Школа экстернат «Экспресс»
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР Разработка учебной программы для учащихся 4 класса Возраст учащихся 9-11 лет Составитель – Федоренко Сергей Александрович 34 аудиторных часа 2 часа практических занятий
Санкт-Петербург 2012/ 2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка. II. Задачи курса. III. Основные методические подходы к изучению основ мировых религиозных культур IV. Учебно-тематический план. V. Содержание данной образовательной программы. VI. Примерное поурочное тематическое планирование. VII. Ожидаемый результат. VIII. Рекомендуемая для учащихся литература.
Пояснительная записка. Многолетие дискуссии по проблематике введения в общеобразовательных учреждениях основ религиозных культур завершились изданием приказа №74 от 1 февраля 2012 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312» за подписью Заместителя Министра М.В. Дулинова. Распоряжением Правительства России от 28 января 2012 года №84-р был утверждён план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для ОУ «Основы религиозных культур и светской этики». Соответствующие изменения внесены в базисный учебный план начального общего образования, выделив 34 часа на преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в четвёртом классе. Руководящие документы предлагают выбрать один из следующих модулей курса: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур и 6. Основы светской этики. Данный вариант ОРК и СЭ – это курс «Основы мировых религиозных культур». Этот предмет наиболее сложен и тонок. В отличие, например, от математики и химии, он воспринимается не через теоремы, определения или химические реакции, а через призму собственных убеждений и мировоззрения. Разговор о религии затрагивает глубокие, а подчас потаённые и неосознанные сферы психики как педагога, так и учащегося. К тому же, если не принимать во вимание изучение религии с атеистических позиций в советской школе, этот предмет совсем нов. Ещё не сложились стандарты и критерии оценки знаний в данной области. Поэтому будем счиать, что мы, заинтересованные этой тематикой, стоим лишь в начале пути и только подходим к определнию правильного тона, который позволяет построить эффективную технологию преподавания этого предмета. Главным критерием правильности выбранного нами пути может быть лишь то, насколько полезной станет наша работа для воспитания и обучения отдельного человека и для блага общества в целом. Но что же считать в данном случае критерием «полезности»?Автор считает, что к таким критериям относится, в первую очередь, то, что школьник сможет ориентироваться в религиозных проблемах. Его возросшая образованность сделает его культурнее. А кроме того, будет способствовать и духовной безопасности. Можно смело утверждать, что новое поколение россиян просто не сможет успешно обустроить свою страну, не обладая знаниями о религиях и их роли в истории российской цивилизации. Аргументов в пользу этого утверждения можно найти немало. Современная Россия – это невиданный, пожалуй, в истории пример воссоздания религиозной жизни после десятилетий её насильственного уничтожения. На глазах одного поколения положение религии изменилось коренным образом. Возродилось и возникло множество конфессиональных организаций, наблюдается рост интереса к религии со стороны прежде равнодушных к ней людей. Как показывают проведённые в последние годы социологические исследования, к верующим себя относят несколько более половины населения сегодняшней России. Религиозность сильно « помолодела»: ныне люди от 22 до 50 лет составляют более половины от числа верующих в Бога. Таким образом, отвергаются ещё недавно бытовавшие представления о том, что религиозность – это удел пожилых людей. Изменения в традиционные представления о верующих вносят и данные, связанные с образовательным цензом. Ныне больше половины верующих имеет среднее и более трети – высшее образование. Среди наиболее многочисленных в нашей стране групп верующих – православных и мусульман практически каждый второй – со средним образованием и каждый третий – с высшим. Религиозной стала часть интеллектуальной и творческой элитой. Всё перечисленное выше вполне естественно и свидетельствует лишь о том, что жизнь россиян возвращается в нормальное общечеловеческое и цивилизованное русло. Но одновременно мы сталкиваемся с появлением настораживающих процессов: многие россияне увлеклись мистикой и оккультизмом, обострилось межконфессиональное соперничество, идёт активное вторжение в духовную жизнь наших сограждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладабщих огромными финансовыми возможностями. Живя в России, нельзя не учитывать, что наша Родина – многонациональная страна. В ней исторически сосуществуют различные культуры, каждая из которых имеет свою религиозную основу. При очевидном недостатке объединяющих общество общенациональных идей в наши дни заметно усилилась тенденция к этническому эгоизму. Религиозные сообщества и рядовые верующие втягиваются в текущую политику, межнациональные противоречия и конфликты. Чрезвычайно возросла угроза того, что к этим конфликтам могут добавиться столкновения на религиозной почве. И это очень опасно, как для страны в целом, так и для отдельных её граждан. На исходе минувшего века стало заметно, насколько человечество «устало» от созданной им самим могущественной цивилизации. Люди стремятся к ясным культурным ценностям и ориентирам. У многих появилось желание жить в гармонии с природой, определить себя по отношению к Вечности. Это обстоятельство во многом сформировало интерес к мистическим религиозно-философским учениям Востока, древним природным религиям, к опыту мировых религий как американцев и европейцев, так и россиян. Религии – это не только вера в Бога. Они играли и продолжают играть стержневую роль в определении своеобразного лица цивилизаций, стран и народов. Это происходит даже в том случае, если большинство людей, составляющих ту или иную общность, никак не определяют себя по отношению к «своей» религии, а то и забыло её или мало о ней знает. Не обладая специфическими знаниями о религиях, наши ученики не разберутся в сути многих мировых и региональных процессов, в современных конфликтах и войнах. Без изучения основ религий учащимся будет трудно понять не находящиеся на поверхности причины, определяющие движение истории и историческую судьбу различных человеческих сообществ. Без этих знаний школьники не смогут выработать адекватное отношение к особенностям характера тех или иных народов.
II. Задачи курса.
Глубокое изучение теоретических аспектов любой религии – дело специального образования, необходимого не для всех. Ведь массовая(да и любая частная общеобразовательная школа) призвана выпускать в жизнь культурного и образованного человека с широким кругозором, а не специалиста или представителя оиределённой конфессии. Поэтому школьный учитель должен стать для своих учеников прежде всего популяризатором. Поэтому данный курс ставит следующие задачи: - в сжатой и увлекательной форме раскрыть различные аспекты религии как общественного феномена; - корректно и (что очень важно) занимательно познакомить учащихся с миром религий, подчеркнув факт его многообразия; - осветить историю возникновения религий, существующих в мире и в России, обстоятельства их появления и распространения; - познакомить учащихся с основателями, виднейшими пророками, реформаторами и виднейшими деятелями разных религий; - популярно раскрыть учащимся яркие особенности учений различных религий (в первую очередь их этическую составляющую) ; - описать учащимся различные религиозные традиции, которые не только ограничиваются церковной сферой, но и влияют на быт и повседневную жизнь людей; - познакомить учащихся с особенностями духовного и церковного искусства, памятниками религиозной культуры; - привить учащимся уважение к этим памятникам, научить самым элементарным приёмам их изучения и сохранения; - наглядно показать учащимся влияние религии на характер этносов и их историческую судьбу; - в деликатной форме ознакомить школьников с характерными особенностями психологии последователей той или иной религии, поставив при этом в качестве конечной задачи воспитание терпимости и уважения к инакомыслящим; - научить элементарным правилам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религий, наиболее распространённых в России; - познакомить учащихся с современным состоянием религиозной жизни в России; - защитить детей от разрушительного влияния тоталитарных сект и организаций, действующих под религиозными лозунгами; - привести и разъяснить современную статистику религий и географию их распространения в России.
III.Основные методические подходы к изучению основ мировых религиозных культур.
Хотя изучение религии не может быть построено на основе предпочтения одной конфессии в ущерб другой, следует учитывать, что в нашей стране те или иные религии играли и играют неодинаковую роль в её истории, культуре и жизни общества. С этим фактом необходимо считаться при отборе материала, большая часть которого неприменно будет связана с христианской традицией и, прежде всего, с православным христианством. Роль этой религии особенно подробно рассматриваются в связи с историей страны, развитием нашей культуры, российскими общественными устоями, традициями и бытом людей. Учащимся необходимо давать больше сведений об обычаях и традициях религий, с представителями которых они могут встретиться в жизни. Как обращаться к этим людям? Как избежать неловкого положения? Как вести себя в храме, если ты попал туда случайно, например, в ходе ознакомительной экскурсии и т. п. Все эти сугубо практические вопросы необходимо разъяснять на уроках данного курса. Ключом к методике является признание и реализация права каждого ученика на выражение собственных убеждений и мнений. Нельзя проявлять насилие , навязывать ученикам готовые рецепты, необходимо уважать мнение оппонентов, давать учащимся по возможности объективную информацию – вот главные требования к учителям, читающим данный курс. Нажим и неверный тон могут дать нулевой результат. В обобщённом виде методические принципы можно сформулировать так: - максимальная деликатность, интеллигентность, уважение к личности учащихся в процессе общения на уроках; - учёт индивидуальных особенностей и склонностей каждого из учащихся, специфики семьи и атмосферы, в которой он воспитывается дома; - использовать на уроках (только деликатно) конфессиональные знания и навыки отдельных учащихся; - не допускать в любой форме выяснять конфессиональную принадлежность учащихся; - процесс обучения в рамках данного предмета – это уважительный обмен информацией и деликатное знакомство учащихся с новой для них информацией; - доброжелательный, деликатный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимой однозначности в оценках. Исключение из этого правила касается только изложения материала, касающегося тоталитарных сект; - простота освещения учителем всех вопросов, включая самые сложные. На уроках нет места ничему заумному и тяжеловесному; - на уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков; - манера объяснения, беседы учителя должны быть максимально яркими, артистичными и увлекательными; - на занятиях можно в ограниченном количестве использовать приёмы лабораторной работы, например , объяснение происхождения выражений , таких как «Неопалимая купина» (Примерный ответ. Пася стада своего тестя, Моисей ушёл далеко в пустыню и пришёл к горе Божией. Здесь он увидел необыкновенное явление: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись, он услышал оттуда голос Господа, повелевавший ему снять обувь, так как место, на котором он стоял, являлось святой землёй. Моисею было дано повеление идти в Египет к фараону для освобождения евреев.); - вполне уместно использование на уроках произведений изобразительного искусства, архитектуры, фрагменты художественной литературы, поэзии, музыки; - на занятиях по нашей тематике было бы уместно использовать карты и атласы, но учащиеся 4-х классов не знакомы ещё с географией и затрачивать учебное время на обучение учащихся работе с картой вряд ли целесообразно ввиду дефицита учебного времени; - было бы очень эффективным использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях; - оценка знаний учащихся должна производиться с учётом того, как школьники владеют фактами и понятиями; - особо оценивать умение учащихся самостоятельно получать информацию из словарей, справочников и электронных источников информации. IV.Учебно-тематический план.
В качестве практического занятия рекомендуется посещение учащимися Государственного музея истории религии, расположенного в Санкт-Петербурге на Почтамптской улице. Музей располагает богатой коллекцией по интересующим нас темам.
V. Содержание данной образовательной программы. Тема №1. Религия: истоки, сущность и основные истины. Время появления и значение слова «религия». Точки зрения на происхождение этого слова Цицерона, раннехристианского писателя Лактанция, блаженного Августина. Причины разнообразия определений. Понимание сущности религии различными философами и богословами. Что такое «атеизм»? История возникновения и применения этого термина. Взаимодействие религии и атеизма в истории. Соотношение религии и науки. Принципы цивилизованного общения между людьми с разными религиозными взглядами. Структура религии. Основные истины религии. Сущность религии. Вера и проявление её иррационального характера. Богословие и его отрасли. Осуществление религиозной деятельности. Понятие о культах и обрядах. Объединения, создаваемые верующими (церковь, конфессия, религиозная община). Происхождение религии: натуралистическая гипотеза, гипотеза Людвига Фейербаха, социальная гипотеза. Теория анимизма Эдуарда Тейлора и Джеймса Фрэзера, другие концепции начала религии. Положительный взгляд на происхождение религии. Соотношение религии и суеверий. Классификация религий. В каком контексте можно применять термин «язычество», «языческая религия»? Высокий уровень «первобытного» религиозного сознания. Эволюция религиозной жизни человечества. Верховное Божество в ранних религиях и его оттеснение богами природы. Духовная история человечества: путь от Бога и возвращение к нему. Великие учёные и религия. Миросозерцание Чарльза Дарвина. Константин Эдуардович Циолковский и атеизм. Тейар де Шарден и теория Божественной эволюции в Римско-Католической церкви. Современная статистика религии. Современная космогония. Теория расширяющейся Вселенной. Мифы об отпадении человека от Бога. Тема №2. Буддизм. Исторические условия и истоки возникновения буддизма. Жизнь Гаутамы – Будды. Учение буддизма: Четыре истины и «срединный путь» - ядро буддийской этики. Характер этики буддизма. Что есть бог в буддизме? Устройство мира и место человека в нём согласно буддийским представлениям. Учение о сансаре и карме в буддизме. Возникновение буддийской общины. Монахи и миряне. Культ в раннем буддизме. Первые храмы. Изображения Будды. Буддийский священный канон. Разделение буддизма на северную и южную ветви. Их различия. Распространение буддизма. Его особенности в различных странах. Краткая история буддизма в России.
Тема №3. Ветхозаветная религия. Библия о происхождении еврейского народа и о начальном периоде её истории. Главные, неповторимые по сравнению с другими религиями, особенности вероучения древних евреев. Почитание субботы. Культ. Важнейшие течения в религиозной жизни древних евреев на рубеже новой эры. Садуккеи, фарисеи, ессеи и терапевты. Основные этапы истории евреев до окончательного разрушения Иерусалимского храма в 70 году. Важнейшие расхождения между христианством и иудаизмом. Книги Танаха (Ветхого Завета). Их классификация. Исторические, пророческие, законоучительные книги. Иудейские апокрифы.
Тема №4. Иудаизм. Падение древнееврейских царств и начало диаспоры. Возникновение взглядов о богоизбранности евреев. Христианство и вопрос о признании Иисуса Христа Мессией. Талмудический период в развитии иудаизма: Появление Талмуда. Составные части Талмуда. Синагога и раввинат. Расселение евреев по средневековой Европе и их жизнь в рассеянии. Религиозные движения в иудаизме. Каббализм. Караимство. Хасидизм. Цивилизация идиша. Религиозные традиции иудеев: устройство синагоги, бытовые традиции и пищевые ограничения, памятные даты и праздники. Сионизм – движение евреев за возвращение на историческую родину. Холокост («всесожжение») – массовое уничтожение евреев немецкими национал-социалистами во время Второй Мировой войны. Создание по решению Генеральной ассамблеи ООН еврейского государства в Палестине с названием «Израиль». Современное состояние иудаизма. Течения в современном иудаизме от ортодоксов до реформистов. Иудаизм в СССР. Борьба евреев за право свободного выезда в Израиль. Эмиграция советских евреев в Израиль. Иудаизм в современной России. Различные религиозные объединения евреев в России. Синагоги в Санкт-Петербурге и Москве. Петербургская хоральная синагога – шедевр русской архитектуры в мавританском стиле.
Тема №5. Христианство. Исторические условия возникновения христианства. Ожидание Мессии в древнееврейском обществе. Святая Земля – это географическая среда возникновения христианства. Жизнеописание Иисуса Христа согласно каноническим и апокрифическим евангелиям. Краткое содержание Евангелия. Религиозный смысл Страстей Господних и Воскресения Христова. Краткий обзор письменных и археологических источников, свидетельствующих о Христе и христианах. Состав и структкра Нового Завета. Авторы новозаветных текстов. Начало Христианской Церкви: Деятельность апостолов. Понимание первыми христианами сущности Церкви. Гонения на христиан и возникновение культа святых. Складывание чина богослужения. Евангельский смысл Литургии. Возникновение иерархии. Структура апостольской Церкви. Зарождение монашества. Превращение христианства в государственную религию Римской Империи. Борьба с язычеством. Первые Вселенские соборы. Складывание Символа веры. Борьба за утверждение единой догматики христианства. Возникновение понятий «православные» и «католики», их смысл и историческая эволюция. Особенности православного вероучения: Основные догматы православия и формы их выражения. Вероучительные отличия от иных христианских течений. Священное Предание православных. Святые. Канонизация. Типология житий. Богослужебные и вероучительные книги православных. Отношение к чтению и объяснению Библии мирянами. Устройство и организационная структура Православной Церкви: автокефальные и автономные церкви, епархии, благочиния и приходы. Монашество. Участие мирян в делах Церкви. Поместные и архиерейские соборы. Устройство и убранство православного храма. Церковная музыка в храме. Суточный круг богослужений. Божественная Литургия. Всенощное бдение. Требы. Посты и праздники православных христиан. Разделение христианства. Папство и патриаршества. Исторические условия существования западной и восточной ветвей Христианской Церкви. Различия в православном и католическом вероисповедании в области догматики и канонов. Особенности управления Католической Церковью. Краткий обзор истории папства. Монашеские ордены. Храм, обряды и богослужение у католиков. Современный католицизм. Исторические предпосылки, религиозные и идейные истоки Реформации. Реформация в Германии. Мартин Лютер и его учение. Основные положения вероучения протестантов. Борьба протестантов и католиков за влияние в странах Европы. Обзор протестантских течений. Историческое значение Реформации. Роль протестантизма в зарождении и развитии буржуазной цивилизации. Страны мира, в которых протестантизм стал преобладающим религиозным направлением.
Тема №6. Ислам. Возникновение ислама. Жизнь пророка Мухаммеда. Хиджра. Объединение Аравии. Арабский халифат и распространение ислама. Коран: формирование текста, его структура и содержание. Разделение ислама: сунниты и шииты. Особенности шиитского вероучения и культа. Характерные черты мусульманского вероучения и культа. Религиозные предписания ислама в отношении верующих. Шариат. Устои и быт исламского общества. Брак в исламе. Положение женщин в исламе. Исламская община – умма. Духовенство. Мечеть: устройство, её роль в жизни общины. Мусульманская культура и её значение в истории человечества. Ислам в России. Тема №7. Новые (нетрадиционные) религии и тоталитарные (деструктивные) секты. Традиционные и нетрадиционные религии. Спор о терминологии и что за этим стоит. Эзотерические учения XX века и их создатели: теософия, антропософия и агни-йога. Тоталитарные секты-долгожители: мормоны и иеговисты. Наиболее известные в современной России секты иностранного происхождения: сайентологи, муниты, кришнаиты, трансцендетальная медитация (ТМ) и др. Псевдоевангельские новые религиозные движения , не являющиеся тоталитарными сектами: адвентисты и толстовцы. Новые религиозные сообщества российского происхождения: «богородичники», ивановцы, виссарионовцы и т.п. Правила религиозной безопасности.
VI. Примерное поурочное тематическое планирование.
VII. Ожидаемый результат. Отметим ожидаемые предметные результаты освоения учащимися курса истории мировых религиозных культур. Эти предметные результаты должны отражать: Знание (умение объяснять, определять и пересказывать) основные события из истории мировых религиозных систем. Умение рассказывать о различных аспектах религии как об общественном феномене. Знание основателей, виднейших пророков, реформаторов и важнейших религиозных деятелей. Умение описывать яркие особенности учений различных религий. Умение соотносить религии и народы, их исповедующие. Знание самых ярких особенностей духовного и церковного искусства каждой из изученных религий. Знание самых известных мировых памятников религиозного искусства. Знание влияния религий на характер этносов и их историческую судьбу. Знание характерных психологических особенностей последователей той или иной религии. Знание разрушительного влияния на человека тоталитарных сект. Знание элементарных правил этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религий, наиболее распространённых в России. Знание современной статистики и географии распространения религий в России. Знание (в самом общем виде) исторических процессов в древних обществах, где происходил процесс формирования религий. Нельзя не признать наличия ожидаемых метапредметных результатов. Метапредметные результаты должны отражать: Формирование целостной картины мира, не противоречащей современным научным данным и взглядам традиционных монотеистических религий. Совершенствование умственных способностей учащихся через самостоятельную работу в рамках изучения предмета. Овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову. Овладение навыками внимательного музейного посетителя. Изучение предмета ОМРК должно обеспечить личностные результаты обучающихся. Эти результаты должны отражать: Сформированность у учащихся понятий о добре и зле. Наличие навыков уважительного и толерантного отношения к инакомыслящим. Наличие бережного отношения к своему телесному и душевному здоровью как к дару Божиему. Умение определять собственное отношение к получаемой информащии.
|