Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Комплексный анализ текста в 9 классе "Повторение изученного в 5-8 классах"

СКАЧАТЬ (84.3 Kb) 23.07.2014, 16:32
Струценко Наталья Владимировна
учитель русского языка и литературы, МБВСОУ КОСОШ
9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 1.
Прочитайте текст и выполните задания.

Любила Русь к…л…кольный звон и уже в XIV веке в Москве и Новгороде отл…вались к…л…кола. Летопись сохр…нила упом…нание о первом к…л…кольном мастере изг…товивш…м к…л…кола для святой Софии. Церковные к…л…кола звучали на десятки вёрст «во дни торжеств и бед народных. Радос(?)ным звоном встречала Москва войска возвращавшиеся с победой. К…л…кола созывали на вече новгородцев.
Обычно к…л…кола изготовлялись в пушечных мастерских. Их литьё сч…талось поч…тным делом а изготовление больших к…л…колов даже заносилось в летописи. С к…л…колами связаны различные поверья множество загадок поговорок притч(?). В деревнях к…л…кола (не)редко заменяли часы.
Отливка к…л…кола трудное дело, ведь к…л…кол это своеобразный музыкальный инструмент со своими звонами. А у каждого звона своё значение.
(По Е.Осетрову)
1. Докажите, что это текст и озаглавьте его.
2. Определите тему и главную мысль текста.
3. Определите стиль и тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
4. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
5. Выпишите из текста одно предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам предложения.
6. Выполните морфологический разбор причастия из выписанного предложения(см. задание 5).
7. Начертите схему первого предложения последнего абзаца, объясните расстановку знаков препинания в нём. Укажите, чем выражены главные члены предложения.
8. Найдите в тексте предложение с однородными подлежащими, обозначьте, чем выражены в нём главные члены.
9. Выполните фонетический разбор выделенных слов.

9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 2.
Прочитайте текст и выполните задания.

Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал на стёкла в доме и они зап…тели, поыпал з…рнистым ин…ем крыши захрустел под ногами.Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и ярко засв…ркали. В эту ночь я проснулся от протяжного и пр…ятного звука пастушьего рожка а за окнами едва заметно голубела з…ря.
Я оделся и вышел в сад. Ре…кий воздух обмыл лицо х…лодной в…дой и сон сразу прош…л. Разг…рался рассвет. Ветра не было но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек и листья сыпались с них част…м и печальн…м дождём.
(К.Паустовский)
1. К какому типу речи относится этот текст? Отметьте в данном отрывке основные признаки этого типа.
2. Озаглавьте текст.
3. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
4. В выделенных словах графически объясните орфограммы.
5. Выполните морфемный разбор слов ЗЕРНИСТЫМ и ЗАСВЕРКАЛИ.
6. В сложных предложениях первого абзаца подчеркните грамматические основы и начертите схемы этих предложений.
7. Выпишите простое предложение, соответствующее характеристике: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое, полное.
8. Выпишите слово, в котором все гласные мягкие.
9. В третьем предложении текста одно из сказуемых замените причастным оборотом. Запишите получившееся предложение и выполните его синтаксический разбор.

9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 3.
Прочитайте текст и выполните задания.

Вот и театр. Его здание образец совреме(н,нн)ой архитектуры. К широкой двери (не)прекращающимся потоком движу(т,ть)ся люди всех возрастов пожилые молодёжь дети. Рядом со мной идёт офицер-пограничник с сыном-подростком. Нет ли лишнего билетика? спрашивает девушка в син…м пальто. Но помочь ей мы (н…)чем (н…)можем.
И в партере и в ложе и на галёрке полно народу. (С)начал… многие ра…говаривают с соседом (с)прав… и (с)лев…, потом умолкают. Ожидание длит(?)ся (не)долго.
Ра…двигается занавес и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды пр…кова(н,нн)ы к сцене. А там живут (не)знакомые тебе люди радуются огорчаются. За короткое время ты успева…шь с одними (по)настоящему сблизит(?)ся других возненавидеть. Твоё понимание жизни становит(?)ся глубже и полнее. Побывать в хорошем театре огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы посп…шите в театр.
(По И.Кулибаба)
1. К какому стилю речи относится текст? Отметьте в данном отрывке основные признаки этого стиля.
2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
3. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
4. Выпишите предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Обозначьте, чем выражены в них главные члены предложения.
5. Выпишите простое предложение, соответствующее характеристике: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное. Разберите его по членам предложения.
6. Начертите схему предложения с прямой речью.
7. Выполните фонетический разбор выделенного слова.
8. Выполните морфологический разбор любого причастия и глагола.

9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 4.
Прочитайте текст и выполните задания.

Правда славный лес. Горько и свеж… пахн…т берёзами весело отдаёт…ся под развес…стыми ветвями громыхание бубенчиков. Это птицы сла…ко зв…нят в зелёных чащах. На полянах густо заросших высокой травой и цветами просторно стоят столетние берёзы по две по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. (В)низу между белыми стволами он бл…стит яркими дли(н,нн)ыми лучами а по опушк… бежит (на)встречу тарантасу стальными просетами. И вот опять мы в поле опять ве…т сла…ким …роматом зацвета…щей ржи и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей…
(И.Бунин)

1. Докажите, что это текст.
2. Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте их основные признаки в данном тексте.
3. Озаглавьте текст.
4. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
5. Графически обозначьте: а) вводные слова; б) обособленные определения; в) уточняющие обстоятельства. Чем ещё осложнены в тексте простые предложения?
6. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
7. Выпишите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение.
8. Что означает слово ТАРАНТАС? Подберите к нему синонимы.
9. Выпишите два качественных прилагательных и запишите к ним синонимы и антонимы.
10. Разберите фонетически выделенное слово

9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 5.
Прочитайте текст и выполните задания.

В утренн…м блеске за логом густо дымились крыши деревни. Сад свежо бл…г…ухал. А в (пол)день солнце стояло над деревней на дворе было жарко в саду рдели клёны и липы тихо р…няя (разно)цветные листья. Голуби пр…гретые солнцем весь день спали на скате кухонной крыши желтевшей новой соломой в ясном синем небе. Отдыхал после обеда работник.
А Кузьма бродил. Он шёл на гумно радуясь солнцу твёрдой дороге высохшим бурьянам побуревшему подсвёкольнику милому поз…нему цвету голубого ц…кория и тихо летевшему по воздуху пуху татарок. Пашни в поле блестели под солнцем ш…лковистыми сетями паутины затянувш…й их на необозримое пространство. По огороду на сухих репейниках сидели щеглы. На гумне в глубокой тишине на пр…пёке горяч… сопели кузнечики…
(И.Бунин)

1. Докажите, что это текст.
2. Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте в данном отрывке их основные признаки.
3. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
4. Что означает слово РДЕЛИ? Запишите к нему синонимы.
5. Разберите по составу выделенные слова, укажите способ их образования.
6. Из текста выпишите слова, в которых правописание ПРИСТАВОК зависит от значения.
7. Среди предложений найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Графически обозначьте в них грамматические основы и обособленные обстоятельства.
8. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ГОРЯЧО СОПЕЛИ.
9. Среди предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Обозначьте в нём грамматические основы и начертите схему.

9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 6.
Прочитайте текст и выполните задания.

Однажды вечером ездили мы вместе верхом. Лошадь у жены что(то) заупрямилась; она и…пугалась отдала мне поводья и пошла пешком домой а я поехал (в)перёд. На дворе увид…л дорожную телегу. Мне сказали что у меня в кабинете сидит человек (не)хотевший объявить своего имени но сказавший просто что ему до меня есть дело. Я вошёл в эту комнату и увид…л в темноте человека запыле(н,нн)ого и обросшего бородой; он стоял здесь у камина. Я подошёл к нему стараясь пр…помнить его черты. Ты не узнал меня граф? Сказалон др…жащим голосом. Сильвио! Закричал я. Пр…знаюсь я почу…ствовал как волоса стали вдруг на мне дыбом. Так точно продолжал он выстрел за мною; я приехал разр…дить пистолет; готов ли ты?»
(А.С.Пушкин)

1. Докажите, что это текст.
2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которых вставляли пропущенные буквы.
3. Найдите фразеологизм, подчеркните его. Укажите значение этого фразеологизма, записав к нему синоним.
4. Объясните лексическое значение слов РАЗР…ДИТЬ и КАБИНЕТ, подберите к ним синонимы.
5. Выпишите причастия, укажите, как они образованы.
6. Составьте схемы предложений с прямой речью.
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
8. Выпишите по два словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ. Укажите в них главное слово.

9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 7.
Прочитайте текст и выполните задания.

М…хнатые сизые тучи словно разбитая стая испуганных птиц низко несу(тся, ться) над морем. Ре…кий ветер дующий с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу то словно раз…гравшись ра…рывает и меч…т громоздя в пр…чудливые очертания. Побелело море зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и клубясь клокоч…щей пеной с глухим рокотом катят(?)ся (в)даль. Ветер злобно роет(?)ся по их лохматой поверхности далеко разнося солее(н,нн)ые брызги. Вдоль излучистого берега коло(с,сс)альным хребтом мА(с,сс)ивно поднимают(?)ся белые зубчатые груды нагромождённого на отмел… льда. Точно титаны в тяжёлой схватке накидали эти гиган(?)ские ледя(н,нн)ые обломки. Ветер свищет между стволами вековых сосен наклоняет стройные ели качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей. Бе(с,сс)ледно проходят седые века над этой таинстве(н,нн)ой молчаливой страной а дремучий лес стоит точно в глубоком раздумье колыш…т тёмные вершины. А там где столетние сосны переходят в мелкий кустарник мёртвым простором тянет(?)ся бе…жизне(н,нн)ая тундра и теряет(?)ся бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. На сотни вёрст ни дымка ни человеческого следа. Только ветер крутит порошу да мёртвая мгла низко-низко стел…тся над снеговой пустыней.
(По А.Серафимовичу)

1. Определите тему и основную мысль текста.
2. Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте в данном отрывке их основные признаки.
3. Озаглавьте текст.
4. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которые вставляли пропущенные буквы.
5. Укажите предложения, в которых используется такое средство выразительности, как сравнение. Подчеркните сравнение как член предложения.
6. Выделенные слова разберите по составу, укажите, какой частью речи они являются.
7. Во втором предложении подчеркните грамматическую основу и укажите, простое это или сложное предложение.
8. Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Начертите его схему.
9. Выпишите из последнего предложения словосочетания с различными видами связи.
10. Составьте схему одного из предложений с однородными дополнениями.

9 класс.
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 8.
Прочитайте текст и выполните задания.
Спустившись к старому пруду из сада мы спугнули плескавшихся здесь диких уток. Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла быстро-быстро рас…екая зелёную воду.
Мне хотелось прийти к разруш…ному кирпичному дому со всех сторон заросшему липами и дубами.
Пройдя вдоль берега пруда мы наблюдали за скользящими в тине серебристыми карасями. (Не)вдалеке проглядывали остатки то ли пл…тины то ли водопровода. (В)скорее наша тропинка устремилась к дому обруше(н,нн)ые стены которого выглядывали сквозь кусты.
Мы осторожно побродили (в)нутрии заброше(н,нн)ого холодного дома по тёмным разлома(н,нн)ым (?)гнившим доскам.
Над (полу)обвалившимся домом наконец-то заг…релось ласковое солнце.

1. Докажите, что это текст.
2. Сформулируйте проблему текста.
3. Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте их основные признаки в данном отрывке.
4. Озаглавьте текст.
5. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которые вставляли пропущенные буквы.
6. Покажите графически, чем осложнены предложения.
7. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Запишите свои примеры на эти правила.
8. Выделенные слова разберите по составу и морфологически.
9. Подберите синонимы к словам ПЛЮХНУЛАСЬ, СЕРЕБРИСТЫМИ.
10. Выполните синтаксический разбор третьего предложения. Запишите, какой тип сказуемого в этом предложении.


Категория: Разное | Добавил: radost
Просмотров: 15830 | Загрузок: 724 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог