Урок-викторина по марийскому языку для 7 класса
«В мире марийского языка»
Марий Элеш мый шочын-кушкым,
Улам марий марла ойлем.
Кузе умылем изамым рушым,
Тудат тугак умыла мутем.
Девиз викторины: «Кушто уло кумыл, тушто лиеш сай корно!»
Цели: 1.Развивать познавательную активность, речь;
2.Обобщить знания детей по устному народному творчеству;
3.Развивать научно-познавательные интересы, творческие способности;
4.Прививать любовь к народному творчеству, вдохновлять учащихся беречь все доброе, полезное, оставленное в наследство народом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
«Здравствуйте!»
Ты скажешь человеку.
«Здравствуй!»
Улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
А здоровому человеку хочется заняться чем-то необычным, интересным. Хочется много знать, проявить себя во всем блеске своих способностей. Тогда считайте, что вам повезло, потому что сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня урок - викторина, посвященная нашему богатому марийскому языку. Наша задача на уроке – вспомнить устное народное творчество народа, слова которые мы с вами учили, вспомнить урок истории культуры марийского народа.
- Чтение учителем эпиграфа урока, затем детьми хором.(перевод);
- Чтение эпиграфа учеником (перевод).
Итак, начинаем урок-викторину. Представление членов жюри. Проверка домашнего задания. (Название, эмблема, девиз команд)
1 конкурс – «Дни недели» (Из разбросанных слов поочередно расставить дни недели).
Игра с болельщиками «Время суток»
(Ночь – йуд, эр – утро, кас – вечер, обед – кечывал).
2 конкурс – «Птицы» (Названия птиц на марийском языке. Какая команда не называет, на той команде останавливается игра и считается проигравшей).
3 конкурс – «Продолжи пословицы». (Заданы начало пословиц, с помощью опорных слов должны закончить пословицы).
- Ава деч кугу … (от лий);
- Кече икте - …(ава икте);
- Шинча лудеш - …(кид ышта);
- Паша айдемым илаш …(туныкта);
- Йочан парняже кошта гын,… (аван шумжо);
- Йолташет уке гын, кычал, уло гын…(арале);
- Лес рубят - …(щепки летят);
- Любишь свое дело - … (работа спорится).
Игра с болельщиками с народной игрой «Лапти».
Вспомнить финно-угорские семьи, народ.
4 конкурс – «Переведи слова». (За одну минуту сколько слов правильно сумеют перевести).
- Ребята, чем богата наша марийская земля? Что окружает нас? (ЛЕС). А что растет в лесу? А давайте сходим в лес за грибами. Все встали, проведем физкультминутку.
Карзинкам ме налына,
Да чодырашке каена.
Шукшо понгым огына нал,
Эртен тудым каена.
А сай понгым муынат (совым пералтена),
Карзинкашке пыштена.
- А какие съедобные и несъедобные грибы вы знаете?
5 конкурс – «Составь словечко» ( Из одного большого слова должны составить слова на марийском языке, вместо у-у, о-о можно использовать).
К У Д Ы Р О Н Г Ы Р (колокольчик)
Игра с болельщиками – составить слова из слова
С О Т Е М Д А Р Ы Ш Е (ПРОСВЕТИТЕЛЬ)
6 конкурс – «Отгадай загадки». (Кто угадает, поднимает руку и отвечает).
7 конкурс – «Вопросы-ответы по ИКН»
ИТОГ
Подходит к концу наш новый урок,
Спасибо тебе, мой верный дружок.
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, что играли, на вопрос отвечали!
|