Эссе «Пробуй! Мысли! Твори!» как форма сотворчества «учитель-ученик», что предложено было мне на курсах дистанционного обучения, посвящённых теме условий плодотворного сотрудничества учителя с учеником, вызывает у меня сегодня не только чувство удовлетворения. А даже смятение. И вот почему.
Сегодняшний день, характеризующийся обилием способов доступности самой разной информации, отличается значительно (я бы сказала кардинально!) от тех лет, когда её, этой самой информации, – самого разного содержания, характера, объёма, – НЕ БЫЛО в доступе таком лёгком (интернет, компьютер в каждом доме, тексты произведений литературы в достаточном количестве)… И учитель, как её, этой информации, НОСИТЕЛЬ, был тем человеком, который для большинства учеников (я, конечно же, говорю о тех детях, для кого знания – умения - навыки в различных видах деятельности были действительной ценностью, без которой не может человек себя ощущать полноценным) являлся фигурой, без которой ученик себе не представлял свою школьную жизнь – в хорошем смысле этого слова.
Сегодня же школьная жизнь невероятно облегчилась (лёгкий доступ к абсолютно любой информации!) и одновременно осложнилась значительно: «потерялась» былая ценность учителя как источника этой информации. А значит, и вопрос о СОТРУДНИЧЕСТВЕ наполняется другим содержанием, потому как:
1) касается он, в первую очередь, тех обучающихся, для которых ЦЕНА ЗНАНИЙ и СПОСОБЫ их ИСПОЛЬЗОВАНИЯ не потеряли своей важности в условиях так называемой «новой» жизни, которая, к сожалению, характеризуется такими признаками, как потребительство, подчас откровенная нажива, исповедование принципа «все средства хороши для достижений личных целей» и т.д.;
2) основная масса учащихся (а это дети родителей, чья молодость пришлась на время так называемых «лихих 90-х», когда идеалы (личностные ориентиры!) формировались только в плоскости сугубо материальной) «исповедует» очень «земные» ценности…
Следовательно, вопрос о различных формах СОТВОРЧЕСТВА («Пробуй! Мысли! Твори!») приобретает характер
а) очень избирательный,
б) «содержательно» очень значимый…
… в том смысле, что Ваша - учительская - фигура должна быть СТОЛЬ ВАЖНОЙ для ученика, чтобы он (при наличии имеющегося и такого доступного и без Вас огромного количества информации) НУЖДАЛСЯ в Вас, как в высококвалифицированном и грамотно организующем учебный процесс человеке.
Без сомнения, результативность этого содружества должна быть напрямую связана с ОСОБЫМ построением человеческих отношений. Я говорю – вдобавок к высокой квалификации и верно выбранной методике – о ЛИЧНОСТНЫХ качествах педагога, который, в условиях сегодняшнего времени, должен быть ИНТЕРЕСЕН своему ученику – несмотря на «суровые приметы» нынешнего дня, когда проповедуется и оправдывается расхожая формула жизни – «нормальные герои всегда идут в обход»…
Эта «интересность» учителя – не в «экзотике» формальной, а в том его «содержании», когда знания, которыми обладает учитель, характер их использования в его, учительской, жизни ощутимы и видимы для ученика так, что становятся и для него НЕОБХОДИМОЙ ЦЕННОСТЬЮ, без которой он уже не воспринимает и в будущем не видит свою взрослую жизнь!
Вот почему педагогику сотрудничества рассматривают ныне как особого типа «проникающую» технологию. Она в своей философской основе – гуманистическая, т.к. отношения в ней по подходу к ученику проявляются как, говоря научным языком, субъектно-субъектные (сотрудничество), а по методам, которые преобладают в нём, - поисковые, творческие, диалогические. Жаль только, что всё это сегодня (и, как видим, это не учителя вина!) не работает в том объёме, каким его себе учитель задумал, который в школу ходит всё-таки не только…за зарплатой.
Но… «времена не выбирают. \\ В них живут и умирают. \\ Большей пошлости на свете нет, \\ Чем думать и пенять, \\ Будто можно ТЕ на ЭТИ, \\ Как на рынке, поменять». Это значит, что жизнь ЗАВТРА и на ЭТОМ не заканчивается… А потому
Учитель, терпи: не приходит до срока
Ни радость, ни горькая весть.
И грустно, что счастье далёко,
И сладко: далёко, но есть!
Утешить себя он, учитель, может только мыслью о том, что нужно ставить перед собой, как говорится, «реальные» цели:
Я стал доступен утешенью.
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать…
…«Свободу» в том смысле, что создал УЧИТЕЛЬ в своей работе благоприятные условия для максимальной реализации достойного существования своего УЧЕНИКА: его возможностей, устремлений, притязаний. Для ученика …хотя бы одного!
И удовлетворён должен быть и этим.
Кто же (хоть в этой мысли!) не согласится с нашим Поэтом!?
Вот чем можно себя утешить. - Это я о смятении чувств, что упомянуты были вначале…
|