Современные литературоведы в последнее время уделяют много внимания термину «чувство природы». Как отмечает Л. Гурленова: «Оно синтезирует в себе понимание природы, то есть мировоззренческий аспект, и чувственное восприятие естественной среды, определяющее качества её художественного изображения, то есть эмоционально-эстетический аспект» . В творчестве Т. Брыксиной мировоззренческий аспект «чувства природы» обогащается новым содержанием. Отношение к природе – это не только нравственный критерий оценки человека. Природа становится своеобразным «средством» воспитания. Т. Брыксина известна волгоградскому читателю, прежде всего как поэт. Для лирической героини Т. Брыксиной, по мнению В.Б. Смирнова, характерна резкая амплитуда чувств и настроений – «от игривого, шаловливого восприятия ухажеров и элегического, а иногда и иронического восприятия своей бабьей доли, до трагических строчек…, что свидетельствует о глубокой страстности, психологической сложности и духовной силе ее натуры» . «Я женщина лета, цветеньем травы / Наполнены грезы мои до рассвета. / Батисты ночные – синей синевы! – / Скользят по сияющей глади паркета». «О, этот зной из-под ресниц – / Калмыковатый, острый, жгучий! / Я покраснею до ключиц / И засмеюсь на всякий случай» («Июнь крапивой зарастет...»). Т. Брыксина – одна из первых волгоградских авторов-поэтов, представивших на суд читателя свою прозу, в конце 1990-х годов 20 века. Основная тема и поэтических, и прозаических произведений Т. Брыксиной – становление души: её рождение и формирование. В стихотворном примечании к повести «Трава под снегом» Т. Брыксина пишет, что «чужая жизнь скучна... но есть страница/иль строка, толкующая смысл живых однообразий всех судеб на земле». Действительно, в сложной судьбе героини (самой Т. Брыксиной), в её мыслях и чувствах, поступках и переживания каждый читатель сможет найти что-то своё, близкое и знакомое. О. Шестинский в рецензии на книгу «Трава под снегом» пишет, что «содержание донельзя простое. Захватывает в ней не сюжет, а развёртывающаяся дорога жизни, по которой идёт девочка-подросток, и обласканная и обиженная одновременно. У девочки умерла мать, и её нравственное созревание, ищущее и наивное, трагически связано с этой безвозвратной потерей» . На формирование характера главной героини этих автобиографических повестей повлияла, прежде всего, любовь к малой родине – Иноковке, с которой у девочки связаны только светлые воспоминания. Богата природа Иноковки. «Кажется, нет конца и края полям и переселкам. От хвойного леса кружится голова, по обочинам полынок мешается с цветущим разноцветьем... Иноковка – это колыбель моего сердца. Моя Воронка, берега которой со всеми своими излуками, отмелями, бродами и омутами ... знакомыми мне до самой мелочи... Родина! Что тут попишешь...». Именно пейзажные зарисовки напоминают, что пред нами проза поэта. Как отмечает О. Шестинский: «Много, много чудесных описаний в книге, заставляющих читателя очаровываться ликами земли, такими разными и такими манящими» . В. Смирнов объясняет данную линию в творчестве Т. Брыксиной: «Она росла в морозном Заволжье. Этот край наделил её силой мечты и впечатлительностью, навсегда сделал по-язычески страстной поклонницей природы, наделил чутким к чужому страданию сердцем, на всю жизнь внес сумятицу в душу» . Постепенно в повестях Т. Брыксиной вместе со взрослением автобиографической героини происходит и углубление ее взглядов. Можно сказать, что автор здесь следует тем принципам, которые разрабатывались в поэтических произведениях. Как замечает Е. Попова, «от частных впечатлений детства (она) идёт к философскому осмыслению человеческого бытия, к широкому обобщению: Малая Родина, Иноковка – неотъемлемая часть большой Родины – России» . Героиня, оставаясь романтиком в душе, «не закрывает глаза на неустроенность жизни, на её нищенскую скудность, на её чиновничье безразличие к нуждам «малых сил» . Тане приходится самой пробивать себе дорогу к поэзии, она вынуждена экономить и работать на химическом заводе. Не поможет и бесприютный скиталец отец, который не нашел в себе силы выпрямиться под гнетом жизни. Кто виноват? Почему все так устроено? Вот те вопросы, которые волнуют автора. Но в книге, по мнению О. Шестинского, есть оптимистические ноты: «что бы ни происходило в России, чист русский народ» …
Список литературы Гурленова, Л. Изучение темы природы в русской литературе (понятийно-терминологический аспект) / Л. Гурленова // Природа и человек в художественной литературе – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – С. 16. Смирнов, В.Б. Татьяна Ивановна Брыксина / По следам времени. Из истории писательской организации писательской организации Царицына – Сталинграда / В.Б. Смирнов. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – С. 251. Шестинский, О. Свет от книги идёт! /О. Шестинский // Отчий край. – 1999. – №2.– С. 57. Там же. С. 58. Смирнов, В. Рецензия на книгу «У огня» / В. Смирнов // Волга. – 1982. – №7. – С. 166. Попова, Е. Дорога к дому / Е. Попова // Отчий край. – 1999. – №4. – С. 214. Шестинский, О. Свет от книги идет! / О. Шестинский // Отчий край. – 1999. – №2. – С. 58 Там же.
|