ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа по курсу для 5 класса создана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р.И.Альбетковой. Программа по основам русской словесности для 5—9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной про¬грамме осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если про-грамма по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития.
Общая характеристика учебного предмета.
Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.
Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.
В узком смысле слова, собственно словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.
Когда мы говорим русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как мате¬риал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства с лова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, раз¬личных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно- художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.
В 5-м классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях - лирических, эпических и драматических, созданных отдельными писателями.
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе. Естествен¬но, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и яр¬ко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Цели курса:
• помочь ученику, творчески овладевая языком, осваивать духовный опыт человечества;
• научить глубоко понимать художественное произведение;
• развивать способности учащихся к творческой деятельности.
Задачи курса:
• изучать закономерности употребления языка (лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства);
• овладевать умением самостоятельно постигать идейно – художественный смысл прочитанного через языковую ткань;
• учиться осмысливать все компоненты содержания и формы;
• учиться использовать опыт изучения материала словесности для творческого употребления родного языка;
• учить любить свой язык.
Контроль за знаниями учащихся осуществляется в форме самостоятельных работ, творческих работ (сочинений- 3, изложений – 3), практических занятий (анализ текста) - 4. В конце года планируется провести итоговое тестирование.
Количество часов: в год – 102,
в неделю – 3.
Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5 класс. – М., 2008).
Весь текст материала находится в приложенном файле
|