Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Статья "Методика преподавания вводных и вставных конструкций в школе"

22.05.2014, 12:04
Чинченко Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы, Санаторная школа-интернат №28 г. Ростова-на-Дону (ЦДО)
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ШКОЛЕ

Хорошее знание пунктуации при вводных и вставных конструкциях играет большую роль в акте письменного общения: во-первых, оно способствует более точной и выразительной передаче мыслей и чувств пишущим, во-вторых, оно также способствует более точному восприятию читающим мыслей и чувств пишущего.
Как показывает практика, ошибки, связанные с вводными и вставными конструкциями, встречаются у учеников довольно часто. Они обусловлены главным образом неумением последних распознавать вводные слова, отграничивать их от членов предложения. Происходит это оттого, что на уроках, посвященных синтаксису русского языка (до специального изучения правил постановки знаков препинания при вводных словах и предложениях) учащиеся могут не получать надлежащего понятия об этих конструкциях.
При изучении вводных и вставных конструкций в школе учащиеся должны опираться на отчетливое представление о структуре простого предложения. Быстрое распознавание учащимися этих конструкций достигается в том случае, когда усвоены смысловые значения каждого второстепенного члена предложения, если уже присутствует умение правильно выделять попарно слова в предложении и определять их грамматическую связь: согласование, управление, примыкание. Только на основании этих знаний и навыков учащиеся могут усвоить специфику вводных слов, выражающих субъектно-оценочное отношение говорящего к высказываемой мысли. Таким образом, целесообразно перед изучением вводных и вставных конструкций повторить простое предложение, его состав и связь слов в предложении.
На уроке, на котором дается понятие о вводных словах особое внимание следует уделить рассмотрению основных значений вводных слов, указанных в школьном учебнике. Нужно заметить, что для изучения в школе отобраны наиболее употребительные в литературном языке группы вводных слов.
Л.А. Чешко провел специальное исследование, связанное с выявлением частотности употребления в литературном языке определенных групп вводных слов. При этом выяснилось, что первое место среди них занимают слова, выражающие различную степень уверенности (уверенность, неуверенность, предположение); второе – слова, выражающие порядок мыслей и их связь; третье – слова, указывающие на источник мысли, сообщения; четвертое – слова, выражающие различные чувства.
Значит, в процессе изучения в школе вводных слов следует подбирать такой текстовой материал, в котором были бы представлены прежде всего синтаксические конструкции с вводными словами указанных групп.
Касаясь интонации вводных слов, учащимся следует сказать, что вводные слова произносятся с интонацией, отличающейся от интонации других частей предложения; показать на примерах, что интонация может служить вспомогательным средством распознавания вводных слов. Допустим, рассматриваются два следующих предложения: 1) За этой горой, видно, уже море и 2) За этой горой видно уже море. В первом предложении слово видно – вводное: оно не является членом предложения (не отвечает ни на какой вопрос) и выражает предположительность, поэтому и произносится с вводной интонацией без логического ударения. Во втором предложении слово видно является членом предложения (сказуемым, которое по своему значению сходно со словом виднеется), произносится с логическим ударением без вводной интонации. После подобного разъяснения учащиеся без труда смогут составлять аналогичные предложения с различными словами, которые могут выступать в предложении как в качестве вводных слов, так и в роли членов предложения.
При изучении вводных слов с целью их распознавания в школе иногда прибегают к приему «выбрасывания»из предложения вводного слова. В этом случае учащихся приучают рассуждать таким образом: если слово является вводным, то его можно выбросить из предложения без ущерба для смысла.
В качестве упражнений по выработке навыков постановки знаков препинания при вводных словах можно предложить следующие:
1. Придумывание учащимися нескольких предложений с различными по значению вводными словами и выразительное чтение их.
2. Составление парных предложений со словами должно быть, верно, вероятно, казалось, в одном из которых данное слово является вводным, а в другом выступает в роля члена предложения. Каждое предложение выразительно читается с соблюдением правильной интонации.
3. Подбор синонимов к вводным словам. Например, в предложении Наш школьный хор, вероятно, примет участие в городском смотре художественной самодеятельности подобрать синонимы к вводному слову (видно, видимо, по-видимому, может быть и др.).
4. Выразительное чтение текста (отрывка из художественного произведения) с вводными словами с последующим объяснением в нем знаков препинания. Учащиеся сначала читают текст про себя, разбираются в пунктуации, осмысливают содержание, после чего по вызову учителя выразительно читают, уделяя при этом особое внимание интонации водности.
Умение разграничивать вводные предложения и вставные конструкции необходимо для усвоения пунктуации при них: вводные предложения, как и вводные слова, выделяются запятыми, а вставные конструкции – скобками или тире.
Однако прежде чем перейти непосредственно к системе упражнений, связанных с изучением данных конструкций, необходимо иметь в виду следующие положения: 1) необходимо научить учащихся разграничивать отдельные виды вводных предложений по значению, объясняя учащимся, что эти предложения, как и вводные слова, формально с основным предложением не связаны; 2) необходимо добиться, чтобы ученики хорошо знали, что при произношении подобных конструкции, как правило, выделяются весьма заметным ускорением темпа речи и отчетливым понижением голоса, а также отделяются от основного предложения паузами.
Так на начальном этапе обучения этой темы можно записать на доске (и в тетрадях) следующие или подобные им предложения:
I. 1) Друг мой, я уверен, поможет любому в беде и не забудет меня. 2) Средь гор Кавказских есть, слыхал я, грот, откуда Терек молодой течет (М. Лермонтов). 3) Буран, мне казалось, все еще свирепствовал (А. Пушкин).
II. 1) Москвичи, как вам известно, в троллейбусах и автобусах разговаривают довольно редко, а больше читают (М. Пришвин). 2) Это явление природы, если не ошибаюсь, наблюдалось в Крыму. 3) Николай Еремеич подошел к стене и, сколько я мог заметит, начал разбирать бумаги (И. Тургенев).
III. 1) На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом – всегда плавало много ряски (К. Паустовский). 2) Хотя Федя не мог попасть на поезд - и он это отлично знал, - он все же поехал на станцию (И. Тургенев). 3) Лишь разбудив людскую инициативу, привязанность к живой красоте кустов, цветов и трав, мы без больших затрат государства (это тоже очень важно!) сделаем наши города зеленым раем (С. Коненков).
Здесь даются три группы предложений: в первой представлены примеры с бессоюзными вводными предложениями, которые выделяются запятыми; во второй – примеры с союзными вводными предложениями, которые тоже выделяются запятыми; наконец, в третьей – примеры бессоюзных и союзных вводных предложений, которые выделяются скобками или тире.
Следующие виды упражнений можно использовать для закрепления правил пунктуации при вводных и вставных конструкциях:
1. Предупредительный и объяснительный диктанты, в которых текстовой материал давал бы возможность закрепить все основные случаи постановки знаков препинания при вводных и вставных конструкциях. После предупредительного и объяснительного диктантов рекомендуется провести упражнения, которые одновременно способствуют и развитию речи.
2. Замена вводных слов и вводных словосочетаний близкими по значению вводными предложениями (можно предложить и обратную замену).
3. Составление предложений с данными вводными словами.
4. Выразительное чтение связного текста, насыщенного вводными и вставными конструкциями.
При учете знаний и навыков учащихся необходимо принимать во внимание, применяют ли они в своей речи изученное правило.


Категория: Разное | Добавил: ElenaNikolaevna
Просмотров: 3814 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог