Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Статья "Социально-педагогическая коррекция межличностных отношений старшеклассников неполных семей"

СКАЧАТЬ (50.5 Kb) 18.12.2012, 00:00
Антушева Светлана Николаевна
педагог, ГБОУ АО КШИ "Архангельский морской кадетский корпус"
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Современная семья претерпевает множество изменений. Изменяются ее функции, динамика и структура. В последние десятилетия наблюдается рост числа разводов, то есть изменяется традиционная структура семьи. Увеличивается количество семей с неполной структурой. Так, если в 1990 году на каждую тысячу человек было зафиксировано 8,9 браков и 3,8 разводов, к 2001 г. – 6,9 брака и 5,3 разводов, а в 2010 г. – 8,5 браков и 4,5 разводов [1]. Согласно последним статистическим данным число разводов составляет свыше 60 % от числа заключенных браков [2]. Таким образом, количество неполных семей постоянно возрастает, это становится нормой современной жизни. То есть примерно каждый четвертый ребенок живет в неполной семье. Неполная семья является одной из категорий семей группы риска. Данный факт должны учитывать все специалисты, которые работают с семьями и детьми, в том числе и социальные педагоги.
Ученые выделяют четыре круга потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы личность ребенка получила здоровое развитие, а именно: первый круг - потребность в постоянном внимании, второй круг - потребности социального научения, третий круг потребностей – эмоциональный и четвертый круг потребностей связан с включением ребенка в общественную жизнь. В полной семье такие потребности удовлетворяются естественным путем в обычной совместной жизни. В семье с неполной структурой для этого требуются целенаправленные усилия. Также отмечают различия детей из полных и неполных семей, касающиеся половой принадлежности ребенка. Так у мальчиков из неполных семей отмечаются сложности, связанные с нехваткой авторитета, который в семье обычно предоставляет отец. Девочкам также не хватает фигуры отца, отношения с которым позволили бы им пережить ситуацию предварительного эмоционального восхищения и создать представление о будущем партнере [3]. Следует обратить внимание на такое обстоятельство, как невозможность детей наблюдать отношения между мужчиной и женщиной. И дети из неполной семьи вырастают, не имея целостной модели взаимоотношений между полами [4].
У ребенка, который вырос с одной матерью, гораздо меньше возможности для ознакомления с разными вариантами социального опыта, сужаются границы его общения. Таким образом, возникает необходимость коррекции межличностных отношений у детей из неполных семей.
Изучением вопросов семьи, семейного воспитания, семейных отношений занимались Азаров Ю.Т., Винникотт Д., Матейчик З., Пикхарт К., Сатир В., Титаренко Н.К, Фонарев А.Ш. и другие. Также немалый вклад в изучение вопросов межличностных отношений старшеклассников внесли работы Обозова Н.Н., Андреевой Г.М., Акоффа Р. и Эмери Ф. , Выготского Л.С. , Ломова Б.Ф. , Матюшкина А.М. , Лири Т. , совместные работы Хустона Т. и Левингера Г.
Все вышесказанное определило выбор темы в следующей формулировке - «Социально-педагогическая коррекция межличностных отношений старшеклассников из неполных семей».
Целью нашей работы было исследовать особенности межличностных отношений старшеклассников из неполных семей и разработать программу коррекции.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к проблеме социально-педагогической коррекции в системе межличностных отношений в подростковом возрасте;
-проанализировать совместную деятельность как условие межличностных отношений в подростковом возрасте;
- изучить психолого-педагогические подходы к коррекции межличностных отношений;
-выявить социальный статус и социальные роли старших подростков из полных и неполных семей;
-дать оценку межличностным отношениям старших школьников из неполных семей;
- провести экспериментальное исследование по выявлению социальных ролей подростков из неполных семей;
- в заключении подвести итог по проделанной работе.
Гипотеза: социально-педагогическая коррекция межличностных отношений будет эффективной при условии:
1.диагностики компонентов межличностных отношений (функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые);
2.организации социальным педагогом совместной деятельности старшеклассников;
3.подбора адекватных социально-педагогических методов коррекции статусного положения подростков из неполных семей в системе межличностных отношений.
Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: диагностический, формирующий и контрольный.
Диагностический этап содержит в себе метод социометрических измерений (социометрия), который позволяет выявить социальные статусы учащихся экспериментальной группы и проанализировать их межличностные отношения; метод наблюдения, который дает возможность фиксировать, анализировать поведение, общение учащихся друг с другом, с учителем на протяжении всего исследования; опросник Кеттела, предназначенный для измерения шестнадцати личностных черт, характеризующих структуру личности; проектив¬ная методика "Hand - test", направленная на изучение агрессивного отношения; тест агрессивности (опросник Л.Г.Почебут), преднaзначенный для диагностики агрессивного поведения.
Формирующий этап подразумевает реализацию программы коррекции, направленной на развитие межличностных отношений у подростков.
Для подтверждения эффективности использования системы игр-занятий, направленных на развитие межличностных отношений детей старшего подросткового возраста, нами был проведён контрольный эксперимент, который включал в себя сравнительный анализ результатов уровня развития межличностных отношений, достигнутых в ходе формирующего эксперимента. В ходе контрольного этапа исследования повторно были использованы метод социометрических измерений (социометрия) и тест агрессивности (опросник Л.Г.Почебут).
На основе проведенной диагностики нами было выявлено, что испытуемые из неполных семей отличаются определенной жестокостью в общении с другими людьми и при действиях с предметами, агрессивным поведением. Так у испытуемых из неполных семей выявлена высокая степень агрессии по двум шкалам: вербальная агрессия и физическая агрессия. В то время как у испытуемых из полных семей значение по этим же шкалам среднее и низкое. То есть подростки из неполных семей вербально выражают свое агрессивное отношение к другим людям, используют словесные оскорбления. Так же могут выразить свою агрессию с применением физической силы.
Повышенный уровень агрессии мешает воспринимать информацию, думать, общаться с людьми, строить отношения. Нарушения в межличностных отношениях, которые фиксируются в старшем подростковом возрасте, могут впоследствии проявляться и в познавательной, и в личностной сферах. Следовательно, чтобы улучшить межличностные отношения нужно понизить уровень агрессии.
На основе результатов проведенной диагностики нами была разработана и реализована программа коррекции, направленная на развитие межличностных отношений у данных подростков. В эту программу также включены упражнения по снижению агрессивности старшеклассников из неполных семей. Программа разработана на основе коррекционных игр-упражнений.
После реализации программы коррекции мы пришли к выводу, что игротерапия может быть использована в целях коррекции межличностных отношений у старшеклассников.
Для подтверждения эффективности использования системы игр-занятий, направленных на коррекцию межличностных отношений детей старшего подросткового возраста, нами был проведён контрольный эксперимент, который включал в себя сравнительный анализ результатов уровня развития межличностных отношений, достигнутых в ходе формирующего эксперимента.
Повторное исследование показало, что в классе число «отверженных» и «непринятых» уменьшилось в два раза. А также увеличилось количество «принятых». Таким образом, в классе больше половины учащихся являются «принятыми», а процент «непринятых» находится на низком уровне.
Также у испытуемых из неполных семей замечено снижение уровня агрессии по двум шкалам: вербальная агрессия и физическая агрессия.
Таким образом, обобщая ход и результаты опытно - экспериментальной работы можно говорить о том, проведенный комплекс этапов деятельности помог достичь положительных результатов.
Анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы в целом можно сделать вывод, что игротерапия действительно является средством коррекции межличностных отношений у старших подростков.


Категория: Разное | Добавил: antusheva
Просмотров: 2494 | Загрузок: 178 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог