Технология театральной педагогики как средство обучения основам безопасности дорожного движения Куликова Ирина Геннадьевна театральная студия «Карусель» лицея «Созвездие» № 131
Безопасность дорожного движения во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека, которая является компонентом общечеловеческой культуры. На формирование дорожноориентированной компетентности подростка направлена реализуемая в МБОУ Лицей «Созвездие» №131 программа обучения правилам дорожного движения с применением технологии театральной педагогики. Это программа обучения социальным навыкам - безопасности жизни, общению и коммуникации - посредством творческого осмысления в процессе интеграции в учебно-воспитательный процесс одной из методик открытого образования – театральной системы П.Ершова, А.Ершовой и М.Букатова. Данный принцип открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания», «прочувствования» того или иного понятия дорожной азбуки. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Например, знакомясь с понятием «дорожная разметка», дети представляют «зебру» в виде бумажных полосок на полу (бумажное моделирование), изображая «полосатую лошадку» с маской (одиночный этюд) или выполняя парный этюд, накрывая заднюю часть «зебры» полосатым ковриком. Обучение детей правилам дорожного движения происходит в творческих работах обучаемых, в практической отработке навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием игровых и театральных технологий в этюдах (индивидуальных, групповых), специальных упражнениях, театрализованных постановках Занятия с использованием технологии театральной педагогики включают в работу одновременно физический, эмоциональный и интеллектуальный аппараты человека. Беспрерывная смена самой разнообразной деятельности – выполнение упражнений, репетиции, выступление, наблюдение, анализ - обеспечивает переход восприятия учебного материала из пассивно прослушанного в активно осознан¬ное. Ценность рассматриваемого подхода в возможности обеспечения доступности каждому ребенку испытать свои силы в разнообразных формах занятий. Это: творческая мастерская (конкурсы рисунков, плакатов, карикатур, выполнение дорожных знаков и раздаточных электронных листовок и памяток участникам дорожного движения), встречи с инспекторами ДПС и медицинскими работниками, творческие конкурсы, турниры, КВНы, ситуативно-ролевые игры на взаимовежливые отношения участников дорожного движения, проектная деятельность, интервьюирование и написание репортажей для уголка ЮИД и публикаций в лицейской газете, рейды на перекресток с инспекторами ДПС, раздача участникам дорожного движения электронных листовок и памяток, выступления агитбригады ЮИД. Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся не только усвоили информацию по правилам поведения на дороге, но и воспользовались ею в реальной жизни. Действенная основа театрального творчества помогает сформировать и присвоить необходимые способы действий в области дорожноориентированной компетентности. В программе предусмотрен постепенный переход от отработки одиночных правил поведения на дороге в этюде к реализации агитспектакля. Использование методов театральной педагогики формирует и поддерживает эмоциональный интерес к любому виду деятельности, погружая детей в присущую им стихию игры. В атмосфере тепла, добра, творчества, дети становятся радостными, активными и обучаемыми. А для ребёнка, усвоившего правила дорожного движения. безопасность становится нормой жизни.
|