Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Проектная работа «Использование приемов развития познавательной активности у учащихся с диагнозом ЗПР через формирование общеучебных умений"

СКАЧАТЬ (96.0 Kb) 28.11.2014, 20:02
Быстрова Елена Алексеевна
учитель биологии, ГКСКОУ школа-интернат для детей сирот г.о. Чапаевск
Паспорт проекта
Название проекта: Использование приемов развития познавательной активности у учащихся с диагнозом ЗПР через формирование общеучебных умений в рамках модернизации региональной системы образования.
Тип проекта: прикладной, практико-ориентированный.
Цель проекта: формирование и совершенствование познавательной деятельности у учащихся с диагнозом ЗПР.
Задачи:
1. Рассмотреть различные формы и методы формирования познавательной деятельности в обучении;
2. Раскрыть особенности психического развития детей с ЗПР;
3.Разработать и использовать в урочном процессе варианты УМК;
4. Активно внедрять методы и приемы обучения, демонстрационные материалы для эффективного формирования познавательной деятельности.
Пояснительная записка
Обоснование необходимости в данном проекте.
В условиях перехода к всеобщему среднему образованию возрастает необходимость разработки специальных приемов коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовой основой получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является Конвенции о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие международные и государственные документы.
Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.
При задержке психического развития исследователи отмечают недоразвитие форм познавательной деятельности, в частности Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967, 1973); Т.В. Егорова (1973), Г.И. Жаренкова (1981) указывают именно на слабость познавательной активности у детей с ЗПР. Анализ причин указанных нарушений приведен в исследованиях И.Ф. Марковской, В.В. Лебединского и О.С. Никольской (1977), И.Ф. Марковской (1977, 1979, 1982, 1983), где нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с ЗПР проводился с точки зрения трех параметров:
1. Недостаточность динамической организации психических функций (нарушение тонуса, устойчивости, подвижности).
2. Парциальная недостаточность отдельных, ”частных” корковых функций (гнозиса, праксиса, речи и т.д.).
3. Недостаточность регуляторных процессов, обеспечивающих инициирование, программирование, контроль деятельности.
У детей с задержкой психического развития поражение происходит, когда развитие мозга не закончено, что приводит к нарушениям последующих этапов созревания мозга, к своеобразной постнатальной дизонтогении. Это составляет основу аномалии психического развития данной категории детей, определяет характерную возрастную динамику и неравномерность психического, двигательного и речевого развития. Таким образом, выраженность диспропорций и неравномерно нарушенный темп развития являются главными особенностями познавательной деятельности и нередко всей личности ребенка.
Снижение познавательной активности опосредованно влияет на развитие и формирование высших психических функций. Так, в исследованиях Т.В. Егоровой (1969) низкая познавательная активность детей с ЗПР рассматривается как одна из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти. По данным А.Н. Цымбалюк (1974), низкая познавательная, активность детей с ЗПР - источник низкой продуктивности в выполнении интеллектуальных заданий, отсутствия интереса, снижения необходимого уровня психического напряжения, сосредоточенности, от чего в значительной мере зависит успешность интеллектуальной деятельности.
Таким образом, инертность мыслительной деятельности детей с ЗПР, низкая активность рассматриваются в исследованиях как одни из черт, определяющих своеобразие познавательной деятельности школьников данной группы.
Разрабатывая принципы и задачи коррекционной работы, необходимо основываться на исследованиях, которые доказывают, что уровень познавательной активности и способы выполнения действий у детей с ЗПР ниже возрастной нормы.
Активизация познавательной деятельности у учащихся с диагнозом ЗПР является одной из основных задач коррекционно-воспитательного процесса. При этом особое значение имеет специальный подбор (с учётом особенностей развития детей) учебных заданий наглядного, предметно-практического и мыслительного характера, которые предполагают специальную организацию обучения, обеспечивающую формирование у учащихся конкретной содержательной основы умственных действий.
Для развития и коррекции познавательной деятельности школьника необходимы системы коррекционной работы, использование ряда психолого-педагогических разработок, способов и приёмов активизации мыслительной деятельности. Педагогические приёмы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы и создают возможности для установления ряда коррекционных воздействий.
Преподавание биологии ведется в соответствии с уровнем основной общеобразовательной специальной (коррекционной) программы VII вида и основной общеобразовательной специальной (коррекционной) программы VIII вида двух ступеней общего образования, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы.
В эпоху современной научно – технической революции от человека требуется развитие интеллектуальных способностей. Современному обществу нужны люди, обогатившие свой ум практическими знаниями и умениями. Знания и умения должны стать основой для формирования у учащихся различных умений и навыков, в частности таких важных, как умение проводить эксперименты, самим получать и обрабатывать информацию. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего познавательную деятельность учащихся.
Задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся ту или иную сумму знаний, но и в том, чтобы научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. А это означает, что школа должна учить мыслить, т. е. активно развивать и совершенствовать у учащихся современное мышление и познавательные способности.
В настоящее время в процессе работы с детьми с диагнозом ЗПР на уроках биологии используются следующие созданные ресурсы:
1. Дидактические материалы к занятиям.
2. Учебно-методический комплекс.
3. Наглядные материалы к уроку.
4. Презентации к урокам.
В процессе используются разные методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с книгой, самостоятельная работа с книгой, работа с лабораторным оборудованием при выполнении лабораторных и практических работ, наблюдение, эксперимент.
Но слабо развитые мыслительные операции учащихся, которые складываются из способности выделять существенное, сравнение понятий, способности обобщать, способности классифицировать, анализировать отношения между понятиями очень часто приводят к трудностям в изучении тех или иных тем. Учащиеся часто отвлекаются на внешние раздражители, не могут сконцентрировать свое внимание на предлагаемом материале.
Учащиеся затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, особенно если они повернуты или перекрывают друг друга. Особенно восприятие детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска, нарушено пространственное восприятие, в связи с нарушением взаимодействия зрительного и слухового анализатора.
В связи с этим, возникают трудности в воспроизведении учащимися изученного материала, пересказа текстов, в применении теоретических знаний на практике.
Главными задачами учителя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Для формирования познавательных процессов у детей с задержкой психического развития предлагается использовать активные и интерактивные методы обучения. Они необходимы, чтобы разнообразить учебный процесс, активизировать мыслительную деятельность учащихся. К активным методам и приёмам относятся и нестандартные формы, и приёмы обучения.
Инновационные разработки в области педагогики показывают, что в настоящее время не столько важны заучивание и запоминание учащимися всего программного материала, сколько внутренние мыслительные процессы, сопровождающие его обработку в ходе восприятия и воспроизведения.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.
Необходимо разработать систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить школьника, если ему не интересно. Развитие познавательного интереса школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.
Чтобы создать собственную образовательную базу, необходимо скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме.
К активным и интерактивным методам и приемам обучения на уроках биологии относятся:
- уроки-игры по закреплению, обобщению и систематизации знаний,
- проблемные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизирует и развивает такие умственные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.
- Дидактические игры.
- Тестовые задания. В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются не только в массовых, но и в специальных коррекционных школах различные виды, формы и методы повторения и закрепления изученного материала для коррекции и развития психофизических недостатков учащихся. Современные требования к школе постоянно требуют поиска новых подходов в обучении. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль, также способствуют развитию умения обобщать знания, чётко формулировать ответ. различные варианты компьютерных тестов, сделанные в программе «Hot Potatoes», которые позволяют индивидуализировать проверку знаний, сократить время опроса.
-Загадки. Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность, находчивость.
-Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.
Использование активных и интерактивных методов обучения в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
1. Использовать принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
2. Безусловно принимать ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
3. Использовать принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
4. Применять принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
5. Соблюдать необходимые условия для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
6. Использовать методы и приемы работы, отвечающие возрастным особенностям школьников, развивать и корректировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать.
7. Использовать дидактический и наглядный материал, презентации к уроку, необходимые для поддержания познавательного интереса школьника.
8. Использовать на уроке здоровьесберегающие технологии (переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, целесообразное распределение учебного материала и видов работ).
Применение активных и интерактивных форм позволяет добиться максимальной эффективности обучения за счет повышения интереса обучаемых.
При использовании активных форм работы с детьми с диагнозом ЗПР появляется возможность улучшения психолого-педагогических условий учебной деятельности у учащихся за счет:
- создания устойчивого интереса и положительной мотивации учения;
- включения механизма развития исследовательских, творческих качеств;
- обеспечения положительного эмоционального состояния обучающегося, отсутствия страха в момент возникновения затруднения;
-расширения, углубления, уточнения, развития ассоциативного мышления;
-обучения элементарным приемам рассуждений и умозаключений на основе экспериментирования;
-развития мыслительных операций - сравнения, обобщения, классификации;
- создания благоприятных условий для формирования мышления.
При исследовании того, как учащиеся усваивают знания , было выявлено, что при преимущественно словесных методах обучения учащиеся с ограниченными возможностями усваивают не более 30 - 40% новых сведений; при совместном использовании слова и наглядности дети усваивают до 50 - 60% полученной информации и только при использовании слова, наглядности, дидактических игр, опорных схем, таблиц, тестов, программированных и занимательных заданий, а также современных ТСО обучения и компьютерных технологий - школьники усваивают до 80 - 90% знаний.
Результативность использования методов и приемов повышения познавательной активности у учащихся с диагнозом ЗПР следующая:
1. Участие во внеклассных мероприятиях (конкурсах, выступления на праздниках), доверительные отношения с учителем, высокая работоспособность, проявление творчества.
2. Умение применять адекватные способы психологической защиты детьми, например: перед ответом у доски ребенок учится сосредоточивать свое внимание на сообщении или заранее репетировать его перед зеркалом и т. д.
3. Адекватный уровень притязания, адекватная реакция на неуспех, похвалу; безболезненное отношение к критике, попытка исправить ошибки и неудачи; способность похвалить других детей, а не подчеркивать их недостатки; быстрая адаптация к новым ситуациям, самостоятельность; умение выделить свои положительные и отрицательные стороны; жизнерадостность, оптимизм, отсутствие чувства неопределенности и грозящей неудачи.
4. Выраженная познавательная активность ребенка на уроках и во внеурочное время (задает вопросы, читает литературу и т. д.).
Преимущества, получаемые учителем:
-Активность ребенка, желание взаимодействовать;
-Оптимальный уровень тревожности;
-Реальная (адекватная) самооценка;
-Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.
Преимущества, получаемые учащимся:
-доступность изучаемого материала, способность использовать теоретические знания на практике, в повседневной жизни;
- ощущение себя активными участниками процесса обучения;
- получают новые навыки, умения, анализируют. Сопоставляют, делают выводы.
- расширение, углубление, уточнение, развитие ассоциативного мышления;
-обучение элементарным приемам рассуждений и умозаключений на основе экспериментирования;
-развитие мыслительных операций - сравнения, обобщения, классификации
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентации, наглядный и дидактический материал.
Предполагаемый продукт проекта:
- сформированность познавательных компетенций учителя и учащихся;
- разработанные средства обучения: дидактические демонстрационные и наглядные материалы;
- оснащенный кабинет.
Этапы работы над проектом:
I этап –подготовительный (2013 учебный год)-этап разработки проекта
II этап –этап реализации проекта (2014 -2015 учебный год)
III этап-этап завершения проекта -2016 год.
Ожидаемые результаты:
- повышение учебно-познавательной мотивации обучения;
- позитивное изменение характера взаимодействия педагога и учащегося;
-обогащение дидактической базы оснащенности педагога учебными материалами, направленными на повышение познавательной активности школьника;
- сформированность познавательного интереса у учащихся;
- разработанные средства обучения: наглядные , дидактические демонстрационные материалы;
- оснащенный кабинет.


Категория: Разное | Добавил: Быстрова
Просмотров: 2865 | Загрузок: 104 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог