В современных социально-экономических условиях, в связи с обострением социальных проблем, роль и значение государственной гражданской службы особенно возрастают. Перед ней стоят новые задачи, направленные на создание условий для соблюдения демократических правовых принципов в обществе, обеспечение его стабильности, усиление защиты законных прав и свобод граждан.
Новые задачи, стоящие перед государственной службой, предопределяют и новое отношение к гражданским служащим, исполняющим государственную службу. Успешная профессиональная деятельность гражданских служащих по реализации функций государства во многом зависит от их профессионального становления личности.
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он взаимодействует, от системы отношений, в которые он включается. В этой связи одной из главных психолого-педагогических проблем является оптимизация межличностных отношений в профессиональном становлении личности государственного гражданского служащего.
К изучению и анализу проблемы межличностных отношений обращались и обращаются многие известные педагогики и психологи: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Е.А. Климов, В.Н. Куницына и др.
Наиболее значимый вклад в исследование личностных составляющих межличностных отношений внесли И.В. Дубровина, И.А. Зимняя и др.
Значение межличностных отношений для формирования личности исследовалось в работах Г.М. Андреевой, А. А. Бодалёва, Н.Ф. Талызиной и др. В теоретических и экспериментальных исследованиях достаточно широко изучались межличностные отношения в диадных и малых группах (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев и др.). Экспериментально исследовался вопрос о методах анализа межличностных отношений (К.Н. Волков, В А Кан-Калик и др.).
Психологические механизмы, обеспечивающие процесс развития межличностных отношений, изучали Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, Б.Д. Парыгин, Н.Н. Обозов и др.
Психолого-педагогические факторы формирования межличностных отношений в малой группе изучали Я. Л. Коломинский, Р. С. Немов и др.
Анализ работ названных ученых позволяет заключить, что межличностные отношения в малой группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Актуальность проблемы обостряется, когда речь идет о профессиональном становлении личности государственного гражданского служащего.
Государственный служащий – работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации [1].
От степени влияния межличностных отношений на государственного служащего зависит его профессиональное становление.
Профессиональное становление личности в настоящее время является актуальной проблемой исследования в различных областях знаний. Ее изучают в политологии (А.В. Гришин, Г.И. Демин), экономике (Н.В. Волкова, В.В. Гончаров, В.И. Курбатов), социологии (А.Б. Александрова, А.И. Кравченко), педагогике (Е.В. Киселева, О.Л. Поминова и др.).
Профессиональное становление личности – это целостный динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обуславливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности [2].
Достаточно долго данная проблемная сфера оставалась вне поля внимания отечественной психологической и педагогической наук.
Потребность образовательной практики в полноценных научно-практических рекомендациях по созданию условий, благоприятных для профессионального становления личности государственного гражданского служащего на основе совершенствования их способности к установлению эффективных межличностных отношений в малой профессиональной группе, обусловила необходимость изучения данной проблемы с позиции психологии.
В немалой степени проведению исследований в данном направлении способствовал уже заложенный в психологии научный фундамент по смежной проблематике. В частности, его образуют работы, выполненные по вопросам: профессиональной деятельности (А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.); самоактуализации (А. Маслоу, Э. Фромм); самореализации (Д.А. Леонтьев и др.); развитию психологической готовности субъекта к деятельности (С.С. Ильин) и т.д.
Тем не менее, адаптированной программы по оптимизации межличностных отношений в профессиональном становлении личности государственного служащего не существует.
На основании выше изложенного, анализ литературы позволяет сформулировать ряд противоречий между:
- необходимостью разработки и внедрения программы по оптимизации межличностных отношений в профессиональном становлении личности государственного гражданского служащего и недостаточным научно-теоретическим и практическим обеспечением решения этой проблемы;
- потребностями государственных гражданских служащих в индивидуальном подходе и усредненным подходом к личности в современной научной практике;
- необходимостью предоставления каждому государственному гражданскому служащему возможностей для саморазвития и самореализации и недостаточностью условий, необходимых для этого.
Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической и социально-педагогической литературы подтверждена значимость оптимизации межличностных отношений в профессиональном становлении личности государственного служащего.
Библиографический список:
1. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Серия: Кодексы. Законы. Нормы. - Норматика, 2014.
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001.
|