Сегодня: 24.09.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Статья "Работа в малых группах на уроках литературы в старших классах"

СКАЧАТЬ (21.0 Kb) 23.08.2018, 22:37
Каргу Наталья Эйновна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района Санкт-Петербурга

Не секрет, что любой учитель задумывается над тем, как сделать урок интересным, как добиться того, чтобы занятие не превращалось в «театр одного актера», как привлечь к разговору каждого. Уроки литературы в старших классах – это уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-дискуссии, беседы, диспуты и т.д. И все же при кажущемся разнообразии форм многие учащиеся предпочитают пассивное участие – послушать, отсидеться или вставить односложную реплику. Ребятам порой бывает трудно преодолеть страх ошибиться, сказать что-то не то, выглядеть глупо в глазах одноклассников. Именно поэтому работа в малых группах на уроке литературы позволяет каждому ученику активно включиться в процесс усвоения учебного материала. Она является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности. Групповая работа учит сотрудничать, ставить вопросы, решать проблемы, договариваться, распределять роли и ответственность, слушать других, убеждать других и, наконец, отвечать за себя. Есть здесь и свои правила: говори спокойно, только по делу; не перебивай; возражая или соглашаясь, смотри на собеседника; обращайся к товарищу только по имени. Согласитесь, все это пригодится старшекласснику во взрослой самостоятельной жизни… А на уроке это поможет учащимся лучше усвоить учебный материал и сделает занятие интересным и запоминающимся!

Работу в малых группах я использовала, например, на уроке литературы в 10 классе по теме «Смерть Е.В.Базарова – итог его жизненного пути» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Урок был построен на анализе текста 27 главы романа  и знакомстве учащихся с оценкой критиков, по-разному интерпретирующих смерть Базарова. Эта работа должна была подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?

 На мой взгляд, цель использования работы в малых группах в данном случае такова:

- Рассмотрение разных аспектов решаемой проблемы (каждая группа работает над одной из проблем общей темы);

- Обмен знаниями и разными способами действий учащихся в группе.

Один из способов деления учащихся на группы – это методика «Градусник»: «Для вас Евгений Базаров – персонаж положительный или отрицательный? Скорее положительный? Скорее отрицательный?» Каждому ученику предлагается определиться и занять место на шкале «градусника» - от полюса «положительный» к полюсу «отрицательный». Затем разбить детей на 5 групп. Ребята занимают место за столами, расставленными по кругу.

Для включения в работу всех членов группы необходимо распределить роли в каждой группе, которые описаны на карточках: организатор группы, протоколист, оратор, «хранитель времени» и «хранитель материалов» в одном лице, контролер. Старшеклассники вполне могут с этим справиться самостоятельно.

Каждая группа получает конкретное задание и план  работы над проблемным вопросом:

- поиск цитат;

- комментарии к цитатам;

- обобщение, вывод;

- познакомить другие группы с материалом своих наблюдений (выступление оратора).

 1 группа. Эпизоду умирания Базарова предшествуют «знаки» приближающейся смерти. Какие? (Работа с текстом 27 главы романа)

(Цитаты из романа: «лихорадка работы с него соскочила», «тоскливая скука», «глухое беспокойство», «странная усталость»)

2 группа. Каково отношение народа к Базарову и каков его вывод о своей «нужности» для России? (Работа с текстом 27 главы романа)

(Цитаты из романа: Мужики: «барин», «разве он что понимает?», «он был в из глазах все-таки чем-то вроде шута горохового»;

Базаров: «Я нужен России...Нет, видно, не нужен»)

3 группа. Каким вам представляется Базаров перед лицом смерти – остался прежним или изменился? Найдите доказательства, что умирает Базаров как романтик. (Работа с текстом 27 главы)

(Цитаты из романа: «Дуньте на умирающую лампаду. И пусть она погаснет...»,  «Я любил вас!   Какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая!»)

4 группа. Каким вам представляется Базаров перед лицом смерти – остался прежним или изменился? Найдите доказательства, что умирает Базаров как нигилист. (Работа с текстом 27 главы)

(Цитаты из романа: «Вот посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!»)

5 группа. Какие качества Базарова проявились в  эпизоде «Базаров перед лицом смерти»? (Работа с текстом 27 главы романа)

(Цитаты из романа:

-мужество: «Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить», «я не ожидал, что так скоро умру», «завтра мой мозг в отставку подает»;

- сила воли: «Не хочу бредить,- шептал он, сжимая кулаки,- что за вздор!»

- убежденный материалист: «Ведь и беспамятных причащают»

- жалость и любовь к родителям: «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как она, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»

- любовь к Одинцовой: «Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате!»)

После обсуждений (на них отводится 5 мин.) и выступлений по своей проблеме каждая группа получает задание – познакомиться с мнением одного из критиков (Д.И.Писарев, Н.Н.Страхов, М.В.Авдеев, М.Еремин, М.А.Антонович), по-разному интерпретирующих смерть Базарова, и изложить его точку зрения.

 План работы над выдержками из критических статей:

- знакомство с материалом;

- изложить точку зрения критика по данному вопросу;

- выслушать ораторов из других групп;

- высказать мнение группы на наиболее правомерную точку зрения одного из критиков.

1 группа. Выдержки из критической статьи Д.И.Писарева («Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить -- это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, -- все равно что сделать великий подвиг…».)

2 группа. Выдержки из критической статьи Н.Н.Страхова («Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление. До самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе ни единым словом, ни единым признаком малодушия. Он сломлен, но не побежден».)

3 группа. Выдержки из критической статьи М.В.Авдеева («Базаров умер вследствие случайности… Эта случайность могла быть преднамеренно придумана правдивым автором, который сознавал невозможность описывать мощного общественного деятеля в то время…»)

4 группа. Выдержки из критической статьи М.Еремина (: «…роковое решение возникло от предельного помрачения души, но в ней ещё мерцали отсветы детской любви к отцу с матерью.                                                                                                                                                 Жалеючи их, он и придумал такую смерть: обычное, так сказать, открытое самоубийство было бы для них ударом слишком жестоким и даже, может быть, непереносимым»).

5 группа. Выдержки из критической статьи М.А.Антоновича («По-видимому, г. Тургенев хотел изобразить в своем герое, как говорится, демоническую или байроническую натуру, что-то вроде Гамлета…Автор до того зол на своего героя, что не хочет простить его и примириться с ним даже перед смертью…»).

 

Затем группа, выслушав все выступления, должна высказаться: Какая точка зрения представляется для группы наиболее правомерной?

Оценку работы группы в целом дает оратор, а каждого ученика  - контролёр.

Отметка за урок ставится на основании этих оценок и после изучения учителем записей (цитат по своему вопросу) каждой группы.

Безусловно, использование методики работы в малых группах позволяет сделать урок интересным, а изучение материала более эффективным.

Категория: Разное | Добавил: redaktor
Просмотров: 152 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.09.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал