Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Статья "Профессиональное становление государственного служащего в процессе формирования межличностных отношений в малой группе"

СКАЧАТЬ (21.9 Kb) 26.06.2014, 15:43
Шиловская Ярославна Борисовна
магистрантка, С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова
В современных социально-экономических условиях, в связи с обострением социальных проблем, роль и значение государственной гражданской службы особенно возрастают. Перед ней стоят новые задачи, направленные на создание условий для соблюдения демократических правовых принципов в обществе, обеспечение его стабильности, усиление защиты законных прав и свобод граждан.
Новые задачи, стоящие перед государственной службой, предопределяют и новое отношение к гражданским служащим, исполняющим государственную службу.
Успешная профессиональная деятельность государственных служащих по реализации функций государства во многом зависит от их профессионального становления личности.
Профессиональное становление личности – целостный динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности. Основным противоречием профессионального становления личности государственного гражданского служащего является противоречие между жесткой нормативностью условий профессиональной деятельности и стремлением человека к личностному развитию.
Профессиональное становление личности в настоящее время является актуальной проблемой исследования в различных областях знаний. Ее изучают в политологии (А.В. Гришин), экономике (Н.В. Волкова), социологии (А.Б. Александрова), педагогике (В.К. Шаповалов и др.).
Профессиональное становление личности государственного гражданского служащего во многом зависит от уровня сложившихся в малой группе межличностных отношений и социальным статусом работника.
Значение межличностных отношений для формирования личности исследовалось в работах Г.М. Андреевой, А. А. Бодалёва, Н.Ф. Талызиной и др.
Анализ работ названных ученых позволяет заключить, что межличностные отношения в малой группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Потребность в полноценных научно-практических рекомендациях по созданию условий, благоприятных для профессионального становления личности государственного служащего на основе совершенствования их способности к установлению эффективных межличностных отношений в малой профессиональной группе, обусловила необходимость изучения данной проблемы с позиции психологии.
В немалой степени проведению исследований в данном направлении способствовал уже заложенный в психологии научный фундамент по смежной проблематике. В частности, его образуют работы, выполненные по вопросам: профессиональной деятельности (А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.); самоактуализации (А. Маслоу, Э. Фромм); самореализации (Д.А. Леонтьев и др.); развитию психологической готовности субъекта к деятельности (С.С. Ильин)[2].
Тем не менее, адаптированной программы формирования межличностных отношений в профессиональном становлении личности государственного служащего не существует.
Исходя из сказанного, нами была обозначена проблема исследования: как в условиях государственной службы формирование межличностных отношений способствует профессиональному становлению личности государственного служащего. Целью исследования стало изучение роли формирования межличностных отношений в малой группе в профессиональном становлении личности государственного служащего. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование межличностных отношений в профессиональном становлении личности государственного служащего будет эффективно, если выявлена профессиональная предрасположенность, личностные особенности и проблемы данной категории граждан (проблемы в системе отношений с работой, будущим, родительским домом, коллегами, другим полом, собственной персоной, свободным временем).
Исследование проводилось на базе Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области. В исследовании приняли участие 29 государственных гражданских служащих, из них 11- опыт работы которых менее 2-х лет. Возраст испытуемых 24-40 лет.
В результате исследования можно говорить о том, что у всех испытуемых профессиональный тип личности соответствует выбранной ими профессии, но испытуемые имеют средние показатели в профессиональной деятельности. Уровень коммуникативных и организаторских способностей довольно низкий, что, несомненно, затрудняет процесс их профессионального становления. По результатам проблемной анкеты у испытуемых были выявлены проблемы, связанные с отношениями с коллегами, собственной персоной, будущим, родительским домом, отношением к другому полу.
Проведенное исследование было направлено на выявление сформированности только части качеств, которые в профессиональной деятельности важны и значимы. К ним можно отнести: коммуникативные способности, организаторские способности и жизненные ценности. Но в первую очередь государственный гражданский служащий должен быть предрасположен к выбранной профессиональной сфере. И первоначальным этапом профессионального становления личности государственного гражданского служащего является его успешная адаптация к условиям профессиональной деятельности.
Результаты социометрического исследования свидетельствуют о том, что 4 человек из группы не интегрировались в профессиональную группу государственных служащих, т.к. оказалось, что 4 человек имеют статус «непринятых».
Непосредственное наблюдение за государственными гражданскими служащими подтвердило: в процессе взаимодействия с коллегами данная категория граждан испытывают определенные трудности, так как коллеги с ними не общаются совсем, что ведет к эмоциональному напряжению личности.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно говорить о том, что для 11-ти государственных служащих, опыт работы которых менее 2-х лет, характерно следующее:
1) процесс их профессионального становления затруднен в определенной степени, так как у них недостаточно развит уровень коммуникативных и организаторских способностей;
2) не все испытуемые успешно интегрировались в группе, их беспокоят проблемы, связанные с будущим и правильностью профессионального выбора.
Результаты исследования, полученные в рамках констатирующего эксперимента, позволили разработать программу: «Формирования межличностных отношений в профессиональном становлении личности государственного гражданского служащего».
После реализации программы было проведено повторное исследование. По результатам диагностики у испытуемых значительно повысился уровень коммуникативных и организаторских способностей. По результатам проблемной анкеты у испытуемых, выявленный ранее уровень проблем, связанных с будущим стал значительно ниже. Почти у всех испытуемых наблюдается повышение интереса к таким терминальным ценностям как активные социальные контакты в сфере общественной жизни. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемых снизился уровень тревожности.
По результатам диагностики межличностных и межгрупповых отношений у 1 испытуемого изменился социометрический статус – из группы «непринятых» в группу «принятые».
В результате реализации программы формирования межличностных отношений в профессиональном становлении личности государственного гражданского служащего их проблемы частично были сняты. Но для наиболее успешного процесса профессионального становления государственных гражданских служащих необходимо оказывать им постоянную помощь социального, психологического характера, мониторинг состояния личностных качеств и сформированности профессиональных компетенций.


Категория: Разное | Добавил: Yaroslawka
Просмотров: 1182 | Загрузок: 44 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог