную, Греко-Кафолическую) и Западную (Римско-Католическую). В XI веке римские папы санкционировали употребление этого добавления в богослужении. Восточные христиане признали это ересью. Даже сегодня дискуссия по проблеме «филиокве» не завершена.
Догмат об исхождении Святого Духа
Православие Считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. В мир пришествие Святого Духа осуществилось от Бога Отца через Бога Сына.
Католичество Считается, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
Католикам восточного обряда (униатам) разрешается иметь иное мнение по этому вопросу.
Протестантизм Течения, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают общехристианский так называемый Апостольский символ веры, не затрагивающий этого вопроса.
В начале XI века у каждой из Церквей имелись свои обрядовые особенности.
Церковь Обрядовые различия
Восточная Евхаристия осуществлялась на квасном хлебе (восточная традиция с апостольских времён).
Наличие брачного (белого) духовенства.
Осуществление миропомазания одними священнослужителями.
Западная Евхаристия осуществлялась на опресноках (западная традиция с апостольских времён).
Безбрачие духовенства (целибат).
Осуществление миропомазания одним епископом.
Серьёзной проблемой было также западное учение о главенстве римского папы во Вселенской Церкви, поставившее его выше Вселенских соборов. На Востоке никто не оспаривал главенство папы, считая его Вселенским патриархом, но никто не признавал за ним прав утверждать или отвергать решения Вселенских соборов, принимать решения вероучительного характера, обязательные для всех христиан. Авторитет папы на Востоке возрос, когда в эпоху гонений на иконы папа отверг решения иконоборческого собора. К папе в то время апеллировал великий подвижник Восточной Церкви святой Феодор Студит.
На Востоке фактическим главой Церкви стал архиепископ Константинополя, получивший титул патриарха. Однако константинопольский патриарх подпал под влияние императорского двора. Нередко патриархи сменялись по воле императора. Рим смотрел на это крайне отрицательно.
Разрыв назревал давно, но произошёл он только в 1054 году. Лев IX, папа Римский, прислал в Константинополь своих легатов, среди которых был кардинал Гумберт (будущий папа), который вступил в открытый конфликт с константинопольским патриархом Михаилом Керулларием. Легаты написали акт отлучения от Церкви патриарха Керуллария и всей Греческой Церкви, положил его на престол храма святой Софии и удалились. Патриарх созвал в Константинополе в 1054 году собор, на котором предал проклятию папских легатов. Этот Раскол церковные историки Запада назвали Великой схизмою.
Эти проклятия и отлучения были взаимно отменены только в ХХ веке папой Иоанном XXIII и патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру).
ГЛОССАРИЙ УРОКА:
Филиокве (лат. – «и от сына») – вставка в Никео-Цареградский символ веры, сделанная в 589 году на соборе испанских епископов, утверждённая в XI веке папским авторитетом, и ставшая главным поводом к Разделению Церквей.
Опресноки – пресный, бездрожжевой хлеб, используемый в католической евхаристии.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАНЯТИЮ:
1. Раскройте смысл понятия «филиокве».
2. Как понимают догмат об исхождении Святого Духа православные, а как католики?
3. Какие обрядовые различия между западными и восточными христианамии наметились к началу XI века?
Ответы на вопросы:
1. Филиокве (лат. – «и от сына») – вставка в Никео-Цареградский символ веры, сделанная в 589 году на соборе испанских епископов, утверждённая в XI веке папским авторитетом, и ставшая главным поводом к Разделению Церквей.
2. Согласно Никео-Константинопольскому Символу веры Святой Дух исходит от Бога Отца.
Начиная с VI века некоторые богословы на Западе стали рассуждать, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Тем самым подчёркивалось равенство Бога Отца и Бога Сына. Это добавление к Символу веры и получило название «филиокве» (по-латински «и от Сына»). Впервые оно было сформулировано на Толедском соборе в 589 году и стало одним из основных поводов разделения Церкви в XI веке на Восточную (Ортодоксальную, Православную, Греко-Кафолическую) и Западную (Римско-Католическую). В XI веке римские папы санкционировали употребление этого добавления в богослужении. Восточные христиане признали это ересью. Даже сегодня дискуссия по проблеме «филиокве» не завершена.
4. В Восточной Церкви:
Евхаристия осуществлялась на квасном хлебе (восточная традиция с апостольских времён).
Наличие брачного (белого) духовенства.
Осуществление миропомазания одними священнослужителями.
В Западной Церкви:
Евхаристия осуществлялась на опресноках (западная традиция с апостольских времён).
Безбрачие духовенства (целибат)
Осуществление миропомазания одним епископом.
|