Программа по внеурочной деятельности «Основы проектирования»,
для учащихся 7 класс,
Методист Куренных Марина Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектирования» предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательной школы). Программа составлена в соответствии с образовательной программой, учебным планом образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 185, апробируется в течение 2014-2015 учебного года на основании образовательной программы основного общего образования на 2012-2017 учебные годы МБОУ СОШ №185.
Цель курса:
• создать условия для образовательной деятельности, максимально ориентированной на реальное социальное проектирование, учить подростков активному поведению в современных условиях.
Задачи:
• предоставить учащимся возможности получения опыта коллективно¬го решения реальных социальных проблем;
• формировать систему теоретических и практических знаний, необходи¬мых общественному деятелю;
• формировать интерес к общественной жизни, самостоятельности мышления, общения.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, особенно значимы среди них требования к развитию личности:
- формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Знания в области проектирования в наше время становятся частью общей культуры человека.
Применение проектного подхода в обучении учит подростков предвидеть результаты своей деятельности, принимать ответственные решения, планировать свою деятельность, самостоятельно решать проблемы, проводить рефлексию деятельности.
Таким образом, проектирование является сегодня актуальным направлением развития школы и предполагает соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции.
В процессе освоения материала программы учащиеся овладевают навыками конструктивного общения, учатся лучше понимать себя и окружающих, рефлексировать свои действия.
После реализации программы ожидается формирование у учащихся целостного представления о собственных возможностях, осознание необходимости проектировать свое будущее, способность находить новые способы действия в привычных ситуациях.
Организационные принципы:
• поддерживать активное участие учащихся в обсуждениях проблем;
• делать акцент на освоение умений, необходимых для активного участия в жизни общества;
• отдавать приоритет организации групповой работы учащихся;
• обеспечить участие подростков наряду с учителями в выработке критериев оценки коллективной деятельности;
• применять критерии в процессе оценивания результатов индивидуальной и групповой деятельности.
Роль учителя:
• помощник, коллега, партнер;
• передает школьникам для использования стандартные техники решения задач (проблем), разрешения конфликтов, принятия решений, понимающей коммуникации;
• специалист в постановке аналитических, синтезирующих, обобщающих вопросов, умеет приводить контраргументы;
• комбинирует индивидуальную и групповую работу;
• удерживает логику обсуждения;
• организует ситуации, в которых учащихся начинают решать проблемы;
• организует рефлексии в группе учащихся.
Предполагаемый результат:
• знание основ проектирования;
• формирование умения решать проблемы, возникающие в обществе;
• умение анализировать социальные ситуации, определять проблемы, находить способы их решения;
• формирование представлений об основных способах совместной деятельности;
• овладение навыками межличностного общения;
• понимание основных механизмов взаимодействия и восприятия друг другом людей;
• определение своих командных ролей;
• осознание собственных дефицитов и планирование способов развития лидерских качеств;
• развитие навыков монологической речи, выработка умения активного слушания, развитие навыка понимания невербального языка общения;
• понимание и применение способов создания положительного впечатления;
• использование и критическое осмысление различных источников
информации;
• развитие самостоятельности мышления, постановки и решения задач;
• рефлексивная самооценка учебной результативности.
Виды занятий:
• лекция;
• игровые занятия;
• ролевые игры;
• элементы социально-психологического тренинга;
• семинары;
• элементы дискуссии;
• публичные защиты проектов.
Использование различных форм и методов позволяет сделать проработку и закрепление материала учащимися более глубоким.
Таким образом, в основе курса лежит системно-деятельностный подход. При этом большое место в данном курсе занимает практическая часть, подразумевающая непосредственное взаимодействие с социальными объектами, конкретными людьми. Эта часть всегда вынесена в неурочное время. Продолжи¬тельность такой деятельности определяется во многом характером объекта и организацией ее прохождения.
Результатом работы детей может являться защита собственных проектов.
Учебно-методические средства:
1. Организация внеурочной работы по праву / Сборник статей М54 статей. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002.
2. Школьные проекты по гражданскому образованию «Сборник методических материалов», Красноярск, 1999.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе в школы/ Методист, 2004, № 3
4. Тренинг управления персоналом, Бакирова Г.Х., Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.
5. Основы менеджмента, Вачугов Д.Д., Москва, «Высшая школа», 2002г.
6. Современный психологический справочник менеджера, Царский В., Москва, «Рипол классик», 2002г.
7. Психологические тесты в двух томах, Москва, «Владос»,2005г.
8. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами, Бутенко И.А., Высшая школа, Москва, 1992 г.
9. Этика деловых отношений, Андреева И.В., Санкт-Петербург, «Вектор»,2005г.
10. Сотрудничество. Ежеквартальный информационный журнал для общественно-активных школ, Красноярск, ООО «Новые компьютерные технологии», 2011-2013г.
11. Технология подготовки и реализации социальных проектов, Прутченков А.С., МООДиМ «Новая цивилизация», 1999 г.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|