Сегодня: 06.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Эссе педагога "Миссия учителя, или О том, почему всегда жизнеутверждающее «Пробуй! Мысли! Твори!» сегодня не звучит оптимистически…"

СКАЧАТЬ (41.0Kb) 28.07.2016, 09:46
Гринченко Инна Владимировна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Биотехнологический лицей №21"
Эссе «Пробуй! Мысли! Твори!» как  форма сотворчества «учитель-ученик»,  что предложено было мне на курсах дистанционного обучения, посвящённых теме условий плодотворного сотрудничества учителя с учеником,  вызывает у меня  сегодня не только чувство удовлетворения. А даже смятение.  И вот почему.
      Сегодняшний день, характеризующийся обилием  способов доступности самой разной информации, отличается значительно (я бы сказала кардинально!)  от тех лет, когда её, этой самой информации,  – самого разного содержания, характера, объёма, – НЕ БЫЛО в доступе  таком  лёгком (интернет, компьютер в каждом доме, тексты произведений литературы в достаточном количестве)… И учитель, как её, этой информации,  НОСИТЕЛЬ, был тем человеком, который для большинства учеников (я, конечно же, говорю о  тех детях, для кого знания – умения - навыки в различных видах деятельности  были действительной ценностью, без которой не может человек себя ощущать полноценным) являлся фигурой, без которой ученик  себе не представлял свою школьную жизнь – в хорошем смысле этого слова.
 
      Сегодня же  школьная жизнь невероятно облегчилась (лёгкий доступ к абсолютно любой информации!) и одновременно осложнилась значительно: «потерялась» былая ценность учителя как источника этой информации. А значит, и вопрос о СОТРУДНИЧЕСТВЕ наполняется другим содержанием, потому как:
1) касается он, в первую очередь, тех обучающихся, для которых ЦЕНА ЗНАНИЙ и СПОСОБЫ их ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  не потеряли своей важности в условиях  так называемой «новой» жизни, которая, к сожалению, характеризуется такими признаками, как потребительство,   подчас откровенная нажива, исповедование принципа «все средства хороши для достижений личных целей» и т.д.;
2) основная масса учащихся (а это дети родителей, чья  молодость  пришлась на время так называемых «лихих 90-х», когда идеалы (личностные ориентиры!) формировались только в плоскости сугубо материальной) «исповедует» очень «земные» ценности…
      Следовательно, вопрос о различных формах СОТВОРЧЕСТВА  («Пробуй! Мысли! Твори!») приобретает характер
а)  очень избирательный,
б) «содержательно» очень значимый…

… в том смысле, что Ваша  - учительская -   фигура должна быть СТОЛЬ ВАЖНОЙ для ученика, чтобы он (при наличии имеющегося и такого доступного  и без Вас огромного количества информации) НУЖДАЛСЯ в Вас, как в высококвалифицированном и грамотно организующем учебный процесс человеке.
 
Без сомнения,  результативность  этого содружества  должна  быть  напрямую связана с  ОСОБЫМ построением человеческих отношений. Я говорю – вдобавок к высокой квалификации и верно выбранной методике – о ЛИЧНОСТНЫХ качествах педагога, который, в условиях сегодняшнего времени, должен быть ИНТЕРЕСЕН своему ученику – несмотря на «суровые приметы» нынешнего дня, когда проповедуется и оправдывается расхожая формула жизни – «нормальные герои всегда идут в обход»…
 
     Эта «интересность» учителя – не в «экзотике» формальной, а в том его «содержании», когда знания, которыми обладает учитель,  характер их использования в его, учительской,  жизни  ощутимы и видимы для ученика  так, что становятся  и для него НЕОБХОДИМОЙ ЦЕННОСТЬЮ, без которой он уже не воспринимает и в будущем не видит  свою взрослую жизнь!
 
     Вот почему педагогику сотрудничества рассматривают  ныне как особого типа «проникающую» технологию.   Она  в своей философской основе – гуманистическая, т.к. отношения в ней по подходу к ученику  проявляются  как, говоря научным языком,  субъектно-субъектные (сотрудничество), а по методам, которые преобладают в нём,  -  поисковые, творческие, диалогические. Жаль только, что всё это сегодня (и, как видим, это не учителя вина!)  не работает в том объёме, каким его себе учитель задумал, который в школу ходит  всё-таки не только…за зарплатой.
 
Но… «времена не выбирают. \\ В них живут и умирают. \\ Большей пошлости на свете нет, \\ Чем думать и пенять, \\ Будто можно ТЕ на ЭТИ, \\ Как на рынке, поменять». Это значит, что жизнь ЗАВТРА   и на ЭТОМ не заканчивается… А потому
 
Учитель, терпи: не приходит до срока
Ни радость, ни горькая весть.
И грустно, что счастье далёко,
И сладко: далёко, но есть!
 
Утешить себя он, учитель,   может только мыслью о том, что нужно ставить перед собой, как говорится, «реальные» цели:
 
Я стал доступен утешенью.
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать…

…«Свободу» в том смысле,  что создал  УЧИТЕЛЬ в своей работе благоприятные  условия для максимальной реализации достойного существования  своего УЧЕНИКА: его возможностей, устремлений, притязаний.   Для ученика …хотя бы одного!
 И удовлетворён должен быть и этим.
Кто же (хоть в этой мысли!)  не согласится с нашим Поэтом!?
Вот чем  можно себя утешить. -  Это я о смятении чувств, что упомянуты были вначале…
Категория: Разное | Добавил: Образование
Просмотров: 275 | Загрузок: 9 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 2
Актуальная тема. Интересно описана. Пробуй. Мысли. Твори. И пробует, и мыслит, и творит учитель. А меня навело эссе на такие думы:  зачастую нашим ученикам абсолютно  не до нас, не до нашего предмета. Вчера только встретила своего ученика. Студент престижного университета в Москве. А учился - совсем еле-еле. Я думала , он никуда не поступит. Другой ученик. Уровень учёбы - тоже еле-еле. Работает в скорой помощи. Врач. Замечательно, что учащиеся добиваются многого после школы, а возможно, вне школы, или же - без школы, без наших знаний...

Спасибо за добрые слова... Согласна с Вами по поводу мыслей о "дальнейшей" судьбе наших учеников: действительно, иногда поражает их "существование" уже после школы - вроде бы ничего не предвещало их благополучного исхода (в том смысле, что учились абы как!). Но можно утешить себя мыслью о том, что, как говорит серьёзная "Психология школьников", результат ОТСРОЧЕН во времени. И нам, учителям, он не ВИДИТСЯ так скоро! Эта мысль утешает и вдохновляет

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал