Сегодня: 19.09.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Планирование


Элективный курс 10-11 класс "Подготовка к сочинениям"

01.09.2019, 18:23
Шмелева Надежда Николаевна
учитель, МАОУ "СОШ №1 г.Сольцы" Новгородская область
Программа элективного курса по литературе в 10-11 классах.
« Анализ художественного и публицистического произведения»
(Подготовка к экзаменационным сочинениям).
10-11 класс


Пояснительная записка

Основная цель курса: вооружить учащихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально адаптированной и литературно образованной личности.
Задачи:
1. Научить выпускников самостоятельно оценивать художественное произведение,
2. Развить литературно-творческие способности,
3. Научить умению писать сочинение по предложенной теме.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Работа по данному курсу способствует эстетическому и литературному воспитанию школьников: они научатся не только анализировать литературное произведение, но и давать ему собственную оценку с опорой на лингвистические знания. В процессе работы ученики подготовятся к двум видам выпускных сочинений: сочинению по литературе и по русскому языку, предусмотренному в задании 27 ЕГЭ.
Исходя из поставленных задач, материал курса делится на два блока: теоретический и практический. В первом блоке учащиеся повторят теорию литературы, необходимую для более глубокого понимания произведения. Во втором блоке на основании анализа произведения выпускники будут учиться создавать свои сочинения разных жанров и тематических направлений. Материалы заданий и темы сочинений тесно связаны с программой по литературе, идет опора на изучаемые на уроках произведения. Но по желанию ученика можно опираться на произведения других русских писателей, выходящие за школьную программу, и зарубежную литературу.
В связи с поставленными целью и задачами элективный курс рассчитан на два учебных года: так как подготовка к экзаменационному сочинению по литературе начинается в 10 классе, а заканчивается в декабре следующего учебного года, то возникла необходимость рассчитать его на 48 часов ( 37ч. в 10 классе и 11ч. в сентябре-ноябре 11 класса). По завершении этой работы учащиеся продолжат изучение курса, продолжая готовиться уже к другому выпускному экзамену: сочинению по русскому языку, где будет проводиться работа с текстами художественного и публицистического стиля. В этой работе, безусловно, пригодятся теоретические знания и практические навыки, приобретенные ранее. На эту работу в курсе отводится оставшиеся на три четверти 22 часа.
Итого двухгодичный курс - 70 часов.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия Дата Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов
Теоретический блок (12ч.)
1. Роды литературы. Понятие эпоса, лирики, драмы, их отличительные особенности. 1ч.
2-3. Жанры литературы. Роман, повесть, рассказ, стихотворение, поэма, трагедия, драма, комедия и другие. Особенности всех жанров литературы. 2ч.
3-4. Художественный метод и стили русских писателей. Знакомство с методами писателей первой и второй половины 19 века, их отличительные черты. 2ч.
6-7. Идейно-тематический анализ произведения. Понятие темы, проблемы, конфликта, идеи произведения. 2ч.
8-10. Композиционный анализ произведения. Особенности композиции эпических и лирических произведений.
Линейная, кольцевая, челночная композиции.
Внекомпозиционные элементы: пейзаж, портрет героя, описание местности, интерьера, собственно авторская характеристика, диалог, речь героев. 3ч.
11-12. Стилистический анализ произведения. Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов, стилистических фигур, звуковых средств. 2ч.
Практический блок (36ч.)
13-15. Структура простого и сложного плана текста. Структура сочинения: вступительная часть, ее виды (историческое, историко-литературное, аналитическое, проблемное, сравнительное, публицистическое), основная часть (план части), заключение (его тесная связь с темой и вступлением). 3ч.
16-18. Темы развернутого ответа на вопрос. Составление плана развернутого ответа на вопрос (Что мне нравится в Ольге Ильинской?) и т.п. 3ч.
19-22. План анализа эпизода. Подбор эпизодов, отражающих основную идею романа или тему сочинения. 4ч.
23-25. Комплексный анализ прозаического и лирического произведения. Структура плана комплексного анализа художественного произведения: идейно-тематический анализ, композиционный, языковой, стихосложение. 3ч.
26-28. Идейно-тематический анализ произведения. Определение темы и проблематики произведения. Конфликт произведения: общественный, идеологический, социальный, межличностный, внутренний. Идея произведения. Смысл заглавия.
3ч.
29-31. Композиционный анализ произведения. Виды композиции: повествование, рассуждение, описание. Роль внекомпозиционных элементов.
(Роль пейзажа в худож. произведении. Роль детали в худож. произведении и т.п.) 3ч.
32-33. Сравнительный и сопоставительный анализ произведения. План сравнительного и сопоставительного анализа. 2ч.
34-35. Практическая работа по анализу произведения. Анализ произведения на выбор согласно отработанному плану. 2ч.
36-38. Собирание и систематизация материала для сочинения. Анализ темы сочинения, нахождение ключевого слова, подбор материала из произведений, составление плана, оформление сочинения. 3ч.
39-40. Типы сочинений по видам анализа литературного произведения.
Индивидуальная характеристика героев. План индивидуальной характеристики на примере литературного произведения.
(Образ Евгения Базарова в романе Тургенева.
Или Образ Родиона Раскольникова в романе Достоевского.) 2ч.
41-42. Сравнительная характеристика героев. План сравнительной характеристики на примере литературного произведения.
(Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия Кирсанова) 2ч.
43-44. Общий анализ литературного произведения. План общего анализа произведения:
время написания, эпоха и ее отражение, проблематика произведения и ее раскрытие автором, авторская позиция. 2ч.
45-46. Анализ нескольких литературных произведений. План анализа: что сближает эти произведения и чем они различаются (если произведения разных авторов).
Какую проблему поднимает писатель и как он ее решает (если произведения одного автора). 2ч.
47-48. Анализ эпизода литературного произведения. Требования к выполнению работы по анализу эпизода: роль его в решении ключевой проблемы произведения.
(анализ эпизода романа А.Гончарова «Обломов»: «Приезд Штольца к Обломову») и т.п. 2ч.
Сочинение-рецензия на предложенный текст (22ч.)
49. Знакомство с критериальными показателями задания 27. Чтение и пояснение формулировок критериев. 1ч.
50. Анализ выполнения задания 27 выпускниками предыдущего года. Изучение ошибок, которые встречаются в работах и влияют на снижение баллов. 1ч.
51-52. Работа с текстом. Определение темы и проблемы текста. Работа по определенному алгоритму над пониманием темы. Повторение понятий темы текста и проблемы текста. 2ч.
53. Практическая работа с текстами. Определение проблем текста, их распределение по важности поднимаемой темы. 1ч.
54-56. Комментирование исходной проблемы текста. Практические рекомендации, варианты комментария. 2ч.
57. Практическая работа с текстом. Анализ предложенных комментарий исходного текста. 1ч.
58-59. Позиция автора исходного текста. Определение позиции автора в тексте-повествовании и в тексте-рассуждении. 2ч.
60. Пробное сочинение по критериям К-1, К-2, К-3. Диагностика знаний по теме. 1ч.
61. Понятие аргументации к тексту. Подбор аргументов к пословицам, крылатым словам. 2ч.
62. Практическая работа по подбору аргументов. Подбор аргументов в соответствии с проблемой текста 1ч.
63-64. Композиция сочинения.
Вступительная часть и концовка. Создание структуры сочинения с помощью стилистических приемов: риторического вопроса, восклицательного предложения, вопросно-ответной формы. 2ч.
65. Практическая работа. Сочинение по тексту публицистического стиля. Знать особенности этого стиля и комментирование к нему. 1ч.
66. Практическая работа. Сочинение по тексту художественного стиля. Знать особенности этого стиля и комментирование к нему. 1ч.
67. Анализ сочинений. Предупреждение ошибок в критериях К-1 – К-6. 1ч.
68. Написание итогового сочинения по критериям задания 27. Диагностика умений и навыков. 1ч.
69. Анализ итогового сочинения. Рекомендации. Повторение критериев К-1 – К-6. 1ч.
70. Итоговое занятие по темам элективного курса. 1я.


Категория: Планирование | Добавил: zujlf
Просмотров: 96 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.09.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал