Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Статья "Использование лабораторных работ при организации разновозрастного обучения школьников"

09.12.2013, 10:36
Смирнова Инна Владиславна
учитель математики, МБОУ СОШ №8 имени М.И. Бусыгина Усть-Илимск
Использование лабораторных работ  при организации разновозрастного обучения школьников

Смирнова Инна Владиславовна
МБОУ СОШ №8 имени М.И. Бусыгина Усть-Илимск

Наверное,  каждого учителя мучает вопрос, в том числе и меня: как спланировать обучение, чтобы дети хорошо усваивали материал? Я постоянно думаю, как правильно организовать самостоятельную работу учащихся не только для закрепления материала, но и для его изучения.
Всем известный метод фронтальной работы у классной доски неэффективен, поэтому, следует ограничивать его применение. Изучив психолого-педагогическую литературу, соглашусь с   К.Д. Ушинским, который считает, что «единственно прочным основанием всякого плодовитого учения»  является  самостоятельная работа. Опираясь на работы  П.И. Пидкасистого,  выявила значимость самостоятельной работы как средства обучения, которое:
– в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
–формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственно продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
–вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации;
–является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности;
–является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Мною был проведен анализ литературы: трактовки понятия, классификация самостоятельных работ и т.д. На основе анализа статьи А.И. Галушкиной, сделала вывод, что лабораторная работа является одним из эффективных видов самостоятельной работы. Таким образом, предприняла попытку перенести типологию самостоятельных работ по характеру деятельности (П. И. Пидкасистый) учащихся на лабораторные работы:
1)  воспроизводящие лабораторные работы по образцу (познавательная деятельность учащегося при выполнении воспроизводящих лабораторных работ направлена на то, чтобы внимательно прослушать или рассмотреть, запомнить и воспроизвести определенную информацию. Решение типовых задач, примеров, выполнение различных упражнений по образцам и алгоритмам с целью усовершенствования умений и навыков познавательного и практического характера);
2) реконструктивно-вариативиые (при выполнении работы ученики преобразовывают, реконструируют, обобщают, привлекая ранее приобретенные знания и умения для решения задач, проблем);
3) эвристические (познавательная деятельность учащихся направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создаю, организую по ходу урока);
4) творческие (исследовательские). Ученик обучается раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения.
 На уроках математики использую лабораторные работы по степени индивидуализации. При выполнении лабораторных работ в разновозрастной группе организуется взаимообучение и  взаимоконтроль. Данная деятельность является продуктивной, так как проходит в сотворчестве со старшими.
При работе в разновозрастных группах нужно учить:
– работать самостоятельно, в паре, в группе, переходить из одной оргформы в другую;
– совместно обсуждать и изучать тексты, учить другого, учиться у другого, проверять другого,   проверяться у другого; слушать и записывать лекции;
– действовать в структуре самоуправления;
– привлекать к  учету, организации, анализу и проектированию собственной деятельности и деятельности других участников.
На  уроках использую формы организации процесса обучения, исходя из видов общения между людьми:
1. индивидуальная;
2. парная;
3. групповая;
4. коллективная.
Учитывая вышеизложенные моменты, лабораторные работы по данной структуре можно эффективно использовать при  разных видах деятельности:
    1) лабораторная работа при совместном изучении (все находятся в позиции изучающих);
    2) лабораторная работа при обучении:
Обучение в группе может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время выполнения лабораторной работы участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Применение лабораторных работ должно учитывать необходимые условия для осуществления взаимообучения.
    3) Лабораторная работа – тренировка:
    За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала, когда важно довести действия до автоматизма. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Забота «тренера» – наличие действий у «тренирующегося» по выполнению лабораторной работы и его ответ.  
  4) Лабораторная работа – проверка:
При лабораторной работе данного вида важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные. Эта работа может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. Предмет лабораторной работы-проверки  – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом.
 Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки.
Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то сразу же и исправляется.
 Таким образом, учащиеся привыкают самостоятельно, в соответствии с поставленной задачей, планировать и организовывать свою деятельность, производить в случае её корректировку, проводить предварительную проверку и т.д. Все это способствует развитию самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля. Поэтому планируется, что к выпуску учащиеся, в таких группах, приобретут больший опыт самостоятельной работы.
Главное состоит в том,  что  только  в  небольших  группах  каждый   ребенок может  определить  для  себя  такое  положение  в  совместной  работе,   при котором он способен приложить все свои знания,  силы  и  способности,   т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в  общей  деятельности, в наибольшей степени адекватную  его индивидуальным склонностям. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.
Я заметила, что организация взаимообучения и взаимопроверок положительно сказывается как на образовательных успехах учеников по моему предмету, так и на формировании их интеллектуальных способностей. И как сказала Дубина А.Н., что это  не случайно, так как учебная деятельность коллективна по своей природе и представляет собой систему социальноорганизуемых взаимомоделей, отношений, общения.
В результате при такой форме  обучения, основанной на видах общения, появилась возможность организовать речевое общение школьников, удалось значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке. У школьников повысилась познавательная активность и мотивация говорения, стимулирующая проявления творческих  способностей, появились способности к общению, укрепились межличностные отношения.  
-    В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
-    в процессе постоянной активной речи (говорение, обсуждение) развиваются навыки мыследеятеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
-    каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
-    повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
-    обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Список используемой литературы:


1.    Г.Т. Юртаева, Лабораторно-графические работы по алгебре и началам анализа в средней школе: Пособие для учителей. − М.:Просвещение, 1978. −80.
2.    С.М. Чуканцов, Лабораторные работы по математике: Пособие для учителей. −М.: Просвещение, 1961.
3.    Оганесян В.А., Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л.,. Саннинский В.Я. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. М.: Просвещение, 1980.
4.    Пидкасистый П.И. самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980.
5.    Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов. М.: Просвещение, 2002.
6.    Соколова А.В., Пикан В.В, Оганесян В.А. Из опыта преподавания математики в средней школе. М.: Просвещение,1979.
7.     «Самостоятельная работа учащихся в классе и дома»; Методические рекомендации по перестройке преподавания математики в школе. − Иркутск,1962.
8.    Погорелов А.В. Геометрия. М.: 1999.
9.    Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. М.: Просвещение, 1993.
10.    Бевз Г.П. и др. Геометрия. М.: просвещение,1992.
11.    Харитонова И.В. Самостоятельные работы по теме «Неопределенный интеграл»// Математика в школе. − 1996(№2).
12.    Щетинин М.П. Объять необьятное. - М.: Педагогика, 1986
13.    Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления школьников      от характера обучения // Вопр. психол. 1979. N 2.
14.    Эльконин  Д.Б.  Интеллектуальные  возможности  младших   школьников.и
15.     Содержание обучения // Возрастные возможности младших школьников / под      ред. Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова. М., 1966.
16.     Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., Педагогика, 1989.
17.    Современные педагогические технологии. Пособие для учителя/ Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
18.    Батербиев М.М. Организация разновозрастного обучения в малокомплектной сельской школе. – Усть-Илимск 2003.



Категория: Разное | Добавил: innaschool8
Просмотров: 1135 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
2 Инна (innaschool8)   (14.12.2013 14:23) [Материал]
А чем она интересна?

Спасибо за интересную статью!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог