Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Исследовательский проект "Понятия добра и зла, истинного и ложного в рассказах Бориса Екимова"

СКАЧАТЬ (71.5 Kb) 23.11.2013, 21:18
Капустина Валентина Александровна
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №103 Советского района города Волгограда
ВВЕДЕНИЕ

Имя Бориса Екимова давно известно российскому читателю. «Открытием» явился рассказ «Холюшино подворье», опубликованный в журнале «Наш современник» (1979, №3). С тех пор писатель занял прочное место в региональной и общероссийской литературе, что подтверждается многочисленными литературными премиями и наградами. В этом году писатель будет отмечать свой юбилей. «За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Борис Екимов – член правлений Союза писателей РСФСР (с 1985 по 1991 гг.) и Союза писателей России (с 1994 г). Был членом редколлегии еженедельника «Литературная Россия» (1987 г.). Член редколлегий журналов «Отчий край», «Роман-газета» (с 1998 г.). Член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997 г.). Входил в жюри Букеровской премии (1997 г.). В 2008 году удостоен Премии Солженицына» [8].
Борис Екимов внес огромный вклад в развитие региональной (поволжской) литературы. Сотрудничая с волгоградским литературно-художественным журналом «Отчий край», он активно помогает начинающим авторам, пишет рецензии и отзывы на работы известных писателей, делится своим мнением о современном литературном процессе. За этот огромный труд автор был удостоен литературной премии «Сталинград», очень ценной для него награды.
Основная цель нашей работы – осветить, как понимает Б. Екимов категории добра и зла, что, по его мнению, является истинным, а что ложным.
Материалом послужили несколько произведений писателя, опубликованных в журнале «Отчий край».
Задачи:
– изучить тематику творчества Б. Екимова;
– рассмотреть категории добра и зла в рассказах писателя.
Мы с уверенностью можем говорить об актуальности нашей работы, поскольку, в современной теории литературы большое внимание уделяется литературе провинции. Региональные литературно-художественные журналы (в частности «Отчий край», с которым активно сотрудничает Б. Екимов), являются уникальным явлением, «оставаясь чуть ли не единственным культурным институтом – охранителем традиционных ценностей, единого культурного пространства России» [7, с. 3]. Такие издания «призваны быть сеятелями культуры на места». Журнал является главнейшим (если не единственным) видом неформального объединения писателей по интересам, по ощутимой близости общих взглядов на жизнь и литературу» [7, с. 3].
Творчество Б. Екимова имеет философский характер, в своих произведениях автор затрагивает ряд нравственных, моральных проблем. В рассказах, повестях писатель во многом следует традициям И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина, что особенно актуально для современной литературы. Ведь, мнению критиков, сегодняшняя массовая литература во многом утратила свою главную задачу – влиять на души людей. Поэтому прозаики и поэты, которые затрагивают в своих текстах так называемые «вечные» проблемы, особенно нужны и ценны в настоящее время.
Наша работа может носить практический характер – использоваться на уроках литературы по творчеству писателей XX-го века.
Основные методы нашей работы:
– литературоведческие методы (изучения тематики, проблематики, опубликованных на страницах «толстого» журнала художественных произведений);
– литературное краеведение. Известный исследователь по этому вопросу, А. Милонов, отмечал, что «жизнь, история, природа, культура, быт, нравы края становятся для писателя источником вдохновения. Великие произведения искусства неотрывны как от эпохи, так и от местности, их породившей и наложившей на них неизгладимый отпечаток» [9, с. 9].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тема малой родины в творчестве Бориса Екимова является одной из главнейших. Писатель вырос в Калаче-на-Дону, небольшом городке Волгоградской области, который стал для него «приютом спокойствия, трудов и вдохновения». У автора – особое ощущение природы, чувство единения с ней, многие из его автобиографических рассказов наполнены лиризмом повествования, пейзажными зарисовками Дона, колоритом природы родного края. Эти рассказы бессюжетны, монотонны, порой, перегружены сентиментальными описаниями любви к родине. В рассказе «Проездом» автор дает нам печально-трогательные пейзажные зарисовки Задонья: «Кажется, ничего больше и не нужно, только сидеть на берегу и глядеть на этот простор. Всё вокруг, даже время, уходит в небытие. Проходит день, пора уезжать... Губы невольно шепчут: «Спасибо», слезы вот-вот подступят к глазам» [11]. Подобные произведения словно одно большое предложение. Например, рассказ «Дорога на Калач»: «Раннее лето, лишь начало его. Шиповник цветет розовым. Перекатистая трель черноголовой славки. Скворечный гвалт на душистом тополе. Дыхание близкой воды…»[13].
Мы неслучайно так подробно остановились на этих рассказах. На наш взгляд, именно в произведениях Б. Екимова, которые не перегружены сюжетными линиями, не имеют острых конфликтов, раскрывается понимание писателем такой философской категории как «истинное». Если обратиться к толковым словарям С.И. Ожегова, В. Даля, то можно увидеть следующие прилагательные, раскрывающие суть понятия «истина», «истинный» – настоящий, содержащий правду, неподдельный, несомненный, правильный, верный [15].
Б. Екимов в своем творчестве затрагивает ряд важнейших философских проблем. Например, в чем смысл человеческого существования? Что можно назвать истинной жизнью? По мнению автора, истинное, правдивое, верное существование человека неотделимо от природы, ее жизни. А мы очень часто забываем об этом в бесконечной беготне за ложными ценностями, бытовыми передрягами.
Отмечает глубокий смысл новеллы «Проездом» И.В. Великанова: «Как важно порою остановиться посреди буден, просто оглянуться вокруг себя, увидеть по-иному тот мир, который дан нам с рождения, и сохранить это мгновение в глубине души своей. Картина мирозданья, открывающаяся перед глазами автора-повествователя, – Дон, донская земля, немереный простор вокруг – настраивает на особый лад, когда приходят мысли о вечном» [2].
Ложными устремлениями писатель называет – стремление к богатству, к славе, жажда наживы порой за счет других людей. Любопытно в связи с этим одно из высказываний Б. Екимова: «Нам дарована жизнь: небо, солнце... И если вы мудрый человек, то какая вам разница, с чем есть хлеб – с икрою, маслом или солью. Сытость-то и там и там. И стоит ли превращать себя в вола только для того, чтобы подобно дикарю, сунуть себе в нос золотое кольцо» [5].
Положительные идеалы автор находит, прежде всего, в деревне, в ее старинном, вековом, патриархальном укладе. Поэтому творчество Б. Екимова очень часто причисляют к «деревенской прозе». Говоря о своеобразии таких произведений, критики поясняют особенность героя – «дела и думы которого связаны с родной землей, домом. Трудовая нравственность такого героя полнокровно вбирает в себя опыт минувших поколений земледельцев» [1]. Личность часто оценивается с точки зрения ее способности к непосильному крестьянскому труду, отношения к природе, к стремлению сохранить культурные ценности.
Все эти особенности можно найти и в прозе Б. Екимова. Например, критик М. Евсеев отмечал: «Заметно пристрастие автора к героям молодым, активным, влюбленным в свою землю. Именно от этих «простых» людей во многом зависит атмосфера жизни» [3].
Б. Екимов на «деревенском» материале своих рассказов и повестей касается социальных проблем, задается вопросами: какова цена непосильного крестьянского труда? Почему пустеет и вымирает провинция? В чем причина распространенного равнодушия и отчуждения между людьми? Каков он, «положительный» (истинный) герой, в литературе и жизни?
Писатель говорил по этому поводу: «Речь зашла о положительном герое, о героической личности. Мы вправе спросить себя: а что же такое этот самый героизм? В энциклопедическом словаре Брокгауза героизм литературного персонажа понимается как изображение человеческой силы и богатырского духа. Для меня таким героем является простой крестьянин, который принял на свои плечи непомерный груз истории, все тяготы каждодневного изнурительного труда, часто без выходных, без какого бы ни было вознаграждения» [6].
Именно служение деревне, сохранению и сбережению ее укладов (а шире – служение малой родины) – это одна из категорий добра, истины в творчестве Б. Екимова.
Одна из постоянных проблем деревенской прозы – противостояние городского и деревенского человека – у Б. Екимова разрешается чаще всего в пользу последнего. Да и персонажи его повестей и рассказов – «простые люди»: рабочие, крестьяне, рыбаки. Добрый, по его мнению, только человек чуткий, уважающий сельскохозяйственный труд, бережно относящийся к природе.
Наряду с молодыми людьми (сильными, трудолюбивыми) у писателя на страницах его произведений можно встретить людей из старшего поколения – деревенских стариков, «старинных старух». Именно с такими персонажами мы знакомимся в автобиографических повестях Б. Екимова «Наш старый дом» и «На хуторе» [10]. Старики способны прочувствовать связь времен, поэтому по-настоящему ценить родную земли. Например, тетя Нюра («Наш старый дом»), соседская семья – «приятель и его добрая Валентина» («На хуторе») и многие другие. «Не от хорошей жизни кинулись люди к земле: участки, дачи, огороды, чтобы хоть картошку-маркошку не покупать. Такая была жизнь. Потом она стала полегче, но уже видимо в кровь вошло: надо копать, сажать, нельзя, чтобы земля гуляла. Вот так и копали всю жизнь» [12]. С особой теплотой вспоминает писатель свою бабушку, «бабаню». «По теплому времени весь день топчется во дворе. Здесь - огород, в сарае кудахчут куры. Во дворе - все дневные стариковские заботы. Здесь течет жизнь всё долгое лето, от мартовских теплых дней, до поздней осени» [12].
В повести «На хуторе» автор рассказывает о тех деревенских жителях, которые просто не мыслят свою жизнь без огорода. Вернее, огород для них – это и есть жизнь. И откуда только силы берутся, например, у бабы Кати, которой уже «восемьдесят и ещё два годочка». «Огород старой женщины раскинулся так просторно, пышно и зелено, что оторопь берет. У хозяйки воробьиная стать: косточки, кожа, иссохшие плети рук. В чем только душа держится. Но огород не окинешь взглядом. Зеленой стеной картошка, помидоры, плетучие тыквы. И ведь не трактор пахал. А всё лопата, мотыга и иссохшие, словно птичьи, старушечьи руки» [13].
Следует оговориться, что писатель отнюдь не идеализирует состояние современной провинции. Сам Б. Екимов так определял свою программу-минимум: «Я стараюсь понять и показать читателю такие проблемы: почему пустеют многие села, уезжают в города люди? Почему, не уезжая, работают неохотно, или вовсе не работают? В чем причина равнодушия, чванства некоторых сельских руководителей? Кто-кто, а писатель должен это замечать и показывать, пусть не бесспорно, пути преодоления этих явлений» [4].
Творчество писателя в конце XX отмечено пессимистическим пафосом. Б. Екимов понимает, что время не стоит на месте, подрастает новое поколение, которое во многом не разделяет идей и понятий своих предшественников. Автор отдает себе отчет в том, что возврата к старому нет и быть не может. Новое поколение не смирится с необходимостью гнуть спину с утра до вечера, вручную убирать навоз, носить сено. Оно не захочет жить без телевизора, без ванны, без канализации. Лень, желание жить за счет других, обособление – это те категории зла, которые разрушают русскую деревню изнутри. «Жить для себя» – позиция, которая неприемлема для писателя. Она ведет к разъединению людей, разрастанию непонимания, к гибели.
В повесть «Наш старый дом» автор рассказывает о различных жизненных судьбах жителей деревни (и о своей в частности). Композиционно повесть разбита на небольшие главы, которые вполне могут быть самостоятельными произведениями. Но все вместе они раскрывают главную идею произведения – вымирание деревни. Основные темы – грусть, воспоминание. Появляется мотив смерти. Умерли отец, братья, старые друзья… Оканчивает свое существование и старый дом.
Мотив «разрухи старого дома», т. е. потери тех людей и ценностей, которыми жил писатель, – сквозной в повести. Одна новелла так и называется – «Конец старого дома». И дело здесь не столько в физическом изнашивании кирпично-деревянной жилой постройки, а в горестном осознании того, что вместе с домом умирают его обитатели – родители, соседи, близкие, унося в небытие свои законы и миропонимание, близкие автору. Главные герои повести – новые соседи, с которыми все сложнее общаться.
Мысль писателя сосредоточена на том, что происходит вымирание деревни «изнутри» – люди перестают разводить животных, выращивать сады и огороды, отходят от сельскохозяйственных забот – все дальше отдаляются от земли. Вместе с этим теряется и нить времен, нарастает атмосфера всеобщего отчуждения, когда каждый живет сам по себе: не спешит на помощь, не отмечает вместе с друзьями праздники, не провожает в последний путь (рассказы «Конец старого дома», «Сироты», «Гнезда», «Просто – соседи»). «Они умрут вместе – мама и старый дом. Он умрёт, я уйду – дом рухнет». Рухнет дом – рухнет и весь екимовский хутор, всё то, чему была посвящена жизнь, и писатель очень ясно это себе представляет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав несколько рассказов, мы сделали следующие выводы:
1. Тема малой родины является одной из главнейших в прозе Бориса Екимова;
2. У автора – особое ощущение природы, чувство единения с ней.
3. Категория «истинного» раскрывается в рассказах с нравственно-философским содержанием. По мнению автора, истинное, правдивое, верное существование человека неотделимо от природы, ее жизни. А мы очень часто забываем об этом в бесконечной беготне за ложными ценностями, бытовыми передрягами. Ложными устремлениями писатель называет – стремление к богатству, к славе, жажда наживы порой за счет других людей.
3. Положительные идеалы автор находит, прежде всего, в деревне, в ее старинном, вековом, патриархальном укладе. Именно служение деревне, сохранению и сбережению ее укладов (а шире – служение малой родины) – это одна из категорий добра, истины в творчестве Б. Екимова. Положительным героем для Б. Екимова является простой крестьянин, добрый, чуткий, уважающий сельскохозяйственный труд, бережно относящийся к природе.
4. Однако автор вовсе не идеализирует состояние современной деревни, творчество писателя конца XX-го века наполнено пессимистическим пафосом. Писатель отдает себе отчет в том, что возврата к старому нет и быть не может. Лень, желание жить за счет других, обособление – это те категории зла, которые разрушают русскую деревню изнутри. «Жить для себя» – позиция, которая неприемлема для писателя. Мысль писателя сосредоточена на том, что происходит вымирание деревни «изнутри».
Вывод: Таким образом, в творчестве Б. Екимова категории добра, зла, истинного и ложного очень тесно связаны с основной тематикой его произведений. Тема малой родины, социальные вопросы переплетаются с философскими размышлениями о смысле жизни, об ответственности человека за свои поступки. Писатель стремится найти ответы на вечные вопросы.


Категория: Разное | Добавил: walentinka
Просмотров: 2431 | Загрузок: 98 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог