Пояснительная записка
Учебный курс «Модерн - джаз танец», изучаемый в рамках хореографической дисциплины «Современный танец», призван способствовать развитию свободы владения телом ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру искусства. Ознакомление в исполнительской деятельности со стилями современной хореографии и целенаправленное педагогическое руководство различными видами хореографической деятельности помогает учащимся войти в мир искусства современного танца, приобщаться к духовным ценностям современной культуры и искусства, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли творца.
Предмет «Модерн - джаз танец» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их танцевально-творческой деятельности, на усвоение хореографических знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий хореографией.
Модерн–джаз танец как никакое другое направление в хореографическом искусстве позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора, что немаловажно в повседневной практической работе. Кроме того, существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием, что позволяет говорить о возможности воспитания глубокого внутреннего духовного содержания детей.
Эта система танца имеет свою лексику, свои специфические законы, принципы, свою стилистику, технику исполнения и в корне отличается от классического и народно–сценического танцев. В модерн–джаз танце существуют свои законы построения урока, которые позволяют выработать необходимые для современного исполнителя: координацию, чувство ритма, свободу тела, ориентацию в сценическом пространстве. Эти качества вырабатываются целостной системой комплексов упражнений, построенных на основных законах этой техники танца: полицентрии и полиритмии, мультипликации и других принципах, отличных от техники классического танца.
Цель программы:
- способствовать всестороннему формированию личности ребёнка, его духовному и физическому развитию.
Задачи программы:
Обучающие:
- сфомировать у учащихся музыкально-ритмические навыки;
- развивать навыки владения своим телом, координацией движения, согласовывать их с содержанием танцевальной композиции;
- расширять кругозор учеников (знакомство с танцевальным стилями и их историей).
Воспитательные:
- развивать и закреплять основы этики межличностного общения;
- формировать у детей нравственно-эстетическую отзывчивость к искусству и чувство прекрасного;
- воспитывать уважение к культурному наследию;
- создавать базу для творческого мышления.
- сплочение коллектива.
- воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием.
- воспитание в детях уважение к себе и к другим.
- воспитание трудолюбия, бережнего отношения к труду других людей.
- воспитание в детях доброго отношения к своим близким и родным, окружающем детям, взрослым.
- воспитание в детях любви к знанию истории культуры своей страны.
- расширение кругозора.
- воспитывать чистоту нравственных отношений человека к человеку.
- развитие самооценки ребенка.
- воспитание организации социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.
- воспитать в воспитаннике умение ориентироваться в новых условиях.
Развивающие:
- развивать способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ
- выстраивать связь между формой танца и своим внутренним состоянием;
- обучать детей приёмам коллективной и самостоятельной работы (самоконтроль и взаимоконтроль).
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089, от 05. 03. 2004 года;
• требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная программа разработана на основе программы курса по специальности «Народное художественное творчество» (1997 г. - хореография) Московского государственного университета культуры и искусств, рассчитана на семь лет обучения (1 – 7 классы) с учетом общей подготовки по специальным предметам.
В работе также используется учебно-методическое пособие «Модерн–джаз танец», автор Никитин В.Ю., издательство «Гитис», 2000 год.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:
• Метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства;
• Метод эмоциональной драматургии;
• Метод создания «композиций»;
• Метод игры.
Элементарные понятия из области модерн – джаз танца усваиваются детьми в процессе разнообразных видов хореографической деятельности: разогрева, изоляции, упражнений для всего тела на середине зала, использовании различных уровней, кросса, передвижения в пространстве, комбинаций или импровизаций.
Отсутствие обучающих программ по этой хореографической дисциплине определили свой подход к процессу преподавания современного танца. Урок модерн–джаз танца не имеет такой определенной последовательности движений, как в классическом танце. Каждый педагог является самоценной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приемов и методов. Многие педагоги, изучив основные базовые школы, создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько направлений. Предлагаемая программа является прежде всего руководством к действию, а не догматичной схемой.
Упражнения у станка, являющиеся основополагающими в классическом танце, в модерн–джаз танце носят вспомогательный характер и включаются в раздел «Разогрев». В процессе обучения учитель, в зависимости от природных возможностей учащихся, может добавлять и усложнять упражнения.
Важным фактором возможности реализации программы является музыкальное сопровождение урока. Подбор музыкального материала целиком зависит от задач урока и его построения. На начальном этапе музыкальное сопровождение должно быть с простым мелодическим рисунком и устойчивым ритмом. В дальнейшем может использоваться более сложная музыка различных стилей: поп-музыка, джазовая музыка, рок-музыка и т.д. Главное, музыкальный материал должен соответствовать разделу урока, а комбинации должны выстраиваться в зависимости от целей и задач, поставленных педагогом.
Изучение модерн–джаз танца начинается с первого класса до девятого класса включительно, программа рассчитана на 9 лет обучения с действующими учебно-методическими планами. Структура программы позволяет постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путём последовательного прохождения по годам обучения с учётом возрастных особенностей. Таким образом, курс можно разделить на три этапа: подготовительный (1-3 классы), базовый (4-6 классы), продвинутый (7-9 классы, при условии наличия необходимых для этого уровня физических возможностей у учеников).
Учитывая нагрузку по общеобразовательным предметам, для учащихся хореографического отделения разработана нагрузка в сумме по всем предметам 22 часа в неделю на класс. Класс делится на две группы, соответственно почасовая нагрузка на каждую группу составляет 11 часов в неделю.
В программе дана обычно используемая в педагогической практике английская и французская терминология.
Своеобразие условий работы и предоставленных часов в общеобразовательной школе определили свой подход к процессу преподавания модерн–джаз танца – необходимость адаптировать и модифицировать немногочисленный на сегодняшний день методический материал по этой дисциплине.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|