ЧОУ «Школа имени И. В. Каргеля и Ф. В. Бедекера»
Конспект урока по элективному курсу для 9 класса «История мировых религиозных культур» по теме: «Возникновение христианского богословия. Борьба за утверждение единой догматики христианства. Основные догматы православия и формы их выражения»
Составитель: Федоренко Сергей Александрович,
учитель ЧОУ «Школа имени И. В. Каргеля и Ф. В. Бедекера»
Вид урока: лекция
Оборудование урока: историческая карта Римской Империи I – IV веков; репродукции икон, книжных иллюстраций с изображениями виднейших христианских епископов и богословов эпохи первых трёх Вселенских соборов.
Основные вопросы изложения нового материала:
1. Возникновение христианского богословия
2. Борьба за утверждение единой догматики христианства
Выступление учителя:
1. Возникновение христианского богословия
С появлением Евангелий и апостольских посланий стало складываться христианское богословие – систематическое изложение, обоснование и защита учения Церкви о Боге. Его главными темами стали взаимоотношения Бога и мира, богочеловеческая природа Иисуса Христа и вопрос о троичности Бога. Богословие развивалось в напряжённой борьбе с течениями (ересями), которые отстаивали особое мнение по тем или иным вопросам. Их возникновение обусловливалось некоей Тайной. Все попытки богословов объяснить её рационально оказались бесплодными. Отсюда, видимо, разные толкования и заблуждения.
2. Борьба за утверждение единой догматики христианства
Последнее гонение на христиан началось в 303 году и длилось до 311 года. С 310 года в Римской Империи в связи с болезнью императора Галерия началась борьба за власть между цезарями. Галерий, мучимый тяжёлой болезнью, перед смертью неожиданно для всех издал Эдикт 311 года о свободе вероисповеданий. Его подписали так же цезари Лициний и Константин, но отказался подписать Максимиан, который продолжал гонения.
Во время встречи в Медиолане (Милане) в 313 году двух соправителей-императоров Константина и Лициния был торжественно подтверждён эдикт о веротерпимости. Христианам были возвращены храмы и имущество, отобранные во время гонений, и разрешён вновь доступ ко всем государственным должностям.
За год до Миланского соглашения произошли события, о которых рассказывает церковный историк епископ Евсевий Кесарийский в своей «Жизни Константина». 27 октября 312 года во время войны между цезарями Константином и Максенцием войска Константина подступили к Риму. В этот день ему и его свите было чудесное явление «Креста над солнцем». Ночью Константину явился во сне Христос и приказал начертать знамение креста на щитах и шлемах воинов. На следующий день Константин разбил Максенция и занял Рим. С этой поры, по словам святого Евсевия, он твёрдо уверовал во Христа и всю свою жизнь посвятил служению Ему.
В 323 году в Александрии возникло движение среди христиан во главе с местным пресвитером Арием, который пытался рационально объяснить Тайну Христя, сведя её к тому, что Христос – Сын Божий, но сотворённый Богом и не равный Ему. Александрийский епископ Александр запретил Арию проповедовать, однако он бежал в Никомидию под покровительство епископов Евсевия Кесарийского и Евсевия Никомидийского, учеников священномученика Лукиана Антиохийского, и продолжил там свою проповедь.
Для рассмотрения учения Ария и решения ряда других духовных вопросов был собран в малоазийском городе Никее (ныне – турецкий городок Изник) Первый Вселенский собор. Константин все транспортные расходы и щедрые расходы по проживанию делегатов-епископов оплатил из императорской казны. На соборе были представлены христианские общины от Испании до Персии, от Эфиопии до Скифии и Кавказа.На этом форуме присутствовало и активно участвовало более 300 епископов. Среди делегатов были замечательные личности – это старец-епископ с Кипра мудрый Спиридон Тримифунтский, пламенный епископ Мир Ликийских Николай Чудотворец, епископ-исповедник Осия Кордубский из Испании и другие.
Партию ариан на соборе возглавлял епископ Евсевий Никомидийский, родственник побеждённого Константином и свергнутого императора Лициния, покровитель Ария.
Главный результат собора – это осуждение учения Ария и сформулирование Символа христианской веры.
Второй Вселенский собор 381 года состоялся в Константинополе и принял изменённый, уточнённый и дополненный Символ веры, который называют Никео-Цареградским (или Никео-Константинопольским). Этот Символ веры признаётся ныне большинством христиан.
Всего в период неразделённой Церкви состоялось 7 Вселенских соборов, которые признают как православные, так и католики. Только православие этими соборами и ограничивается.
Вероопределения III Вселенского собора – Халкидонского – прежде всего Халкидонский орос – знаменовали собой появление христианской догматики. Догматами принято считать наиболее важные вероисповедальные утверждения, в которых кратко выражена суть данной религии. Человек, не признающий хотя бы один из догматов какой-либо конфессии, не может считаться её последователем. По мнению христианских богословов, от прочих религиозных правил догматы отличаются тем, что они умозрительны, богооткровенны, церковны и непререкаемы. Это означает следующее: они выражают саму суть христианского учения, имеют не конкретный, а отвлечённо-теоретический характер, поскольку излагают учение о Боге, их источник – боговдохновенные книги Священного Писания или же Священное Предание; они сформулированы Вселенской Церковью в наиболее доступной для понимания верующих форме. Наконец, они выражают непреложную истину.
Никейский Символ веры стал первым общехристианским догматом. На последующих Вселенских соборах были сформулированы другие догматы, которые в своей совокупности и составили христианскую догматику.
ГЛОССАРИЙ УРОКА:
Догматы – это наиболее важные вероисповедальные утверждения, в которых кратко выражена суть данной религии; внести изменения в догматы может только Вселенский собор.
Халкидонский орос – догмат о Богочеловечности Иисуса Христа.
Христианское богословие – это систематическое изложение, обоснование и защита учения Церкви о Боге.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К УРОКУ:
1. Когда прекратились гонения на христиан в Римской Империи?
2. На какой общехристианский форум съехались епископы всех христианских общин?
3. Чем догматы отличаются от прочих религиозных предписаний?
Ответы на вопросы:
1. Последнее гонение на христиан началось в 303 году и длилось до 311 года. С 310 года в Римской Империи в связи с болезнью императора Галерия началась борьба за власть между цезарями. Галерий, мучимый тяжёлой болезнью, перед смертью неожиданно для всех издал Эдикт 311 года о свободе вероисповеданий. Его подписали так же цезари Лициний и Константин, но отказался подписать Максимиан, который продолжал гонения.
Во время встречи в Медиолане (Милане) в 313 году двух соправителей-императоров Константина и Лициния был торжественно подтверждён эдикт о веротерпимости. Христианам были возвращены храмы и имущество, отобранные во время гонений, и разрешён вновь доступ ко всем государственным должностям.
2. Для рассмотрения учения Ария и решения ряда других духовных вопросов был собран в малоазийском городе Никее (ныне – турецкий городок Изник) Первый Вселенский собор.. На соборе были представлены христианские общины от Испании до Персии, от Эфиопии до Скифии и Кавказа.На этом форуме присутствовало и активно участвовало более 300 епископов. Среди делегатов были замечательные личности – это старец-епископ с Кипра мудрый Спиридон Тримифунтский, пламенный епископ Мир Ликийских Николай Чудотворец, епископ-исповедник Осия Кордубский из Испании и другие.
3. Догматы – это наиболее важные вероисповедальные утверждения, в которых кратко выражена суть данной религии; внести изменения в догматы может только Вселенский собор.
Используемая литература:
1. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины». Любое издание.
2. Осипов А. И. Бог. Любое издание.
3. Энциклопедия «Мифы народов мира»: В 2-х томах. 2-е издание. М., 1991г.
4. Энциклопедический словарь «Христианство». Минск, 2010.
5. Карташов А. В. Вселенские соборы. М., 1994.
6. Поснов Э. История Христианской Церкви. Киев, 1992.
|