Силкова Анастасия Владимировна
Педагог дополнительного образования
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адаптированная школа-интернат №4» г. Великий Новгород.
Возможности использование современной хореографии в дополнительных занятиях со слабослышащими детьми.
Важнейшей проблемой современности является проблема гармоничного развития и воспитания детей с нарушениями слуха. В настоящее время от шести до восьми процентов населения мира страдают от нарушений слуха в различной степени. «В Российской Федерации насчитывается около тринадцати миллионов человек с потерей слуха или какой-либо другой формой потери слуха, из которых около миллиона человек являются детьми» (О. Медведева, Физиологические особенности сенсорных систем детей второго периода детства с разной степенью нарушения слуха Краснодар, 2011.147 с.)
«Нарушение слуховой функции приводит к нарушению функциональных систем организма, что в свою очередь приводит к снижению показателей развития физических и психических процессов у детей. Нарушение слуха приводит к замедлению и искажению естественных процессов индивидуального развития ребенка. (И. В. Новиков, Влияние нарушения слуха на развивающийся организм ребенка // Современная психология и педагогика. Новосибирск: СибАК, 2017. С. 6-10). В настоящее время, благодаря исследованиям функционального развития детей с нарушениями слуха, в коррекционной педагогике и психологии имеется достаточно информации, объясняющей особенности физического и психологического развития. Раскрыты методологические аспекты работы с такими детьми. Описаны особенности влияния нарушений слуха на развитие двигательных качеств у детей.
Болезнь органов слуха имеет биологическую основу. У детей с нарушением слуха происходит нарушение структуры биологических структур. В результате восприятие звуковых сигналов, поступающих из внешнего мира, нарушается. Этот факт влияет на психоэмоциональное развитие ребенка.
В двигательной области развития ребенка с нарушением слуха отклонения выявляются в основном в работе вестибулярного анализатора. Негативное влияние рассматриваемой патологии влияет на баланс, пространственную ориентацию. Трудности возникают при выполнении сложных координационных действий. Движения выполняются резко, при выполнении двигательных актов нет размеренности и плавности.
«Для детей с нарушением слуха очень важны сложные координационные движения. Выполнение физических упражнений на координацию способствует развитию всей коры полушарий головного мозга, что особенно важно для коррекции нарушений слухового анализатора. (Губарева Н.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха. Омск, 2009 235 с.)
Авторы, которые работали над улучшением физического воспитания детей с нарушениями слуха, сходятся во мнении, что коррекция и компенсация отклонений в физическом развитии возможна. «С помощью систематических и целенаправленных физических упражнений, основанных на специально отобранных и разработанных программах, можно добиться значительных результатов в коррекции физического развития детей с нарушениями слуха. Для детей с нарушением слуха физические упражнения являются не только средством физического развития, формирования и поддержания физического здоровья, но и средством развития коры головного мозга. (Новиков И.В., Новиков В.В. Особенности физического развития детей с нарушением слуха и способы его коррекции с помощью гимнастики // ПН & О. 2018. № 2 32с)
Большие возможности в вопросе физического развития детей с нарушениями слуха имеют занятия современной хореографией (contemporary dance).
Contemporary dance - является одним из новых направлений современного танца, который сочетает в себе элементы западного танца (классический танец, современный джаз) и восточного искусства движения (цигун, йога, тайцзи-цюань). Более того, это танец, который не имеет определенной формы стиля, потому что главное в нем - самовыражение.
На занятиях придается большое значение работе с пространством, дыханием, эмоциями, качеством движений, правильной настройкой вашего тела. На современном этапе данное танцевальное направление является очень открытым: каждый хореограф может взять ту или иную технику или принципы конкретного хореографа в качестве основы для стиля своей хореографии, будь то балет, модерн или постмодерн. Но в то же время позволить этим методам пройти через свое тело и «выдать» новый стиль, свою интерпретацию, свой язык.
Появляется много техник, которые исследуют анатомию человека и построение движений, которые анатомически правильны для тела, то есть не наносят вред мышцам и суставам. Например, метод Александра, метод Франклина, метод Фельденкрайза.
Таким образом, внедрение элементов современной хореографии (Contemporary dance) в существующую методику дополнительных занятий для слабовидящих детей позволит развить не только координационные способности учащихся, чувство ритма, такта, пластичность движений, но и будет способствовать их творческому самовыражению и самопознанию.
Список литературы:
1. Губарева Н.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха : дис. …канд. пед. наук. Омск, 2009. 235 с.
2. Медведева О.А. Физиологические особенности сенсорных систем детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха : дис. …канд. биол. наук. Краснодар, 2011. 147 с.
3. Новиков И.В. Влияние слуховых нарушений на развивающийся организм ребёнка // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. II-III междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(2). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 6-10. 7.
|