Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


О непреходящей ценности рассмотрения отдельных «вечных тем» на школьных уроках литературы сегодня

СКАЧАТЬ (197.5 Kb) 07.08.2016, 20:47
Гринченко Инна Владимировна
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Биотехнологический лицей № 21» р.п. Кольцово Новосибирского района
О непреходящей ценности
рассмотрения отдельных «вечных тем»
на школьных уроках литературы сегодня
(По материалам сочинений выпускников школы – граждан своей страны)
 
       I.  Почему необходимо вспоминать о войне, о нашей Победе?
 
    Вопрос этот не так уж прост. Во многих освобождённых Красной Армией  в годы войны странах Восточной Европы, даже Прибалтики сносятся памятники нашим погибшим воинам, оскверняются обелиски, могилы, превозносятся бывшие пособники гитлеровцев, пишутся такие «летописи» войны, в которых нет места подвигам и жертвам России.
     Ещё лукавей, коварнее натужные «рассуждения» о ненужности памяти о подвиге нашего народа в битвах под Москвой и Сталинградом, на Днепре и Одере, «под звёздами балканскими» и за Полярным кругом.  «Ну, сколько  раз можно реконструировать то, что происходило так давно? Это против законов памяти, которой положено всё тяжёлое забыть, успокоиться, улечься. Война – это огромный, но потухший, остывший  вулкан XX века. В мире и без войн так мало доброты, очевиден дефицит милосердия. Не сохраняет ли русская литература, так долго жившая памятью о войне, агрессивную воинственность? Она не даёт человеку пожить в мире, покое, то и дело опускаясь в кратер потухшего вулкана…»  (Журнал «Знамя». 2000г. № 6.  «Человек больше войны»)
 
 Эти вопросы (и не только эти!)  обсуждали  мы  с ребятами на уроках в 11-х классах в этом году не однажды: и  в контексте материала на военную тему  для основы  их будущего сочинения в части С на ЕГЭ;  и как потребность сформулировать «для себя» ответы на главные вопросы, без знания которых растущий молодой человек  ПРАВА НЕ ИМЕЕТ называться гражданином своего Отечества…
  После чтения журнальной  статьи  (см. «Знамя» № 6) предложила своим ученикам вопросы для осмысления этой проблемы:
  • Почему всё же надо помнить  о Великой Отечественной войне?
  • Почему всё же прав и будет прав вопреки всему
поэт Евгений Винокуров в своих строках
о Серёжке с Малой Бронной  и Витьке с Моховой,
утверждая, что их «помнит мир спасённый»?
 
 
         Вот что написали мои  одиннадцатиклассники:
 
                                                                                                                  НЕ  Я УЧАСТВОВАЛ   В ВОЙНЕ   –
 ОНА УЧАСТВУЕТ ВО МНЕ…
Ю. Левитанский
 
1. По моему мнению, Великая Отечественная война – это то событие, которое не должно забываться НИКЕМ и НИКОГДА; это тот подвиг нашего народа,  который заслуживает ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ, СКОРБИ и УВАЖЕНИЯ. Е Винокуров хочет этими словами сказать, что в победе нашей великой страны важен наш преданный и любящий Родину народ: на войне был важен каждый:  от каждого Витьки  и от каждого Серёжки зависели чья-то жизнь, чья-то смерть и наша общая ПОБЕДА…
О войне забывать нельзя.  Что если этот «потухший вулкан» (см. статью), о котором все забудут,  в один момент возьмёт и вспыхнет снова? Нужно хранить память об этом всегда в своём сердце. (Маргарита М.)
 
2. Помня о войне, мы благодарим тех, кто отдал жизнь свою ради нашей… Память  -   единственное, что связывает нас: живых и погибших в этой страшной войне.
Мы не знаем всех их имён, всех их биографий и судеб.  И всех их подвигов нам до конца уже не узнать. Мы  знаем только, что и Витьки, и Серёжки одинаково не жалели как патронов на своего врага, так и своих судеб. Они взваливали на свои плечи невыносимой тяжести чужие грехи (о фашистах),  чтобы хоть как-то уравновесить сошедший с ума мир.
Я благодарен своим спасителям. И дети мои будут им благодарны, покуда будут знать, чего стоила этим солдатам жизнь тех, кто  ещё будет жить на нашей Родине.
Поэтому был и будет прав Е. Винокуров, говоря, что «помнит мир спасённый». Если мы помним, значит, не зря солдаты отдавали свои жизни. ( Георгий З.)
 
3. Люди, положившие жизнь на поле войны, навсегда войдут в историю и останутся в наших сердцах. Пусть мы не знаем их всех имён, но мы чувствуем их сердцем. Перед моими глазами появляются неясные, затуманенные образы людей – людей честных и справедливых, отважных, храбрых, сильных и …любящих… Мне кажется, что именно во время войны впервые возникло понятие «русская душа» в том понимании, которое сегодня чаще всего фигурирует в русской речи. Эта самая русская душа вбирает  в себя все  самые  лучшие качества русского человека, главное из которых -  желание бороться за жизнь и отстаивать правду.
В войне эти люди боролись  не только за свои жизни – они боролись за жизни других, близких. Благодаря им  мы живём той жизнью, что есть у нас сейчас. И нельзя быть им за это неблагодарными!  (Софья М.)
 
4.   Да,  война это разрушение, трагедия, хаос, она не несёт в себе ничего хорошего. Но забыть?   О том, что происходило в 1941-1945 гг. забыть НЕЛЬЗЯ…
Я уверена, что Е. Винокуров прав, утверждая, что «помнит мир спасённый». Об этом ужасе забыть нельзя. Мы будем помнить и   должны сделать всё, чтобы «мир спасённый» помнил вечно.
Сейчас на Украине «переписывают» историю Великой Отечественной войны – в пользу фашистов. Это значит,  что следующие поколения уже не будут знать о том,  чего не напишут в учебниках. Я не знаю, как долго ещё будет  помнить мир спасённый, но мы должны сделать всё для того, чтобы этот мир помнил как можно дольше. ( Мария Ф.)
 
5. Очень странно, что в наше время поднимается такой вопрос: нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне?  Конечно, нужно! Те люди, что погибли на поле боя, подарили нам жизни… Мы должны быть благодарны. Сегодня отовсюду слышно, что это неправильно- отмечать День Победы через столько лет (при таких жертвах); что, вспоминая о войне, мы якобы «тревожим законы памяти», которой «положено всё тяжёлое забыть» (см. статью), что «русская литература сохраняет агрессивную воинственность» (!) О чём думают люди, говоря такие вещи? Разве они не понимают, что, если мы не будем помнить о Великой Отечественной войне, забудутся и великие подвиги солдат, и цена нашей с вами жизни!
      Сейчас в мире люди возвращаются к фашизму. Видимо, они забыли, с чем воевали долгие годы, забыли, какой ценой эта победа была достигнута. Столько  невинных людей погибло и гибнет до сих пор…(Иулитта М.)

6.Мне кажется, что Великую Отечественную войну нужно помнить для того, чтобы мы все могли остаться людьми: победа была достигнута неимоверной ценой, и мы обязаны быть благодарны всем, кто защищал Родину. Мы должны передавать эту память сквозь время,  чтобы подвиг воинов не был забыт, чтобы у их смерти была достойная цена.
Возможно и такое, что будущее приведёт и нас к подобного рода трагедии, и мы должны, взяв в качестве примера наших дедов и прадедов, так же достойно отстоять Родину.
Поэт Е. Винокуров прав, потому что народ помнит всех и благодарен каждому, какой бы вклад тот в  победу ни внёс.  Серёжки и Витьки заслуживают, чтобы их помнили… (Максим К.)
 
7.Великая Отечественная война сегодня далека от нас: нас разделяют7о долгих лет; и многие из ныне живущих людей начинают ставить под сомнение память о ней и о великой Победе над фашизмом.
 Оправдываясь неестественностью насилия и  нежеланием вспоминать ужасное, «прикрываясь» гуманизмом, люди начинают замалчивать исторические факты, «переписывать» историю, перестают помнить и  ощущать трагизм 40-х годов.
Я не согласен с этими людьми и считаю, что Великую Отечественную войну должен помнить каждый, вне зависимости от характера, отношения к насилию, вне зависимости от  политических  и иных предпочтений.
  Я уверен в этом: ведь пока мы помним горе и трагедию тех, кто воевал, и тех, кто их ждал, мы можем оставаться людьми и не повторять страшных ошибок прошлого, которое поставило весь мир перед лицом смерти.
И даже если это не кажется убедительным, мы в любом случае обязаны помнить тех героев, благодаря которым мы сейчас живём. Мы должны помнить всех Серёжек и Витек, о которых люди  слагают песни, потому подвиг этих солдат никогда не померкнет.    ( Александр Ц.)
 
8. Война губительна для всего живого на земле. Она не раз приходила в жизнь мирных людей, но самой разрушительной она была в 40-ые годы XX столетия. Казалось бы, мир, который был потрёпан немалым количеством войн, больше не будет воевать! Однако нашлись «звери», для кого не писаны никакие нравственные законы и законы Бытия. Одному только Богу известно, какие мысли творились в их бесовских головах! Получается, что мало знать, что война страшна; это надо переживать снова и снова, чтобы  даже в самом аморальном человеке не зародилось мыслишки: «А что,  если…?»Как бы хотелось верить в то, что это не так…
Как бы хотелось, чтобы люди помнили на войне и о   других, а не только себя. Помнили тех, кто сложил головы на полях сражений за тех,  кто живёт сейчас. Они воевали за то, чтобы мы сейчас жили в мире. Нужно помнить и чтить. ( Анжела З.)
 
9. Великая Отечественная война была для русского народа одновременно и страшной трагедией, и грандиозной победой.  Тысячи жизней были положены ради жизней будущих поколений. Мы все в долгу перед ними. Память наша должна помочь нам не допустить подобных страшных ошибок  ни в настоящем, ни в будущем. Каждый человек обязан помнить о том, что множество жизней было загублено войной.  Обычные солдаты, такие как Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой, герои стихотворения Е. Винокурова, были «творцами» нашего будущего, жертвуя собственным.
Был и будет прав  поэт, говоря, что «помнит мир спасённый»!  Мир обязан помнить их подвиг, мир обязан знать правду об огромной цене Победы в Великой Отечественной войне. ( Мария Е.)
 
II. О всегдашней  актуальности чтения классики
Вот и всё. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении,
Стали слышны наши голоса.
 
Тянем, тянем слово залежалое.
Говорим  и  «вяло, и темно».
Как нас чествуют,
И как нас жалуют!
Нету их – и всё разрешено…
                                                                                                                                                       Д. Самойлов
 
Последний урок литературы в 11-х классах…
 
     После серьёзного, неоднозначного (см. статью о войне) разговора  о значении  и роли Памяти  о войне   в жизни порядочного  русского человека  не удивительно, что возник вопрос о роли и значении  классической литературы, в чьих «запасниках» читающий человек  (если, конечно, этого  он желает!) найдёт для себя… ВСЁ: ответы и на вопросы самые «жизненные», и  на те, что образованный человек именует как БЫТИЙНЫЕ. И тогда сам собой возникает ответ  на вопрос, нужно ли ПОМНИТЬ, ЦЕНИТЬ и ЗНАТЬ (см. выше),  или, действительно, как требует автор статьи в журнале Знамя», не   ворошить «уже потухший вулкан»?
 
Я попросила ребят  высказаться по вопросу «АКТУАЛЬНА  ЛИ  КЛАССИКА СЕГОДНЯ?»
 
      Вот что написали мои  одиннадцатиклассники:
 
  1. В XXI веке человек  вынужден бороться за право на жизнь: равнодушие и грубость окружающего мира, постоянные стрессы и «скорость» жизни – всё это заставляет людей чувствовать себя «неуютно», «черстветь» душой. Человек больше не может с лёгкостью приходить на помощь ближнему, находясь под влиянием толпы: он каждое мгновение чувствует её  «взгляд» на себе. Люди больше не испытывают так ярко ни  любви, ни надежды на что-то в грядущем,  как это было когда-то. Подобные проявления сейчас  можно встретить  только в книгах!
    Классика «закладывает» в душу человека основы положительных моральных устоев;   погружение читателя  во внутренний  мир героев должно быть  достаточно глубоко, чтобы начало казаться, будто герой, автор и сам читатель – единый организм, изучающий вокруг себя, учащийся на собственных ошибках и на примерах окружающих.
 Такие герои, как Н. Ростова или Соня Мармеладова преподают нам бесценные уроки милосердия; они воспитывают в человеке ЛИЧНОСТЬ, способную  проявлять сострадание, личность, готовую прийти вам на помощь в трудной ситуации. Это очень важно СЕГОДНЯ…
Вот почему классика должна быть актуальной… (Мария М.)
 
2.Актуальна ли классика сегодня? Несомненно. Человек просто не может считать себя образованным, если он понятия не имеет о том, кто такой Андрей Болконский, зачем и почему Р. Раскольников убил старуху, в чем же проблема отцов и детей?
Все те мысли, что есть в классической литературе, актуальны и сегодня. Ведь мир не изменился.
Мы покорили небо, взлетели выше облаков, но мы те же люди, всё те же, что и двести лет назад.
Многие современные люди  сталкиваются с теми же проблемами, что и наши предки. Существует так же много лицемерия, как и в «Горе от ума», всё так же убивают людей потому, что считают что имеют на это право, как Раскольников в «Преступлении и наказании».
Люди не стали другими, вырос только их «технический» уровень.  Мы покорили небо, но мы  продолжаем ходить по земле, как и много лет назад… Поэтому нам нужна …классическая литература (Дмитрий М.)
 
3.Как бы ни складывались отношения между людьми в сегодняшнем мире, классические произведения остаются востребованными, потому что они научили не одно поколение людей жить в гармонии с собой и с окружающим миром. И я надеюсь, что актуальность классики останется на прежнем уровне. По крайней мере, мне бы хотелось в это верить.      (Данил А.)
 
4.В современном мире «вещественные» отношения  берут верх на ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ: люди начинают забывать, что такое…нравственность. Однако у этих людей остались надёжные источники их духовного просвещения  - книги классической литературы.
Хорошая книга несёт в себе бесценный опыт человеческих взаимоотношений.  Например, мы можем узнать, что такое настоящая честь, на примере жизни Андрея Болконского  в «Войне и мире» Толстого или  же поймём, что такое предательство, на примере судьбы Швабрина из «Капитанской дочки» Пушкина. Е. Онегин расскажет нам о настоящей, хоть и поздней любви, а «Тарас Бульба»  Гоголя  - об истинном патриотизме.
 
Все эти произведения дают нам возможность, увидя достоинства и ошибки других, ВОСПИТАТЬ себя
Так что я думаю, что классика никогда не потеряет своей актуальности и силы, ведь она учит нас базовым человеческим вещам, которые в самовоспитании человека играют первостепенную роль. (Александр Ц.)
 
5.Не осмелюсь отвечать на этот вопрос за всех, кто меня окружает, но могу лишь сказать, что многим её (классики)  чтение не…помешает.
Наш мир так изменчив, что каждый новый день предлагает новые «истины». Поэтому лично для меня классика будет актуальна всю мою жизнь! Она заключает в себе ответы на жизненно необходимые для меня «вечные « вопросы», в поиске которых, в силу моего возраста, я сейчас нахожусь.
Классика даёт мне ответы без всякой «шелухи», без сбоя на «модные» мировоззрения, в которые многие верят ошибочно, без расчёта на нестабильную современность. А классика показывает всё так, как это и есть…
Я думаю, что если мои мысли будут опираться на классику, то есть гарантия их моральной правильности и духовной устойчивости моих суждений.
Поэтому, если меня спросят, важна ли для меня классика, я отвечу: «Безусловно!»   (Георгий З.)
 
P.S.  Это отдельные выдержки из отдельных работ. Что радует и даже успокаивает,  так это то, что не нашёлся никто из ребят, кто бы (даже из духа противоречия!) взял бы да и вставил, как говорится, лыко в строку. Но среди авторов 36-ти работ (число выпускников) не нашлось НИ ОДНОГО ученика, который бы стал доказывать обратное, т.е. утверждал бы, вслед за автором журнальной статьи, что «не стоит ворошить потухший вулкан». Профессионально утешает и тот факт, что многие ребята – в качестве аргументации – используют конкретный литературный материал (название произведения, имена героев) в качестве  доказательств своей точки зрения.
Это профессионально же и  удовлетворяет. Так что надежда есть…


Категория: Разное | Добавил: Образование | Теги: сочинение, литература
Просмотров: 3666 | Загрузок: 28 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог