Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Педагогический проект «Мы за здоровый образ жизни» для старшего школьного возраста

СКАЧАТЬ (143.5 Kb) 29.12.2014, 10:12
Конина Вера Владимировна
педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД Дом детского творчества р.п.Воротынец Нижегородской области
Актуальность проекта

Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических веществ, нежелание учиться, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамическом мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир, позиционировать себя в нем. Обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.
В последнее десятилетие употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, никотина, наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) превратилось в масштабную проблему, представляющую острую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Причины того, что ребенок начинает принимать психоактивные вещества, глубоки: влияние улицы, подкрепленное негативом или равнодушием семьи, желание «уйти от действительности», невзирая на последствия, стремление доказать свою взрослость, уйти от решения проблем, способ расслабиться, удовлетворить любопытство, желание выделяться среди окружающих. Также, немаловажная причина распространения этих социальных болезней - неорганизованное свободное время у молодежи, особенно в вечернее время. Количество подростков, употребляющих психоактивные вещества, постоянно растет, а возраст, испытавших первую пробу психоактивных веществ, неизменно снижается, что приводит к нарушению психики ребенка, неадекватному поведению и многим другим последствиям, а самое главное к ухудшению здоровья. Как известно, здоровье, воспитание и обучение являются неотъемлемой частью единого процесса формирования полноценной личности ребенка и подростка. Подростки не отдают должного предпочтения своему здоровью и здоровому образу жизни, что выяснилось в ходе нашей беседы о жизненных ценностях с ребятами клуба «Облик».
Здоровье не является для них одной из важнейших ценностей, более высокий рейтинг занимают «Материальные ценности» и «Свобода как независимость в поступках», а такая ценность как «Здоровье» находится лишь на 4 месте. Результаты этой диагностики заставляют задуматься, как создать условия для того, чтобы ребенок сам захотел быть здоровой личностью? По нашему мнению, формировать ценность здоровья и ЗОЖ можно и необходимо через досуговую деятельность. В формировании здорового стиля жизни дети - подростки являются наиболее перспективной возрастной категорией, так как именно в этом возрасте происходит усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. И образовательное учреждение остается едва ли не единственным учреждением, способным отвлечь учащихся от употребления психоактивных веществ и сформировать ценностное отношение к себе и своему здоровью.
Таким образом, актуальность выделенной проблемы явилась основанием для разработки данного проекта «Мы за ЗОЖ».

Концептуальные основы проекта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества р.п. Воротынец, как и многие другие, имеет возможность для проведения первичной профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к семье ребенка квалифицированными педагогическими кадрами. Профилактическая работа отдает приоритет ранней, первичной профилактике в решении проблем наркомании и злоупотреблении ПАВ.
Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в:
- ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года № 3 – ФЗ (с изменениями на 25 ноября 2013 года);
- Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной Министерством образования РФ приказом № 619 от 28 февраля 2000 г;
- Областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013-2015 гг.;
- Районной межведомственной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» в Воротынском муниципальном районе на 2009-2012гг;
- Муниципальной программе «Здоровье и образование на 2014 год».
С ориентацией на данные нормативные документы по профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде был разработан проект «Мы за ЗОЖ».
Целями первичной профилактической деятельности являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к психоактивным веществам;
- формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде;
- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений;
- раннее предупреждение употребления наркотических веществ основано на том, что в центре внимания должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.
Цель проекта:
Содействие духовно- нравственному воспитанию подростков, формирование активной жизненной позиции, ориентированной на позитивные социальные личностные ценности, через вовлечение старших школьников в работу по пропаганде ЗОЖ в рамках деятельности клуба общения «Облик».
Задачи проекта:
• информировать учащихся о последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения (влияние на здоровье учащихся и их будущих детей, профессиональную успешность, личностное развитие);
• формировать личностные ресурсы, обеспечивающие развитие у подростков социального жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ, действенной установки на отказ от курения, употребления алкоголя, токсикомании, наркомании;
• создать в ДДТ игровой клуб «Дети улиц» и трудовую бригаду «Мы поможем» в каникулярный период;
• показать подростку как содержательно и с пользой можно проводить свой досуг без использования вредных привычек;
• создать действующую модель первичной профилактики всех видов зависимостей и пропаганды ЗОЖ;
• повысить коммуникативную компетентность учащихся;
• развить навыки добровольчества у подростков.
Механизм реализации проекта
Проект по профилактике употребления подростками психоактивных веществ «Мы за ЗОЖ» составлен в первую очередь для учащихся клуба общения «Облик» ДДТ р.п. Воротынец, для групп второго года обучения. Срок исполнения проекта: в течение учебного года с сентября 2014 г. по апрель 2015 г. на базе ДДТ р.п. Воротынец.
Механизм реализации проекта предусматривает взаимодействие следующих функциональных блоков:
1.Организационный блок (сентябрь) предусматривает набор участников проекта, диагностику и социально - педагогический мониторинг.
2.Обучающий блок (октябрь – ноябрь) состоит из теоретических и практических занятий, которые включают в себя: лекции, тренинги, деловые и ролевые игры, упражнения, круглые столы, диспуты, анкетирование, аукционы, направленные на расширение и выявление знаний подростков о негативном влиянии алкоголя, курения, наркотиков и формирование умений применять способы отказа от них. Данный блок реализуется в рамках программы клуба «Облик» в блоке «Познай себя».
3.Творческо – развивающий блок (октябрь-апрель) направлен на физическое, творческое, личностное и духовно-нравственное развитие участников проекта и включает спортивные мероприятия (соревнования, походы, игры, марафоны) и ряд творческих, конкурсных, игровых и других досуговых программ. Данный блок реализуется как в учебное время, так и в каникулярный период.
Обучающий и творческо – развивающий блок предусматривает участие обучающихся в организации и проведении различных мероприятий, занятий для участников проекта, с целью развития навыков добровольчества (волонтерства) у подростков. Как показывает мировой опыт, эффективность профилактической работы многократно возрастает в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков. Это объясняется несколькими причинами. Принадлежность ребят, проводящих занятия и мероприятия со сверстниками, к одному поколению со своими слушателями, способность говорить на одном с ними языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.
4.Итоговый блок (апрель) предусматривает подведение итогов проекта.
На занятия и мероприятия, проводимые в ДДТ, приглашаются друзья и знакомые участников проекта, учащиеся ВСШ, ВАТТ, родители обучающихся, медицинские работники и сотрудники правоохранительных органов. Ребята клуба «Облик», также могут выходить с агитвыступлениями, инсценировками творческими делами о вреде курения, алкоголя, наркомании в ВСШ, ВАТТ.
Принципы организации работы по формированию здорового образа жизни:
- принцип аксиологичности - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни, о законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма;
- принцип многоаспектности - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности;
- принцип непрерывности - профилактическая работа ведется не только в учебное время, но и в каникулярный период;
- опора на актуальные потребности и основные жизненные ценности учащихся.
Профилактическая работа должна опираться на выявленные основные жизненные ценности и актуальные потребности учащихся (средства: психодиагностика и социально-педагогический мониторинг);
- учет половозрастных особенностей учащихся.
Подростки больше доверяют информации, исходящей от сверстников. Отсюда возникает необходимость вовлечения в профилактическую работу самих учащихся. Преобладание среди учащихся женского пола заставляет опираться на жизненные ценности этой целевой группы (счастливая семейная жизнь, внешняя привлекательность, здоровье детей);
-принцип сотрудничества - тесное взаимодействие с родителями учащихся, ВСШ, ВАТТ, районной библиотекой, медицинскими работниками, работниками правоохранительных органов, УО, ФОК, ДЮКФП.

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Разное | Добавил: lenakuzmenkova
Просмотров: 1558 | Загрузок: 62 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог