АНО ДПО «Балтийский центр международного образования»
г. Санкт-Петербург
Статья по истории:
ОБЗОР РУССКИХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ИДЕОЛОГИИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Автор: Федоренко Сергей Александрович,
преподаватель АНО ДПО
«Академия инновационных технлогий», г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
2014
Аннотация: В данной статье автор даёт перечень и производит классификацию трудов русских исследователей идеологии гуситского движения.
Ключевые слова и выражения: гуситы, табориты, хилиасты, чешские братья, гуситы-чашники, православная славянская миссия Кирилла и Мефодия, воспоминания о православи
Католичество на территории Чехии и большей части Словакии утвердилось в XII веке. Однако память о некоторых православных обрядах и обычаях (необходимость причащения «под обеими видами», причащение младенцев, народный понятный язык богослужения) всё-таки, судя по всему, продолжала сохраняться в народном сознании.
Папа Климент VI в 1346 году разрешил существование только одного единственного монастыря, где службы могли совершаться на славянском языке, но по западному обряду. Такой Эмаусский монастырь был основан в 1347 году в Праге монахами-бенедиктинцами из Далмации.
Наличие «схизматиков», упоминаемых в булле Климента VI, связывает православное начало в Чехии и религиозные явления XV века (деятельность Иоанна Гуса, Иеронима Пражского, попытка гуситов-чашников сблизиться с Греческой церковью). Иоанн (Ян) Гус не был кардинальным реформатором в духе Лютера, Цвингли или Кальвина. Гуситское движение было подпитано воспоминанием о православии, которое принесли чехам в IX веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий и которое затем было вытеснено католицизмом. Этот подход обоснован в трудах русских учёных, принадлежавших к лагерю славянофилов 50-х – 70-х годов XIX века (П. Бессонов, Е. Новиков, В. Надлер, А. Гильфердинг, А. Будилович, В. Ламанский и А. Клеванов). В значительной части этих трудов вопрос о национальном освобождении чехов от габсбургского владычества связывался с необходимостью возврата чехов в лоно православия. К сожалению, эти идеи о подсознательном влечении чехов к православию повлияли в дальнейшем на русификаторскую политику Александра III, не удержавшегося от обращения волынских чехов в православие. [1, 163] Однако, для последующих поколений волынских чехов, сумевших сохранить свои национальные традиции и язык, православие стало органической частью их культуры. В наши дни волынские чехи превратились в объект насилия и запугивания со стороны националистов бандеровского типа из числа местного западно-украинского населения Волыни по причине принадлежности к неукраинской национальности и к православному исповеданию.
В начальный период существования гуситского движения его эмиссары (Англик Пэн, Матэй из Констанцы) посещали Константинополь и вели с иерархами Константинопольской Церкви переговоры о воссоединении умеренного крыла гуситов (чашники) с православием. Посол гуситов прин1с послание Константинопольской Церкви чехам. Это послание опубликовано в богословском ежегоднике РПЦЗ за 1999 год. [2, 133] Послание было написано в 1451 году, а через два года Византийская Империя пала, из-за чего дальнейшие переговоры прекратились.
В религиозном отношении самым радикальным крылом радикально-революционной части гуситов (таборитов) стали еретики-хилиасты, учившие, что вскоре наступит тысячелетнее царство праведников во главе с явившемся Христом. Остатки таборитов, отказавшиеся от насилия, около 1450 года образовали небольшую общину под именем чешских и моравских братьев. В XVI веке община увеличилась и стала в один ряд с протестантскими общинами. [3, 375]
Чашники (каликстины) добились на Базельском соборе от Римской Церкви выполнения своих четырёх требований (причащение под обеими видами, проповедь на чешском языке, конфискация излишних церковных имений, введение церковного суда для клириков). В 1462 году папа Пий II отменил все уступки гуситам-чашникам. [3, 377]
Весьма активными в изучении гуситской эпохи во второй половине XIX века были русские учёные, которым принадлежит несколько работ о Гусе, его взглядах и его эпохе.
Эти работы:
• Будилович А. С. Не был ли православным человеком Иероним?//Христианское чтение. 1870. Ч. 1. № 4. С. 684 – 708; отдельный оттиск: СПб., 1870.
• Будилович А. С. Чехия и чехи. // Чехия и Моравия (с чешского). – СПб., 1871. VIII. – 180 с.
• Будилович А. С. О Яне Непомуцком, иезуитско-габсбургском святом // Холмско-Варшавский вестник. 1879. № 10 и отдельный оттиск (перепеч. Из «Волынских епархиальных ведомостей», 1879. № 16).
• Гильфердинг А. Гус, его отношение к православной церкви. – СПб, 1871; 2-е издание: СПб, 1893.
• Клеванов А. С. Очерки истории чешского исповедного движения. С предисловием О. М. Бодянского. 2 часть. – М., 1876.
• Ламанский Владимир. Видные деятели западноевропейской образованности в XV, XVI и XVII веках. Историко-литературные и культурные очерки.// Славянский сборник. Т.1. – СПб., 1875. С. 413 – 584 (статья не окончена).
В своих работах учёные выражали тот взгляд на Гуса и гуситское движение, который в 50-е – 60-е годы отстаивали славянофилы П. Бессонов, Е. Новиков, В. Надлер. Вот их наиболее замечательные работы на данную тему:
• Бессонов П. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки // Русская беседа. 1856. Кн. 2: Критика. С. 2.
• Новиков Е. Гус и Лютер. Критическое исследование. Т.1 – 2. – М., 1859.
• Надлер В. Причины и первые проявления оппозиции католицизму в Чехии и Западной Европе в конце XIV – начале XV века. – Харьков, 1869.
Подход славянофильских учёных заключается в том, что гуситское движение было вызвано воспоминаниями о восточном греческом христианстве, которое проповедовали чехам в IX веке святые Солунские братья и их ближайшие ученики, и которое затем было вытеснено католицизмом. В этих работах вопрос о национальном освобождении чехов от габсбургского владычества связывался с необходимостью обращения чехов к православию.
Существовали в те годы и работы другой направленности, где давалась совершенно иная оценка гуситства. Стоит обратить внимание на издание:
• Васильев П. Причины и характер чешского религиозного движения (Историко-критические этюды) // ЖМНП. 1876. Ч. 186. Июль. С. 90 – 125.
П. Васильев пишет: «Славянофильский взгляд до того укоренился у нас, что внесён в учебники как непрекаемая истина и проповедуется людьми различных убеждений без всякой оговорки…Никому, наверное, при этом не приходит в голову, что тут высказываются сомнительные предположения за истину». [4, 92]
Замечательный, но рано умерший (в 36 лет) славист Юрий Семёнович Анненков (1849 – 1885) ещё на университетской скамье написал замечательное сочинение «Ян Гус. Обзор его чешских сочинений», удостоенное золотой медали. Овладев в совершенстве чешским языком, Анненков углубился в литературу гуситской поры и сосредоточился на изучении сочинений одного из оригинальнейших чешских мыслителей той поры – Петра Хельчицкого. Анненков подготовил к печати главное сочинение П. Хельчицкого – большую книгу под названием «Сеть веры». Это сочинение началось печатанием по решению Второго отделению Академии наук, но смерть учёного помешала довести его до конца. Чешский текст сочинения был уже отпечатан. Изложение сочинения на русском языке, написанное Анненковым, было окончено, первые листы набраны. По поручению Академии Наук издание закончил академик И. В. Ягич, и оно вышло из печати через 8 лет после смерти Ю. Анненкова. К «Сети веры» было добавлено и другое сочинение П. Хельчицкого, текст которого оказался в бумагах покойного, - «Реплика против Микулаша бискупа таборского». Вскоре «Сети веры» в изложении Ю. С. Анненкова вышла в толстовском издании «Посредник» с предисловием Л. Н. Толстого (М., 1907). На родине писателя труд этот был издан только в 1929 году.
Список литературы:
1 Ровда К. И. Россия и Чехия. Взаимосвязи литератур. 1870 – 1890. – Л., 1978.
2 Православный путь. Богословский ежегодник РПЦЗ. 1999 год. - Джорданвилль.
3 Тальберг Н. Д. История Христианской Церкви. – М., 2001.
4 Васильев П. Причины и характер чешского религиозного движения (Историко-критические этюды) // ЖМНП. 1876. Ч. 186. Июль. С. 90 – 125.
|