Сегодня: 06.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Статья из опыта работы "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы"

СКАЧАТЬ (18.4Kb) 19.04.2016, 11:01
Токарева Вероника Викторовна
учитель русского языка и литературы, Средняя общеобразовательная школа №87 г. Вор
К современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых – использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования. Современному обществу нужны люди, которые могут принимать решения самостоятельно, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. И именно информационно-коммуникативные технологии способствуют развитию личности ребенка, способного ориентироваться в мире информации, дает возможность перейти от репродуктивных форм обучения к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы.
На мой взгляд, персональный компьютер и является организатором учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика. Кроме того,   информационно-компьютерные технологии, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, повышают эффективность обучения, качество образования .
В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Я в своей работе использую универсальные мультимедийные пособия к учебникам,  onlain-тесты,   электронные учебники, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, “Русский язык. Программа-тренажер” из серии “Репетитор” (9–1), CD диски по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, а также разнообразные компьютерные программы, предназначенные для работы на интерактивной доске.
В своей педагогической деятельности я использую ИКТ на различных этапах урока. С удовольствием создаю презентации в Power Point.  При использовании презентаций концентрация внимания на вводимом материале приближается к 100%, скорость и качество усвоения повышаются.  Мотивирую учащихся на создание собственных презентаций, проектов, что положительно сказывается на развитии их личности. Учащиеся с удовольствием работают над проектами «Быть грамотным – это модно!»,  «Стили речи », «Охрана русского языка – нужна ли она сегодня?», «Занимательный русский язык»  и другими. Сначала я даю возможность познакомить с результатом творческой работы класс, а авторы самых удачных работ участвуют в городских и районных конференциях, что  дает толчок личностному росту, развивает лидерские качества, умение выступать на публике и вести дискуссию.  Мы участвовали в XIV научно-практической конференции НОУ «Лицейские чтения», в XXXI конференции НОУ в ВГУ, а во II научно-практической конференции в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций «Через тернии к звездам» мы заняли 1 место с работой «Быть грамотным – это модно!».
      ИКТ позволяют создать оптимальные условия для  работы с орфографическими и пунктуационными правилами на уроках русского языка, сделать урок более ярким, красочным. Построение схем, таблиц становится необходимым атрибутом  на этапе формирования новых понятий, а на этапе закрепления материала целесообразна работа с тестами. Овладев компьютером, я получила возможность улучшить качество дидактического материала, его эстетичность. Постепенно создаю собственную копилку заданий, которые можно напечатать в нужный момент. Использование кроссвордов, различных занимательных заданий, игровых технологий, в том числе с применением звуковых и цветовых эффектов, делают процесс обучения захватывающим и интересным. Так, мы с удовольствием проводим на уроках русского языка «Брейн-ринги», «Эрудит-шоу», где учащиеся не просто могут проверить свои знания по данному разделу, а делают это весело и с азартом.  Кроме того, учащиеся охотно пишут небольшие творческие работы на тему «Весна», «Времена года» и т.д. под музыкальное сопровождение, просматривая картинки в виде слайд-шоу на данные темы. Это создает определенное настроение и атмосферу для творчества.
Огромные возможности открывают ИКТ и в изучении литературы. При изучении биографии поэтов и писателей есть возможность познакомиться с обстановкой, в которой они жили  и творили. Учащиеся с удовольствием готовят презентации о жизни и творчестве авторов, кропотливо изучая материал. Работаем мы и над проектами, выходящими за курс школьной программы, выбираем темы, особенно интересные детям. В основном, это творчество современных писателей, таких как Дина Рубина, Мариам Петросян, Паоло Коэльо. Такая работа не только расширяет кругозор учащихся, но и позволяет адаптировать, приближать классическую литературу к восприятию современного подростка на примере лучших образцов современной литературы. У нас есть весомые достижения в этой области: мы заняли первое место в XIV научно-практической конференции НОУ «Лицейские чтения» и третье место во II научно-практической конференции в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций «Через тернии к звездам».
Использование ИКТ помогает реализовать и межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусства ( живописи, музыке, кино) позволяет выйти за рамки художественного произведения, содействует более глубокому его  пониманию. На уроках мы с удовольствием обращаемся к отрывкам из художественных фильмов по изучаемым произведениям, к документальным фильмам об авторах и эпохе. Так, при изучении Севастопольских рассказов было интересно посмотреть отрывки из фильма Леонида Парфенова «Война в Крыму – все в дыму», где мы увидели места сражений, выслушали точку зрения праправнука  писателя относительно данного сборника. В урок была включена и   заочная экскурсия по Севастополю   с его знаменитым  «Историческим бульваром». Обратились мы при помощи группы учащихся и к творчеству Айвазовского. Нам была представлена презентация его картин, посвященных Крымской войне и героической обороне Севастополя. Урок получился очень насыщенным и ярким, что было бы невозможно без ИКТ.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ИКТ является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как способствует развитию творческого потенциала учащихся, активизируют познавательную активность, способствуют развитию личности ребенка. А также работа по подготовке уроков с применением ИКТ позволяет подняться на ступень выше и самим преподавателям, открывая возможности для творческого и профессионального роста.
В заключении хочется отметить, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. На уроке русского языка и литературы главное –  это работа с текстом, со словом, это уроки творчества, вдохновения, погружения в мир автора, это праздник души. Потому использование ИКТ не должно стать самоцелью. ИКТ должны стать, прежде всего, помощниками, и использование их на уроках должно быть целесообразным, правильным и, может быть, даже осторожным.
Категория: Разное | Добавил: ВВВ777 | Теги: русский язык, информационные технологии, применение ИКТ, литература
Просмотров: 426 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста (ОНР 2 уровень) на тему: "Все профессии важны!"


План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста на тему: «Сколько есть профессий нужных»


Методическая разработка "Декоративные украшения. Волшебный квиллинг"


Интерактивный тренажёр по математике «Считаем устно. Сложение и вычитание десятичных дробей»


Урок биологии в 10 классе по теме "Вирусы"



© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал