Статья «Формы и методы формирования у студентов навыков самоактулизации»
Автор: педагог-психолог ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж» Калинина Е.А, город Тамбов.
Современное образование в связи с крупномасштабными преобразованиями в стране все чаще обращается к поиску резервов личности в профессиональной деятельности. Личность как открытая система, развиваясь через разнообразные формы деятельности и активности, овладевает социальными и индивидуальными компетенциями, стремится к самоактуализации.
Актуальность проблемы и самоактуализации определяется нынешним состоянием российской системы образования. Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Современный рынок труда требует от выпускников широкого кругозора, с одной стороны, и решения конкретных практических задач, с другой стороны. Такая ориентация предполагает систему социально-психологических средств и методов, способствующих профессиональному самоопределению личности студента, его самоактуализации в ходе формирования его смысло-жизненных ориентации; повышению его конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к новым общественным условиям, реализации собственной профессиональной карьеры.
В колледже в 2010 году была создана социально-психологическая служба.
Цель: создание в образовательном процессе условий, способствующих профессионально-личностному развитию обучающихся, стимулирующих активную социальную позицию выпускников; профилактика и преодоление возможной социально-психологической дезадаптации обучающихся.
Задачи:
комплексное изучение социальных, психологических аспектов развития ребенка, выявление позитивных ресурсов личности подростка;
диагностика и выявление подростков с признаками социально-психологической дезадаптации и исследование причин ее возникновения;
разработка и внедрение целостной системы психологического сопровождения образовательного процесса;
оказание консультативной, коррекционной, профилактической помощи обучающимся, их родителям или лицам, их заменяющих и педагогам по вопросам адаптации, злоуотребления ПАВ, разрешению конфликтных ситуаций в семейной среде и колледже.
разработка алгоритмов содействия профессионально-личностному росту обучающихся;
реализация программ индивидуальной работы с обучающимися по преодолению трудностей адаптации, нарушения эмоционально - волевой сферы, решению проблем взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями;
проведение психолого-социально-педагогических консилиумов с целью выбора средств и форм психолого-педагогического сопровождения обучающихся с присущими им особенностями общения и обучения;
составление психолого-педагогических заключений по результатам проведенных исследований с целью ориентации преподавательского коллектива, родителей или лиц, их заменяющих, о проблемах личностного и социального развития обучающихся;
осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации, в том числе через реализацию программы «Здоровый образ жизни»; создание правового пространства колледжа через программу «Подросток и закон».
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности ведется работа по направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, методическая и исследовательская работа со всеми участниками образовательного процесса.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|