Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Планирование


Элективный курс 10-11 класс "Подготовка к сочинениям"

01.09.2019, 18:23
Шмелева Надежда Николаевна
учитель, МАОУ "СОШ №1 г.Сольцы" Новгородская область
Программа элективного курса по литературе в 10-11 классах.
« Анализ художественного и публицистического произведения»
(Подготовка к экзаменационным сочинениям).
10-11 класс


Пояснительная записка

Основная цель курса: вооружить учащихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально адаптированной и литературно образованной личности.
Задачи:
1. Научить выпускников самостоятельно оценивать художественное произведение,
2. Развить литературно-творческие способности,
3. Научить умению писать сочинение по предложенной теме.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Работа по данному курсу способствует эстетическому и литературному воспитанию школьников: они научатся не только анализировать литературное произведение, но и давать ему собственную оценку с опорой на лингвистические знания. В процессе работы ученики подготовятся к двум видам выпускных сочинений: сочинению по литературе и по русскому языку, предусмотренному в задании 27 ЕГЭ.
Исходя из поставленных задач, материал курса делится на два блока: теоретический и практический. В первом блоке учащиеся повторят теорию литературы, необходимую для более глубокого понимания произведения. Во втором блоке на основании анализа произведения выпускники будут учиться создавать свои сочинения разных жанров и тематических направлений. Материалы заданий и темы сочинений тесно связаны с программой по литературе, идет опора на изучаемые на уроках произведения. Но по желанию ученика можно опираться на произведения других русских писателей, выходящие за школьную программу, и зарубежную литературу.
В связи с поставленными целью и задачами элективный курс рассчитан на два учебных года: так как подготовка к экзаменационному сочинению по литературе начинается в 10 классе, а заканчивается в декабре следующего учебного года, то возникла необходимость рассчитать его на 48 часов ( 37ч. в 10 классе и 11ч. в сентябре-ноябре 11 класса). По завершении этой работы учащиеся продолжат изучение курса, продолжая готовиться уже к другому выпускному экзамену: сочинению по русскому языку, где будет проводиться работа с текстами художественного и публицистического стиля. В этой работе, безусловно, пригодятся теоретические знания и практические навыки, приобретенные ранее. На эту работу в курсе отводится оставшиеся на три четверти 22 часа.
Итого двухгодичный курс - 70 часов.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия Дата Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов
Теоретический блок (12ч.)
1. Роды литературы. Понятие эпоса, лирики, драмы, их отличительные особенности. 1ч.
2-3. Жанры литературы. Роман, повесть, рассказ, стихотворение, поэма, трагедия, драма, комедия и другие. Особенности всех жанров литературы. 2ч.
3-4. Художественный метод и стили русских писателей. Знакомство с методами писателей первой и второй половины 19 века, их отличительные черты. 2ч.
6-7. Идейно-тематический анализ произведения. Понятие темы, проблемы, конфликта, идеи произведения. 2ч.
8-10. Композиционный анализ произведения. Особенности композиции эпических и лирических произведений.
Линейная, кольцевая, челночная композиции.
Внекомпозиционные элементы: пейзаж, портрет героя, описание местности, интерьера, собственно авторская характеристика, диалог, речь героев. 3ч.
11-12. Стилистический анализ произведения. Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов, стилистических фигур, звуковых средств. 2ч.
Практический блок (36ч.)
13-15. Структура простого и сложного плана текста. Структура сочинения: вступительная часть, ее виды (историческое, историко-литературное, аналитическое, проблемное, сравнительное, публицистическое), основная часть (план части), заключение (его тесная связь с темой и вступлением). 3ч.
16-18. Темы развернутого ответа на вопрос. Составление плана развернутого ответа на вопрос (Что мне нравится в Ольге Ильинской?) и т.п. 3ч.
19-22. План анализа эпизода. Подбор эпизодов, отражающих основную идею романа или тему сочинения. 4ч.
23-25. Комплексный анализ прозаического и лирического произведения. Структура плана комплексного анализа художественного произведения: идейно-тематический анализ, композиционный, языковой, стихосложение. 3ч.
26-28. Идейно-тематический анализ произведения. Определение темы и проблематики произведения. Конфликт произведения: общественный, идеологический, социальный, межличностный, внутренний. Идея произведения. Смысл заглавия.
3ч.
29-31. Композиционный анализ произведения. Виды композиции: повествование, рассуждение, описание. Роль внекомпозиционных элементов.
(Роль пейзажа в худож. произведении. Роль детали в худож. произведении и т.п.) 3ч.
32-33. Сравнительный и сопоставительный анализ произведения. План сравнительного и сопоставительного анализа. 2ч.
34-35. Практическая работа по анализу произведения. Анализ произведения на выбор согласно отработанному плану. 2ч.
36-38. Собирание и систематизация материала для сочинения. Анализ темы сочинения, нахождение ключевого слова, подбор материала из произведений, составление плана, оформление сочинения. 3ч.
39-40. Типы сочинений по видам анализа литературного произведения.
Индивидуальная характеристика героев. План индивидуальной характеристики на примере литературного произведения.
(Образ Евгения Базарова в романе Тургенева.
Или Образ Родиона Раскольникова в романе Достоевского.) 2ч.
41-42. Сравнительная характеристика героев. План сравнительной характеристики на примере литературного произведения.
(Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия Кирсанова) 2ч.
43-44. Общий анализ литературного произведения. План общего анализа произведения:
время написания, эпоха и ее отражение, проблематика произведения и ее раскрытие автором, авторская позиция. 2ч.
45-46. Анализ нескольких литературных произведений. План анализа: что сближает эти произведения и чем они различаются (если произведения разных авторов).
Какую проблему поднимает писатель и как он ее решает (если произведения одного автора). 2ч.
47-48. Анализ эпизода литературного произведения. Требования к выполнению работы по анализу эпизода: роль его в решении ключевой проблемы произведения.
(анализ эпизода романа А.Гончарова «Обломов»: «Приезд Штольца к Обломову») и т.п. 2ч.
Сочинение-рецензия на предложенный текст (22ч.)
49. Знакомство с критериальными показателями задания 27. Чтение и пояснение формулировок критериев. 1ч.
50. Анализ выполнения задания 27 выпускниками предыдущего года. Изучение ошибок, которые встречаются в работах и влияют на снижение баллов. 1ч.
51-52. Работа с текстом. Определение темы и проблемы текста. Работа по определенному алгоритму над пониманием темы. Повторение понятий темы текста и проблемы текста. 2ч.
53. Практическая работа с текстами. Определение проблем текста, их распределение по важности поднимаемой темы. 1ч.
54-56. Комментирование исходной проблемы текста. Практические рекомендации, варианты комментария. 2ч.
57. Практическая работа с текстом. Анализ предложенных комментарий исходного текста. 1ч.
58-59. Позиция автора исходного текста. Определение позиции автора в тексте-повествовании и в тексте-рассуждении. 2ч.
60. Пробное сочинение по критериям К-1, К-2, К-3. Диагностика знаний по теме. 1ч.
61. Понятие аргументации к тексту. Подбор аргументов к пословицам, крылатым словам. 2ч.
62. Практическая работа по подбору аргументов. Подбор аргументов в соответствии с проблемой текста 1ч.
63-64. Композиция сочинения.
Вступительная часть и концовка. Создание структуры сочинения с помощью стилистических приемов: риторического вопроса, восклицательного предложения, вопросно-ответной формы. 2ч.
65. Практическая работа. Сочинение по тексту публицистического стиля. Знать особенности этого стиля и комментирование к нему. 1ч.
66. Практическая работа. Сочинение по тексту художественного стиля. Знать особенности этого стиля и комментирование к нему. 1ч.
67. Анализ сочинений. Предупреждение ошибок в критериях К-1 – К-6. 1ч.
68. Написание итогового сочинения по критериям задания 27. Диагностика умений и навыков. 1ч.
69. Анализ итогового сочинения. Рекомендации. Повторение критериев К-1 – К-6. 1ч.
70. Итоговое занятие по темам элективного курса. 1я.


Категория: Планирование | Добавил: zujlf
Просмотров: 949 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог