Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Эссе педагога "Миссия учителя, или О том, почему всегда жизнеутверждающее «Пробуй! Мысли! Твори!» сегодня не звучит оптимистически…"

СКАЧАТЬ (41.0 Kb) 28.07.2016, 09:46
Гринченко Инна Владимировна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Биотехнологический лицей №21"
Эссе «Пробуй! Мысли! Твори!» как  форма сотворчества «учитель-ученик»,  что предложено было мне на курсах дистанционного обучения, посвящённых теме условий плодотворного сотрудничества учителя с учеником,  вызывает у меня  сегодня не только чувство удовлетворения. А даже смятение.  И вот почему.
      Сегодняшний день, характеризующийся обилием  способов доступности самой разной информации, отличается значительно (я бы сказала кардинально!)  от тех лет, когда её, этой самой информации,  – самого разного содержания, характера, объёма, – НЕ БЫЛО в доступе  таком  лёгком (интернет, компьютер в каждом доме, тексты произведений литературы в достаточном количестве)… И учитель, как её, этой информации,  НОСИТЕЛЬ, был тем человеком, который для большинства учеников (я, конечно же, говорю о  тех детях, для кого знания – умения - навыки в различных видах деятельности  были действительной ценностью, без которой не может человек себя ощущать полноценным) являлся фигурой, без которой ученик  себе не представлял свою школьную жизнь – в хорошем смысле этого слова.
 
      Сегодня же  школьная жизнь невероятно облегчилась (лёгкий доступ к абсолютно любой информации!) и одновременно осложнилась значительно: «потерялась» былая ценность учителя как источника этой информации. А значит, и вопрос о СОТРУДНИЧЕСТВЕ наполняется другим содержанием, потому как:
1) касается он, в первую очередь, тех обучающихся, для которых ЦЕНА ЗНАНИЙ и СПОСОБЫ их ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  не потеряли своей важности в условиях  так называемой «новой» жизни, которая, к сожалению, характеризуется такими признаками, как потребительство,   подчас откровенная нажива, исповедование принципа «все средства хороши для достижений личных целей» и т.д.;
2) основная масса учащихся (а это дети родителей, чья  молодость  пришлась на время так называемых «лихих 90-х», когда идеалы (личностные ориентиры!) формировались только в плоскости сугубо материальной) «исповедует» очень «земные» ценности…
      Следовательно, вопрос о различных формах СОТВОРЧЕСТВА  («Пробуй! Мысли! Твори!») приобретает характер
а)  очень избирательный,
б) «содержательно» очень значимый…

… в том смысле, что Ваша  - учительская -   фигура должна быть СТОЛЬ ВАЖНОЙ для ученика, чтобы он (при наличии имеющегося и такого доступного  и без Вас огромного количества информации) НУЖДАЛСЯ в Вас, как в высококвалифицированном и грамотно организующем учебный процесс человеке.
 
Без сомнения,  результативность  этого содружества  должна  быть  напрямую связана с  ОСОБЫМ построением человеческих отношений. Я говорю – вдобавок к высокой квалификации и верно выбранной методике – о ЛИЧНОСТНЫХ качествах педагога, который, в условиях сегодняшнего времени, должен быть ИНТЕРЕСЕН своему ученику – несмотря на «суровые приметы» нынешнего дня, когда проповедуется и оправдывается расхожая формула жизни – «нормальные герои всегда идут в обход»…
 
     Эта «интересность» учителя – не в «экзотике» формальной, а в том его «содержании», когда знания, которыми обладает учитель,  характер их использования в его, учительской,  жизни  ощутимы и видимы для ученика  так, что становятся  и для него НЕОБХОДИМОЙ ЦЕННОСТЬЮ, без которой он уже не воспринимает и в будущем не видит  свою взрослую жизнь!
 
     Вот почему педагогику сотрудничества рассматривают  ныне как особого типа «проникающую» технологию.   Она  в своей философской основе – гуманистическая, т.к. отношения в ней по подходу к ученику  проявляются  как, говоря научным языком,  субъектно-субъектные (сотрудничество), а по методам, которые преобладают в нём,  -  поисковые, творческие, диалогические. Жаль только, что всё это сегодня (и, как видим, это не учителя вина!)  не работает в том объёме, каким его себе учитель задумал, который в школу ходит  всё-таки не только…за зарплатой.
 
Но… «времена не выбирают. \\ В них живут и умирают. \\ Большей пошлости на свете нет, \\ Чем думать и пенять, \\ Будто можно ТЕ на ЭТИ, \\ Как на рынке, поменять». Это значит, что жизнь ЗАВТРА   и на ЭТОМ не заканчивается… А потому
 
Учитель, терпи: не приходит до срока
Ни радость, ни горькая весть.
И грустно, что счастье далёко,
И сладко: далёко, но есть!
 
Утешить себя он, учитель,   может только мыслью о том, что нужно ставить перед собой, как говорится, «реальные» цели:
 
Я стал доступен утешенью.
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать…

…«Свободу» в том смысле,  что создал  УЧИТЕЛЬ в своей работе благоприятные  условия для максимальной реализации достойного существования  своего УЧЕНИКА: его возможностей, устремлений, притязаний.   Для ученика …хотя бы одного!
 И удовлетворён должен быть и этим.
Кто же (хоть в этой мысли!)  не согласится с нашим Поэтом!?
Вот чем  можно себя утешить. -  Это я о смятении чувств, что упомянуты были вначале…


Категория: Разное | Добавил: Образование
Просмотров: 1631 | Загрузок: 43 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Актуальная тема. Интересно описана. Пробуй. Мысли. Твори. И пробует, и мыслит, и творит учитель. А меня навело эссе на такие думы:  зачастую нашим ученикам абсолютно  не до нас, не до нашего предмета. Вчера только встретила своего ученика. Студент престижного университета в Москве. А учился - совсем еле-еле. Я думала , он никуда не поступит. Другой ученик. Уровень учёбы - тоже еле-еле. Работает в скорой помощи. Врач. Замечательно, что учащиеся добиваются многого после школы, а возможно, вне школы, или же - без школы, без наших знаний...

Спасибо за добрые слова... Согласна с Вами по поводу мыслей о "дальнейшей" судьбе наших учеников: действительно, иногда поражает их "существование" уже после школы - вроде бы ничего не предвещало их благополучного исхода (в том смысле, что учились абы как!). Но можно утешить себя мыслью о том, что, как говорит серьёзная "Психология школьников", результат ОТСРОЧЕН во времени. И нам, учителям, он не ВИДИТСЯ так скоро! Эта мысль утешает и вдохновляет

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог