Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Статья "Диалогическое обучение на уроках русской литературы"

23.06.2014, 18:27
Лукьяненко Надежда Ивановна
учитель русского языка и литературы, Родниковская средняя школа
Статья на тему: «Диалогическое обучение на уроках русской литературы»

Казахстан
Актюбинская область
Мартукский район
Родниковская средняя школа
учитель русского языка и литературы
Лукьяненко Надежда Ивановна

«Мыслить легко, действовать достаточно сложно,
а привести мысли в действие самое сложное в мире»
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Одна из главных целей урока литературы – воспитание грамотного компетентного читателя с высоким уровнем языковой культуры. Поэтому необходима реализация личностно - ориентированного подхода к учащимся и совместная деятельность. Уроки литературы призваны развивать самостоятельность, творчество, формировать навыки речевого общения, ведения диалога, личностное отношение к изучаемому, ответственность за сохранение культуры, осознание единства, общества, человека, его деятельности и культуры.
На уроке литературы осуществляется преимущественно диалоговое общение. Например: 1)диалог учащихся с автором изучаемого текста;2) диалог учителя с учениками; 3) диалог учащихся как читателей друг с другом; 4) диалог учеников с автором учебника. Исходя из этого, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности, которая основывается на диалоге. Роль учителя- направляющая, обеспечивает полноценное усвоение учениками знаний, умений, навыков. Диалог – одна из форм общения, при которой учитель выступает в роли партнера, который не навязывает свое мнение и не давит своим авторитетом, умеет быть хорошим слушателем и готов вести беседу, не смотря ни на что.
Много исследований по изучению учебного процесса проведено, и ученые доказали, что диалог занимает центральное место на уроке Мерсер и Литлтон (2007)в своей работе показали. Что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. [Руководство с.144].
Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся находят различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы. В которые вовлечены субъекты.
Беседа-дебаты, в которой: 1)Существует большое расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению. 2)предпринимается небольшое число попыток объединить ресурсы.3) Общение часто происходит по принципу «Да, это так!» - «Нет, это не так!». 4) Атмосфера , скорее, конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество.
Кумулятивная беседа, в которой: 1) Каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие. 2) Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других. 3) Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются.
Исследовательская беседа, в которой: 1) Каждый предлагает уместную информацию. 2) Идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку. 3) Участники задают друг другу вопросы. 4) Участники спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается» в беседе. 5) Участники группы стремятся достичь согласия(хотя важен не факт достижения, а стремление к нему)
Большинство обсуждений обычно включает различные типы бесед. Мерсер утверждает, что в наиболее продуктивных обсуждениях, в рамках достижения коллективного понимания и обучения, преобладает исследовательский тип беседы.
Построить весь урок на диалоге – сложно, потому что детям данного возраста необходимы разные виды работы, также следует учитывать разный уровень умственных способностей. Есть дети, которые не могут выразить свои мысли вслух, стесняются своих одноклассников, слабый словарный запас. Есть такие учащиеся, которые любят говорить, но не умеют слушать.
Диалог помогает на любом этапе урока, будь то проверка домашнего задания, или объяснение нового материала, или закрепление. Применяю различные приемы, например: работа в парах - игра «Знатоки», «Взаимоопрос», «Тонкий и толстые вопросы », неожиданный вопрос в начале урока, подводит к осмыслению проблемы, защита постера, стадия рефлексии (письменная, устная) помогает выявить уровень понимания темы.
Итак, чтобы диалог получился и был действенным, в его основе должна быть проблема. В формировании проблемы помогут загадки, открытые и проблемные вопросы , то есть то, что заставит ученика мыслить.
Мария Монтессори: «Задача учителя не в том, чтобы говорить, а чтобы подготовить и организовать серию побуждений». Итак, одним из таких побуждений, и является групповая форма работы. Работа в группах, начинается с диалога в каждой группе, вопросы довольно легки, но с помощью их определяется понимание текста произведения.
Если ребенка еще и приободрить, или хотя бы не останавливать, то в следующий раз он будет готов к диалогу, не просто к общению, а к осмысленному восприятию вопросов и информации. Ему будет легко идти на контакт не только с учителем, но и с одноклассником, с которым он ранее не общался. К сожалению, есть дети, которые трудно идут на контакт со сверстниками, они замкнуты, и обучение у них «нерадостное», воспринимается без энтузиазма. Таким детям трудно адаптировать в этой малой среде, как же им трудно будет жить в большем социуме.
Благодаря диалогическому обучению и складывается сотрудничество. Пассивных учащихся с каждым уроком меньше, потому что каждому хочется выразить свое мнение, свои мысли. А когда работа идет в группе, уже происходит и соперничество: каждый старается говорить грамотнее, опираться на текст и факты. После уроков, провожу беседу, с целью узнать мнение об уроке, об одноклассниках, о себе, и узнаю, что им нравится ребенок, который не просто был активным на уроке, но и говорил «красиво». Некоторые даже говорили, что вопросы были такими легкими, но очень важными. Получается, что диалогический подход решает не только образовательные проблемы, но и вызывает интерес детей друг к другу, развивает критическое мышление и самооценку в сравнении с другими.
В основе диалогического обучения – отношения взаимного уважения, доверия, естественности и открытости и его основное средство взаимосвязи – диалогическое взаимопонимание как способ и взаимораскрытия, и взаимоутверждения, и взаиморазвития [Библер В.С.]. Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся находят различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.
Диалоговое обучение развивает у учащихся способность критически мыслить, решать сложные проблемные вопросы на основе анализа, взвешивать мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях.
Знакомство с теорией диалогового обучения дало мне возможность при планировании уроков обращать особое внимание на постановку вопросов. Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обуче5ние учеников. (руководство для учителя стр.146)
Применение диалогического модуля позволяет по-новому построить структуру урока, где главное место принадлежит не учителя, а ученику, который при правильной организации может продолжить обучение самостоятельно.
Рекомендации для учителя: 1) применять диалог на каждом уроке, помня, что благодаря ему, можно увеличить результативность в обучении; 2) помнить, что в основе диалога должна быть проблема, тогда он будет действенным; 3) ответ ученика – это его мнение и его надо уважать (каждое мнение значимо); 4)организовать работу в парах и группах и создавать благоприятный климат в группе (для сотрудничества) прислушиваться к мнениям учащихся;
Для учащихся: 1)учатся «слышать» друг друга; 2)грамотно формулируют вопросы; 3)приобретают навыки обсуждения и высказывания своих идей; 4)совместно решают проблемные вопросы; 5)появляется чувство уверенности в себе, максимальная свобода развития и саморазвития учащихся; 6) от учения – запоминания информации к учению-развитию; 7) вовлечение в работу слабоуспевающих учеников.
В заключении необходимо отметить: для того , чтобы выявить знания и незнания учеников, необходимы и хорошо развитые коммуниктивные навыки учителя и его чувство сопереживания. По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором, как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад.
Использованная литература:
1. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.
2. Бахтин М.М. " Эстетика словесного творчества", 1979, с.310.
3. Руководство для учителя (третий базовый уровень).


Категория: Разное | Добавил: nadezhda0608
Просмотров: 5734 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог