Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Проект "Формирование мыслительных процессов у учащихся с ЗПР с помощью графических моделей"

СКАЧАТЬ (73.5 Kb) 04.12.2014, 20:38
Быстрова Елена Алексеевна
учитель биологии, ГКСКОУ школа-интернат для детей сирот г.о. Чапаевск
Формирование мыслительных процессов у учащихся с ЗПР с помощью графических моделей.

Цель: разработка и апробация рисуночно-идеографического письма, направленного на повышение уровня мыслительных процессов у учащихся 6-х классов.
Задачи:
1. Формирование навыков графического моделирования, с целью выдвижения основного биологического материала на первый план, знакомя учащихся с правилами графического моделирования изучаемого материала.
2. Формирование целостного восприятия учебного материала, пользуясь графическими моделями.
3. Формирование навыков дешифровки моделей, с целью воспроизведения изученного материала.
4. Формирование способности выделять существенное, анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать понятия при использовании в изучении дополнительной информации, в процессе самостоятельной работы, на лабораторно-практических занятиях, дополняя и составляя самостоятельно пиктограммы и идеограммы.
5. Формирование навыков самостоятельного графического моделирования, создание пиктограмм и идеограмм.
6. Формирование теоретической базы основных биологических знаний, входящих в минимум обязательного содержания курса биологии, используя новые технологии в образовательном процессе – рисуночно-идеографическое письмо.
Для решения этих задач было сделано:
1.Некоторая перестройка программы и соответствующее планирование;
2.Дифференциация образовательного процесса;
3.Работа со справочной и дополнительной литературой;
4.Использование различных методов и приемов: лекции, составление опорных конспектов и схем, работа с учебником и дополнительной литературой, проблемное изложение материала.
Анализ ситуации.
Данный проект разрабатывался в специальной коррекционной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Чапаевска. Учащиеся данной школы имеют диагноз: задержка психического развития церебрально-органического генеза.
В основу работы была взята программа авторского коллектива под руководством Сонина Н.И., Захарова В.Б., где базовый уровень биологического образования завершается в 9 классе изучением общебиологического материала (курс «Биология. Общие закономерности»), в 6 классе изучается курс «Живой организм» с привлечением одновременно материалов о растениях, животных и микроорганизмах, в 7 классе – «Многообразие организмов», в 8 классе – «Человек». Рабочие программы составлены на основе обязательного минимального содержания и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Проблемная ситуация складывается в 6 классах школы-интерната, т.к. именно в этих классах закладывается фундамент биологических знаний.
В процессе изучения биологии используются разные методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с книгой, самостоятельная работа с книгой, работа с микроскопом, наблюдение, эксперимент, лабораторные и практические работы.
Но для успешного овладения ЗУН у учащихся должны быть сформированы на достаточном уровне слуховое и зрительное восприятие, достаточный объем памяти, полнота воспроизведения. Исходя из данных психолого-педагогической диагностики в 6 классах определено, что уровень развития таких мыслительных операций как анализ и синтез достаточен, но нуждается в дальнейшем развитии, у большинства детей. Операции сравнения, обобщения, классификации и тем более абстрагирования находятся на низком уровне развития.
Слабо развитые мыслительные операции, которые складываются из способности выделять существенное, сравнение понятий, способности обобщать, способности классифицировать, анализировать отношения между понятиями очень часто приводят к трудностям в изучении тех или иных тем. Так, например, очень часто возникают трудности при изучении темы «Строение растительной и животной клеток», где учащимся необходимо выделить основные части клетки, найти различие в строении растительной и животной клеток.
При изучении темы «Органы и системы органов животных», дети часто затрудняются в выборе органов, входящих в ту или иную систему.
Учащиеся затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, особенно если они повернуты или перекрывают друг друга. Особенно восприятие детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска, нарушено пространственное восприятие, в связи с нарушением взаимодействия зрительного и слухового анализатора.
В связи с этим, возникают трудности в воспроизведении учащимися изученного материала, пересказа текстов, в применении теоретических знаний на практике. При работе с таблицами, подростки плохо ориентируются во внутреннем строении животных, не могут показать изученные системы и органы.
У учащихся происходит загромождение памяти второстепенными деталями, они не могут выделить существенные, главные признаки.
Для формирования мыслительных процессов у детей с задержкой психического развития предлагается на уроках биологии использовать особое графическое средство обучения – рисуночно-идеографическое письмо, с целью выделения основных биологических понятий, формирующих систему биологических знаний, а иллюстрации, наглядные пособия, натуральные объекты, таблицы, фильмы, схемы использовать на этапах закрепления, обобщения материала.
Инновационные разработки в области педагогики показывают, что в настоящее время не столько важны заучивание и запоминание учащимися всего программного материала, сколько внутренние мыслительные процессы, сопровождающие его обработку в ходе восприятия и воспроизведения.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Планируемые образовательные результаты
В результате использования на уроках биологии рисуночно-идеографического письма учащиеся с диагнозом ЗПР должны научиться:
а) выделять существенное при изучении нового материала;
б) сравнивать понятия;
в) обобщать полученные знания;
г) классифицировать живые организмы по разным систематическим группам;
д) анализировать отношения между понятиями;
е) проговаривать вслух содержание темы, что позволит учащимся осмыслить учебный материал;
ж) самостоятельно приобретать знания в ходе поисковой деятельности.

Формирование мыслительных процессов с использованием графического моделирования происходит в определенной последовательности, с повышением доли самостоятельного участия школьников в этом процессе и включает три основных этапа, имеющих следующие дидактические задачи. На первом этапе – знакомство с графическим способом представления информации, в том числе и текстов; на втором этапе – формирование навыков дешифровки модели. На третьем – формирование навыков графического моделирования, т. е. перевод текста на графический язык и работа с моделью.
В разработке рисуночно-идеографического письма руководствовались рядом принципов.
1. Компактность. Пиктограммы и идеограммы должны содержать те изобразительные элементы, которые кодируют только существенную учебную информацию. Изображения нельзя загромождать второстепенными деталями.
2. Ассоциативность. Были использованы привычные стереотипы и ассоциации, заимствованные из повседневной жизни. Использовалась цветовая символика, принятая в школьном учебнике и на школьных таблицах (например, пищеварительная система дается на зеленом фоне, нервная - на желтом).
3. Содержательность. Кодируется только значимая информация, необходимая для формирования и развития ведущих понятий по той или иной теме. Объемы информации и количество пиктограмм и идеограмм по разным разделам примерно одинаковая.
4. Доступность. Пиктограммы и идеограммы должны быть предельно простыми. Сам процесс их изображения не должен представлять сложности для всех без исключения учащихся, даже не умеющих рисовать.
5. Универсальность. Ряд изображений кодируют одинаковую информацию в разных темах учебного процесса. Универсальность многих пиктограмм и идеограмм ускоряет «прочтение» рисуночно-идеографического письма и позволяет осуществлять опережающее изучение темы со значительно большей активностью учащихся.
6. Трансформность. Графические элементы в большинстве случаев легко меняются. Внесение незначительных графических модификаций в изображение трансформирует ту или иную пиктограмму и идеограмму, что делает ее пригодной для характеристики другой систематической группы животных.
7. Автономность. Пиктограммы и идеограммы, которые передают самостоятельное сообщение, отделяются друг от друга пространственно, что облегчает восприятие информации. В случае сложной графической структуры она разбивается на отдельные элементы, каждый из которых является автономной частью, содержащей законченную по смыслу информацию.
8. Группируемость. Рисуночно-идеографические изображения должны легко группироваться по общим признакам и логическим основаниям.
9. Структурность. Каждая автономная часть комплекса всего рисуночно-идеографического письма должна иметь четкую структуру, которая задается логически связанными частями. По мере изучения новых тем устанавливается переемственность в логических связях с ранее изученным материалом. Структура учебной темы, выраженная в виде отдельных пиктограмм, идеограмм является смысловой опорой и ориентиром для мыслительной деятельности учащихся по ее изучению.
10. Информация, предоставленная в виде пиктограмм и идеограмм должна пространственно разделяться для последовательного ее восприятия. Нельзя предлагать для первичного восприятия готовые изображения. Они должны постепенно появляться перед учащимися в момент объяснения учителем нового материала синхронно с его речью.
При организации закрепления и повторения изученного материала учащиеся должны последовательно расшифровать пиктограммы и идеограммы в устный рассказ о той или иной изученной темы.
Учебный процесс с использованием в обучении рисуночно-идеографического письма складывается из трех последовательных этапов.
1. Вводно-мотивационный. На этом этапе учитель знакомит школьников с календарным планом изучения темы, затем проводит первое сжатое объяснение нового материала, в которое входит основной теоретический концепт темы. Словесный рассказ сопровождается записью учебной информации с помощью пиктограмм и идеограмм, т. е. на этом этапе производится первичное кодирование учебной информации. Пиктограммы вводятся последовательно и синхронно со словесным объяснением учителя. Учащиеся одновременно с учителем зарисовывают их в тетрадях, используя цветные карандаши или фломастеры, и стараются запомнить заключенный в них смысл.
После завершения объяснения нового материала учитель предлагает школьникам по желанию воспроизвести словесный рассказ об изучаемой теме. На этом этапе познавательная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, т. е. осуществляется по образцу и направлена в основном на заучивание и воспроизведение учебного материала. Это оправдано необходимостью создания базового уровня знаний у всех учащихся без исключения. Ошибки и неточности корректируются учителем и самими учащимися. Оценки ставятся за абсолютно правильные и развернутые ответы. Учащимся предлагается воспроизвести рассказ учителя с использованием пиктограмм и идеограмм, а не сами пиктограммы и идеограммы.
2. Операционно-познавательный этап. Этот этап основной в работе. Здесь осуществляется наращивание и преобразование знаний учащихся с использованием различных видов пособий. Первые 15 – 20 минут от каждого урока посвящаются сообщению новой информации. Это может осуществляться в ходе объяснения материала учителем, при демонстрации экранно-звуковых средств, в процессе самостоятельной работы школьников с натуральными объектами, при выполнении лабораторно-практических работ, чтения отдельных абзацев параграфов.
Заключительные 20 – 25 минут каждого урока этого этапа отводятся на закрепление полученной учебной информации и на первичную проверку ее усвоения учащимися. Для организации закрепления можно использовать разнообразные задания для самостоятельной работы.
В ходе второго этапа изучения темы можно выделить несколько уровней усвоения учащимися знаний и сформированности умений.
Репродуктивному уровню соответствует полный и развернутый рассказ по пиктограммам и идеограммам. Для оценки знаний учащихся на этом уровне можно привлекать ребят, которые уже выполнили задание на «отлично». Эти учащиеся могут стать ассистентами учителя и вполне справятся с прослушиванием устных ответов своих товарищей по пиктограммам и идеограммам. Подобный взаимоконтроль позволяет дифференцированно подойти к процессу обучения и оказать эффективную помощь отстающим ученикам.
Конструктивный (эвристический) уровень обеспечивается знаниями, добытыми учащимся в ходе переконструирования знаний репродуктивного уровня. Достигается это в основном с помощью эвристических методов обучения, предполагающих организацию мыслительной деятельности учащихся по сравнению, анализу, обобщению учебной информации.
Проговаривание вслух содержание изученного материала с использованием пиктограмм и идеограмм позволяет учащимся осмыслить учебный материал не только изученной темы, но и всего раздела. Новое содержание учебного материала подвергается мыслительной переработке, и информация из кратковременной памяти переходит в долговременную, основанную на логическом запоминании изученного материала.
3. Контрольно – оценочный этап (последний урок по теме).
На этом этапе обучения осуществляется контроль знаний по всей теме. Учащиеся по выбору учителя или по своему желанию воспроизводят весь рассказ по теме с использованием пиктограмм и идеограмм. В заключение все учащиеся выполняют проверочные тесты. В это время пиктограммы и идеограммы выставлены для всеобщего обозрения, т. е. служат своеобразной подсказкой и позволяют учащимся без особого труда освежить в памяти пройденный материал и продемонстрировать более высокие результаты.
Работа учителя по созданию пиктограмм и идеограмм к отдельным темам раздела осуществляется по следующему алгоритму.
I. Первичная проработка учебного материала.
1. Ознакомление с содержанием учебного материала темы по программе, учебнику и дополнительной литературе.
2. Просмотр кинофильмов, слайдов, таблиц и других экранно-звуковых изобразительных средств по теме. Выяснение информативной части их содержания и анализ их формы, предназначенной для визуального восприятия учащимися.
3. Подбор натуральных пособий (чучел, коллекций, микропрепаратов, влажных препаратов, живых объектов) к теме. Осмысление содержания урока, где планируется их использование.
ΙΙ. Отбор содержания учебного материала для кодирования.
1. Выделение ведущих понятий темы.
2. Разделение ведущих понятий темы на: вновь вводимые и развиваемые из предыдущих тем.
3. Определение содержания и объема ведущих понятий темы.
4. Установление логических связей между вновь вводимыми и развиваемыми понятиями темы.
5. Определение логической последовательности рассмотрения в теме ведущих понятий.
ΙΙΙ. Знаково-символическое оформление учебной информации.
1. Краткое изложение содержания ведущих понятий темы в той последовательности, которая предусмотрена логикой учебного материала.
2. Изготовление чернового наброска содержания понятий.
3. Преобразование сокращенных записей в пиктограммы и идеограммы.
4. Расположение пиктограмм и идеограмм в строгом соответствии с последовательностью раскрытия содержания ведущих понятий темы.
5. Перевод содержания пиктограмм и идеограмм в текст. Проверка соответствия текста последовательности пиктограмм и идеограмм.
ΙV. Группировка знаково-символической учебной информации.
1. Определение порядка размещения пиктограмм и идеограмм в структурно-логических блоках данной темы.
2. Озвучивание содержания структурно-логических блоков.
Положительные результаты работы.
1.Учащиеся показывают хорошие результаты по итогам проверочных работ, экзаменов.
2.Демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета.
3.Наблюдается положительная динамика по результатам учебно-воспитательной работы.
4. В результате овладения рисуночно-идеографическим письмом, учащиеся смогут самостоятельно составлять графические конспекты, которые помогут им не только на уроках биологии, но и по другим предметам в процессе дальнейшего обучения.
Выводы:
Применение графического конспекта на уроках биологии предполагает, что главной дидактической единицей остаётся урок с его конкретными целями и задачами. Основной целью здесь является активизация внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок. К данному уроку применимы задачи классического уровня: образовательная, обучающая, воспитывающая. Образовательная сущность применения графического конспекта состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации. Развивающая задача заключается в продолжение развития логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков. Воспитательная сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда. Всё это вместе взятое позволяет затрагивать глубинные психические процессы, связанные с откладыванием в памяти учащегося взаимосвязанных частей учебной информации.
Сложная и многосторонняя образовательная и воспитательная деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Нельзя добиться серьезных успехов в воспитании детей, если педагог надеется только на ранее заученные педагогические правила и методические приемы.
Работа с учебной информацией по составлению и использованию графических конспектов учащимися, как показывает практика, процесс творческий, увлекательный, дающий существенные результаты, как для учителя, так и для самих учащихся. Положительной стороной здесь является то, что: развивается монологическая речь, происходит выявление основного, главного учебного материала, улучшается качество обучения, знания становятся осмысленными, воспитывается художественный вкус, исчезает страх перед вызовом, развиваются творческие навыки, появляется уверенность в себе.
Обучать составлению графических моделей можно с шестого класса, т.к. учащиеся уже имеют определённые знания, умения, навыки. В конечном счете, происходит усвоение и развитие учебной информации с помощью ассоциативного восприятия. Безусловно, в старших классах такая форма уже не будет ярко выражаться в рисунках, но, к тому времени учащиеся, как правило, уже вырабатывают свою индивидуальную знаковую систему.


Категория: Разное | Добавил: Быстрова
Просмотров: 1119 | Загрузок: 59 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог