Сегодня: 05.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Статья «Краеведение на уроках русского языка и литературы»

СКАЧАТЬ (19.2Kb) 06.02.2016, 17:36
Строгонова Ирина Станиславовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №87 г. Воронежа
Краеведение  -  эффективное средство воспитывающего  обучения. Оно способствует активизации      познавательной деятельности, прививает навыки самостоятельной работы, расширяет круг знаний по истории родного края, воспитывает чувство патриотизма. 
Богатейший   краеведческий  материал     используется  мною  на уроках литературы, когда   изучается   творчество  воронежских писателей. Ребята  узнают интересные факты  из жизни  И.А.  Бунина,  А.П. Платонова,  И.С. Никитина, составляют различные презентации, пишут доклады.  Эта работа зачастую выходит за рамки урока  и  продолжается  во внеурочное время.
Не так  давно мы побывали на одной из старейших улиц  Воронежа, в  доме, где родился и жил три года Ваня Бунин, и узнали, что усадьба  его  могла находиться в другом месте. Бунин  в своих воспоминаниях указывал на  окраину  Большой Дворянской, но  в те времена эта часть улицы  считалась частью  площади  Старый Бег, где устраивали конные бега, и домов там не было. Я рассказала о том, что детские годы, проведённые в Воронеже, не остались в памяти поэта.   Он «очень слабо, но помнил кое-что», например, как тайком из-за портьеры разглядывал  красивую мать, сидящую на диване, как  подолгу смотрел  в окно.
            После прогулки по проспекту Революции (современное название  Большой Дворянской) и посещения памятника в центре города  я  предложила  творческую работу   «Что видел  из окна своего дома Ваня Бунин?». В сочинениях  прослеживалась самостоятельность, всем удалось  точно восстановить архитектурный облик древнейшей улицы  города, составить портреты людей, передать колорит эпохи  конца 19 века в Воронеже.  Исследовательская работа   очень пригодилась при изучении рассказа И.А. Бунина «Лапти».
 Полное и глубокое представление  о  личности  поэта  сложилось     во время  экскурсии в  Елецкий  дом – музей.   После посещения этого  музея мы провели  урок внеклассного чтения  по творчеству  И.А. Бунина. Все приняли активное участие, составили  кроссворды, викторины, заочные экскурсии  по бунинским  местам.
Такая же работа проводится и на уроках русского языка. Она оживляет изучение грамматики и способствует достижению воспитательных целей.  Рассказы о героях - земляках, о природе родного края  учат видеть мир глазами патриотов. Важно, чтобы материалы использовались систематически   на  всех этапах урока.  Готовясь к занятиям,  я подбираю   отрывки из художественных произведений А. Кольцова,    А. Жигулина,  С. Маршака,        Г. Троепольского и публицистических статей  В. Пескова,  Л. Семаго.
Так, в 8 классе при изучении видов простых предложений я выбрала стихотворение А. Жигулина  «Воронеж!.. Родина. Любовь». Ученики должны  расставить знаки препинания, проанализировать содержание и языковые особенности, определить роль односоставных конструкций.
Встреча с ветераном  Великой Отечественной войны, экскурсия по местам  боёв, посещение выставки  «Помни, солдат!»,   внеклассное  мероприятие ко  Дню освобождения   Воронежа  от  немецко - фашистских войск  у мемориальной доски  героя К.В. Брехова  –  далеко не все мероприятия, которые  мы провели, чтобы узнать   о  героях – защитниках  родного Воронежа. 
К празднику Великой Победы все провели исследовательскую работу и написали сочинение  «Мой прадедушка – герой войны»,  подготовили публичные выступления  « Их именами названы  улицы города». Они знают,  что  прадед Бывальцевой  Даши Иван Павлович Бывальцев - отважный лётчик,   генерал  Лизюков - командующий 5 –ой танковой  армией, и в его честь названа улица города. Богатый  фактический материал о  войне  пригодился на уроках  при изучении темы «Имя числительное». Приведу фрагмент текста  «Освобождение Воронежа»:
«…В начале июля 1942 года гитлеровцы форсировали берега Дона, в черте города начались бои.  5-я танковая армия генерала  Лизюкова и её воины  героически сражались и удерживали свои боевые позиции. В середине 1943 года началась операция по освобождению Воронежа. 25 января враг был уничтожен…»
Ученики  заменяли цифры словами, определяли разряды числительных, объясняли  правописание сложных числительных, формулировали основную мысль текста.
 На уроке вспомнили боевые заслуги  Героя Советского Союза, боевого лётчика К.В. Брехова. Составили предложение для синтаксического разбора:
«Лётчик  К. В. Брехов  совершил 85 успешных вылетов на огневые рубежи, уничтожил 20 танков, более 20 орудий, 6  блиндажей, 8 самолётов».
Методика работы на краеведческом материале может быть чрезвычайно разнообразной. В  целях  патриотического  воспитания, развития речи и   закрепления правил пунктуации при однородных членах проводилось  изложение   в 8 классе  «Человек из легенды» о  подвиге  нашего земляка, лейтенанта  Василия  Петрова.  
              Сейчас мои ученики   строят планы на ближайшие каникулы, всем классом    хотят побывать в Воронежском краеведческом музее. А  думаю о том, как использую в словарной работе   слова, обозначающие  предметы  быта  жителей Воронежской области: ендова, панёва, кочерга и другие. Это  вызовет определённый интерес  к истории родного края.
            Выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский  считал, что наша малая  родина  «воплощает в себе живой образ нашего Отечества». Чтобы воспитать ученика - патриота, гражданина  своей страны, надо привить ему любовь сначала  к малой родине. И в этом деле роль   краеведения  велика. Уроки с привлечением краеведческого материала всегда отличаются большой воспитательной направленностью, большим нравственным потенциалом, высокой эмоциональностью и отвечают запросам времени.
Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: русский язык, литература, краеведение, Статья
Просмотров: 462 | Загрузок: 13 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2

Нравится
Всего комментариев: 1
Актуальная тема, хорошая, грамотная статья. Именно любовь к родному краю воспитывает в детях чувство патриотизма, любовь к Родине, гражданственность.  Краеведение в соединении с литературой дает прекрасные результаты.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал