Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Учебно-воспитательный проект «Культ рода в семейных преданиях и рассказах» как средство патриотического воспитания обучающихся колледжа

16.10.2014, 20:30
Подгорбунских Николай Александрович
Преподаватель русского языка и литературы, кандидат филологических наук, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Сургутский профессиональный коллед
Преподаватель русского языка и литературы, кандидат филологических наук Подгорбунских Н.А.,
БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского

Учебно-воспитательный проект
Культ рода в семейных преданиях и рассказах» как средство патриотического воспитания обучающихся

Проект был реализован как часть общего проекта «Семейные ценности Колледжа русской культуры им.А.С. Знаменского» в 2011-2012 учебном году.
Актуальность: Большое значение в семейном воспитании имеют семейные истории. Сегодня проблема изучения истории своей семьи, её традиций особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Понимание проблемы изучения своего рода в корне изменяет наше отношение к изучению своей родословной и делает это изучение инструментом самопознания. Мы не должны терять уважение к предкам, к их делам, традициям и достижениям. Каждому человеку следует знать историю своей семьи, поскольку каждая семейная история является частью истории всего народа и страны.
Цель: пробудить интерес учащихся к истории своей семьи рода, привлечь внимание к фактам семейной истории, активизировать познавательный интерес учащихся.
Основные задачи проекта:
• Создание условий для эффективного взаимодействия педагогического коллектива и семьи по приобщению обучающихся к миру нравственных ценностей и семейных традиций.
• Предоставление возможности позитивного взаимодействия родителей и детей в совместной учебно-воспитательной деятельности.
• Убеждение в значимости семьи в жизни каждого человека, пробуждение интереса у детей и родителей к семье, истории рода в истории Родины.
• Формирование у обучающихся любви и уважения к семье, своим близким, старшему поколению родственников, предкам.
• Активизация познавательной и научно-исследовательской деятельности и поисковой активности учащихся;
• Формирование языковых коммуникативных компетенций
Проблемы, на решение которых направлен проект:
• Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
• Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
• Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
• Искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения и воспитывающих взрослых.
Группа, на которую направлен проект: обучающиеся колледжа, родители, педагоги.
Деятельность в рамках проекта: письменная фиксация семейных преданий и рассказов по предложенному опроснику; публикация семейных повествований на сайте колледжа; проведение конкурса и присвоение звания «Семейный летописец» наиболее активным участникам (победители определяются жюри, в состав которого входят преподаватели - филологи, историки, классные воспитатели); выступления учащихся с исследовательскими проектами на ученических конференциях.
Результаты:
- формирование у обучающихся осознанного отношения к семье как главной нравственной ценности;
- установление доверительных, теплых отношений в семьях обучающихся;
- осознание истории семьи как части истории страны и народа;
- формирование общеучебных языковых коммуникативных компетенций, необходимых для обучения.
Воспитательная значимость проекта обусловлена этическим содержанием семейных преданий и рассказов, записываемых обучающимися у старших родственников в непосредственном и неформальном общении.
В народной культуре фамилия человека воплощает общие черты всех поколений рода, поэтому предания о происхождении фамилий и фамильных прозвищ сохраняют память об общем корне и помогают родственникам осознать свое единство. Несмотря на небольшой «фольклорный возраст», антропологические предания типологически близки мифологическому праэпосу, в котором осознание единства родовой общины облекается обычно в тотемистическую форму. Имя тотемного первопредка позднее осознавалось людьми как общее название рода, эта традиция отразилась в русской культуре в трехчленной формуле именования человека: «имя личное + отчество + фамилия» и повлияла на широкое распространение отыменных фамилий.
Значительное количество сибирских старожильческих семей связывает происхождение своих фамилий с предками-казаками, «ермачками», «вольными людьми», которые в сознании наших современников приобретают черты первочеловека, культурного героя, осваивающего «ничейные» земли. Предок учит людей пользоваться дарами природы, получает фамилию по своему нововведению и дает название природным географическим объектам. В подобных рассказах сильны социально-утопические идеи, поэтому многие семейные предания можно отнести к типу легендарных сказаний о «золотом веке», в котором прошлое рисуется временем изобилия, кода нетронутая природа была щедрее к человеку, поэтому описание природных богатств приобретает гиперболическую форму.
Иллюзорные представления о «золотом веке» переплетаются с детскими воспоминаниями дедушек и бабушек, пропущенными через призму восторженного отношения к тому миру, «когда деревья были большими». Здоровый, экологически чистый мир предков приобретает в преданиях нравственные критерии, когда разговор заходит о бережном, рачительном отношении предков к природе. Противопоставление минувшего изобилия нынешнему оскудению и осквернению природы является общим местом в преданиях о жизни предков. Описание природы, любование красотами местности, часто встречающиеся в рассказах, имеют определенное этико-эстетическое назначение – убедить слушателя в том, что земля предков распложена в лучшем из возможных мест Земли.
Столь же значимым с этической точки зрения для старожилов является и упоминание о предке каторжнике, ссыльно - поселенце, выходце из европейской части России, который оказался в Сибири «безвинно», что объясняется традиционно сочувственным христианским отношением народа к невинно пострадавшим, осужденным по оговору. Подобные рассказы связывают происхождение сибирских фамилий с драматичной историей государства Российского от событий далекого ХVII века до массовых репрессий ХХ века. В подобных преданиях утверждается не только древность происхождения фамилии, но и право наследования природных угодий потомками первопоселенца.
Большое количество смешанных браков русских поселенцев с ханты, манси, зырянами, татарами сформировало особый тип русского сибиряка, органично впитавшим традиции различных народов и сохранивших в фамилии память о своих иноязычных предках; памятью о своем интернациональном происхождении во многом объясняется естественная толерантность сибиряков к людям иной национальности, поскольку каждый пришелец на сибирские земли, какой бы национальности он ни был, рано или поздно принимал образ жизни местного населения, женился на сибирячке, и с появлением семьи и детей окончательно становился своим, потому что выжить в суровых сибирских условиях человек мог только в общине.
Предания с мотивом «предок-инородец» свидетельствуют об отсутствии в среде сибиряков идей национальной изоляции и этнической замкнутости. Многие рассказчики сообщают, что в их семьях в память о предках поддерживают традиции пращуров, сохраняют теплые дружественные отношения с людьми иных национальностей.
Незнание истинного значения фамилии побуждает ее носителя к творчеству по принципу «народной этимологии». В этом случае внеисторическая, ложная, легендарная версия происхождения фамилии позволяет облагородить образ первопредка, сделать его более значимым, связать с важнейшими историческими событиями, выдающимися деятелями в истории России, что является чрезвычайно важным для выражения сопричастности своей семейной истории великой истории России.
Мотив изменения фамилии сочетается в преданиях с мотивом сокрытия документов, чтобы избежать репрессий властей по отношению к своим детям. Судя по семейным преданиям в крестьянской среде особое отношение к удостоверению личности как к неотъемлемой части души человека сохранялось вплоть до 30-х годов ХХ века, когда в Сибирь хлынули потоки ссыльных переселенцев. Своеобразная сакрализация паспорта объясняет тот факт, что документы не уничтожались, а захоранивались в земле. Вероятно, сжигание документа – самый простой и верный способ избавиться от ненужной бумаги – связывался в сознании русских крестьян со смертью самого владельца удостоверения личности. Такое отношение к документам обусловлено мифологическими представлениями об имени как душе, личности, индивидуальности человека.
В описании внешности предка рассказчики часто упоминают цвет волос, богатую шевелюру, здоровые волосы. Такое восприятие облика человека обусловлено психологическими закономерностями идентификации человека и мифологическими представлениями народа о волосах как символе силы и здоровья. Описывая предков-мужчин, рассказчики характеризуют их как сильных, мужественных и мудрых отцов семейств, важнейшими женскими качествами называются красота, достоинство, супружеская преданность и верность, доходящая до самоотречения, чувство материнской любви.
Культ физической силы пращура – одна из основных тем устных рассказов и преданий, эта сила проявляется в сфере повседневного труда, причем сила измеряется сугубо крестьянскими мерами: мешками, бревнами, бочками, сравнением силы человека и лошади, медведя. Физическая мощь предка в преданиях является одним из компонентов здоровья, проявлением которого могут быть невосприимчивость холода, ловкость, хорошее зрение, крепкие зубы. Традиционные для крестьянской культуры кулачные бои окрашиваются в комические тона, поскольку кулачный бой считался забавой, развлечением преимущественно холостых парней и молодых мужчин.
Мужская сила сочетается в преданиях о героическом прошлом предков с храбростью и отвагой. Эти качества проявляются прежде всего в рассказах о предке-воине. Сюжет таких преданий типичен: дается краткое описание заслуг предка перед Отечеством, затем приводится эпизод, характеризующий предка-героя. Мотив награждения может сводиться к упоминанию о награде или может быть представлен в развернутом варианте, когда героя награждают орденом и ценными вещами, при этом серебро и золото является символом этико-эстетической оценки подвига.
Обнаружение общих черт характера, примет внешности и традиционный мотив имянаречения по деду-прадеду, дают толчок для развития сюжета о предке, в честь которого был назван потомок. Несмотря на христианский обычай давать имена по святцам, у большинства наших современников существует традиция называть детей именами дедов, восходящая к языческим воззрениям, согласно которым каждый появляющийся на свет ребенок представляет собой перевоплощение кого-либо из своих покойных родственников, продолжающим жизнь в теле потомка. Этот обычай внутрисемейной связности служит антропонимическим выражением внутрисемейной и внутриродовой общности.
Доказательством родства с предполагаемым родоначальником, известным историческим деятелем, может быть не только обнаружение общих примет внешности, но и ссылка на культурные объекты, архивные документы, произведения художественной литературы. Создавая образ предка, рассказчики домысливают события прошлого, однако вымысел носит характер реального и не выходит за границы возможного, что позволяет убедительно героизировать предка-родоначальника.
Семейные воспоминания о социально-политических коллизиях прошлого наполнены яркими и убедительными фактами героической и трудной жизни предков и являются важнейшим средством формирования личностной позиции молодого поколения по отношению к истории России. Устные рассказы связывают судьбы предков с трагической историей России, воспитывают в наших учениках твердость характера, силу духа, гордость за пращуров, чьим трудом и подвигами создавалось наше государство.
Опросник.
1. Что обозначает ваша фамилия?
2. В какой местности жили ваши предки? Как оказались в Сургуте?
3. Кем по профессии были ваши предки? Были ли известные мастера (знаменитые люди) в вашей семье?
4. Есть ли в вашей семье «родовые» таланты, какие? (петь, рисовать, рассказывать, танцевать , лечить людей, дар предвидения и т.п.).
5. Сколько человек в семье было у ваших прапрадедов? Каковы их судьбы? Существует ли преемственность судеб у ваших родственников?
6. Есть ли в вашем роду особые приметы у людей (Например, все девочки – рыжие, мальчики рождаются голубоглазыми, характерные родинки и. п.).
7. Кто считается в вашем роду счастливым (или несчастным), почему?
8. При каких обстоятельствах встретились ваши предки? Как женились, выходили замуж?
9. Какие семейные реликвии сохранились от предков (вещи, сделанные руками предков, драгоценности, иконы, музыкальные инструменты и т.п.), есть ли они в вашей семье? Как передаются, кому, при каких обстоятельствах и т.д.?
10. Семейная мудрость (поучительные истории, произошедшие с вашими предками, секреты какого-либо мастерства, заговоры, особые семейные приметы и т. п.) Чему они учат?
11. Семейный юмор (смешные истории из жизни предков).
12. Необычные истории (рассказы о встречах со сверхъестественным, о вещих снах, о чудесных исцелениях, о местах силы и т.п.).
13. Семейные традиции, обычаи, взаимопомощь (например, каждое лето все родственники собираются вместе с целью помощи в хозяйственной деятельности).
14. Семейное хобби, пристрастие (рыбалка, вышивка, коллекционирование и т.п.).
15. Воспоминания детства ваших родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек и т.д. Каким было их детство?

Работы обучающихся
БУ «Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»
Тарасов Павел, 1 курс музыкальное звукооператорское мастерство

Какое счастье быть одной из вас-
Тарасовы, Доронские, Барковы…
Нас целый мир. И каждый не один.
Мы гвозди на одной большой подкове.
(З.Г.Тарасова)

Если традиционно представить мой род деревом, то корни его, мощны, крепки, и никакие жизненные бури, а их было немало, не сумели вырвать и не смогли сломить его.
Начало рода уходит глубоко в историю веков, в царствование Екатерины Великой. Проходит через революции и войны, послевоенное время, "застой" и перестройку. Распад Советского Союза разбросал нас по "заграницам".
В последние годы правления Екатерины Второй в Россию из Пруссии приехал Иоганн Барк (с нем. - парусник) в поисках лучшей доли. Обосновался в окрестностях Санкт-Петербурга, купил землю, принял православие и женился на русской. От этого брака родилось 8 детей. Второй сын Иоганна Иван продолжил наш род, затем его сын Василий, а потом и внук Тихон. Мой прапрадед Тихон Васильевич писался уже на русский манер - Барков. В положенное время взял в жены девицу из рода Парфеновых - Марию. Вскорости они переехали в Орловскую губернию, что стало причиной переезда, семейная история умалчивает, но предполагают, что в глубинку загнал период лихого времени между революциями 1905-1917 годов. У прапрадеда с прапрабабушкой было 6 детей:
Иосиф-судостроитель (жена - Фекла Григорьевна - 6 детей), Полина (муж Михно погиб на фронте - 2 детей), Иван-офицер (жена - Мария Васильевна - 3 детей), Александра (муж погиб на фронте - 3 детей), Митрофан-летчик (жена - Вера Григорьевна - 2 детей) и Анисья (муж Егор погиб -3детей и от второго брака с Демьяненко 3 детей).
Моя прапрабабушка по маминой линии Евфросиния Афанасьевна Кутепова (стар.слово кутепа - отважный, бесстрашный) была родственницей генерала Кутепова. После революции 1905 года родители отправили сестер Анастасию, Татьяну, Евфросинью и Наталью в Орловскую губернию в поместье барыни Журавской. Позднее, Фрося была у нее экономкой, вышла замуж за кузнеца, мастера золотые руки, Василия Афанасьевича Шеламова и срочно поменяла не только фамилию, но и отчество (взяла мужнино). Все сестры поменяли фамилии и отчества.
Татьяна (Таля) - незамужняя, умерла в старости. Анастасия - незамужняя, воспитывала детей Натальи. Наталья - имела четверых детей. Муж, поволжский немец, был арестован в первые дни войны, судьба его неизвестна. Старшего сына Григория, убили фашисты на глазах у матери, за связь с партизанами. Наталья сошла с ума и умерла в сумасшедшем доме. Розу, Эмму и Альберта воспитала Анастасия.
От прапрабабушки по наследству передаются старинные золотые серьги (сейчас их носит моя бабушка).
Супруги Шеламовы воспитали и дали высшее образование 8 детям:
Афанасий работал в министерстве с/х Украины ( жена - Лариса Сергеевна -2 детей), Полина -педагог, работала заведующей детсадом в г.Киеве. Муж - Никанор Федорович Цуканов, военврач, замминистра здравоохранения Украины - дочь), Дмитрий - первый директор Киевского Центрального гастронома (погиб с женой в автокатастрофе -2 детей), Мария работала в пищеторге (муж-Иван Тихонович, офицер-моряк, 3 детей), Георгий-летчик, последнее место работы-парторг аэропорта "Борисполь" (жена-Инна, диспетчер, детей-нет), Наталья-главный бухгалтер Харьковского горфинотдела (муж погиб на фронте, 2 детей), Василий-архитектор, работал в облисполкоме Киевской обл.(жена-Валентина, 3 детей), Клавдия-учитель с 57-летним стажем (муж-Алексей Петрович Кисуркин-летчик, подполковник,2 детей).
Мои прадедушка и прабабушка, Иван Тихонович и Мария Васильевна встретились, когда молодой лейтенант приехал в отпуск из Севастополя. А из отпуска на службу он вернулся с молодой женой. Прадед Ваня был весельчак, плясун. Лучше его никто не танцевал полечку, вальс, а, особенно, "Яблочко"! Баба Маня его нещадно ревновала и эту черту передала всем поколениям по женской линии. По этому поводу в нашей семьях всегда шутили: "Хоть женщины у нас в роду и красивее мужчин, но мужики берут их своим обхождением и заставляют ревновать до белой горячки".
Мой дед Георгий был шахтером. С бабушкой Евдокией они познакомились под землей. После ссоры с отчимом (не захотел платить за учебу в консерватории) семнадцатилетняя Дуся, отчаянная голова, взяла комсомольскую путевку в райкоме комсомола и махнула на восстановление шахт на Донбасс.
Дед с бабулей, Георгий Иванович и Евдокия Васильевна, были очень красивой парой. Даже сейчас, глядя на старые фотографии, поражаешься их красоте. Они, ко всему были еще и талантливыми. Бабушка очень красиво пела (она бросила Одесскую консерваторию по классу вокала), дед пел, играл в драмкружке, прекрасно танцевал. У каждого были свои любимые песни, у бабули - украинские, а у деда - песня из фильма "Испытание верности", называется "Поручение". Всю свою жизнь до старости они ходили в художественную самодеятельность. А бабушка до сих пор поет в церкви на клиросе. От их брака родились три дочери, старшая - моя мама.
Предки моего отца прослеживаются с двадцатого века, когда несколько крестьянских семей Ливенского уезда Орловской губернии переселились в 1910 году на богатые земли Алтая. Три семьи, в том числе и Иван Матвеевич и Наталья Кузьмовна Тарасовы, были первыми поселенцами в предгорьях Алтая (между нынешним Бийском и Горно-Алтайском). К тому времени у них было уже 4 детей, а потом родились еще 6 детей:
Татьяна-колхозница (муж погиб на фронте, 2 детей), Семен (холостяк) погиб на фронте, Кузьма-колхозник, погиб на фронте (жена-Мария, 2 детей), Яков работал на военном заводе в Белоруссии (имел 3 жены, 2 детей), Полина - первый учитель в районе и Почетный житель района (муж-Лазарь Анциферов, офицер,3 детей), Василий-водитель (жена Анна Павловна - удивительная женщина! Мастерица на все руки: печь, варить, ткать, вязать, косить, коров доить, звеньевая, ветеран Труда! 1 сын), Алексей-рабочий, (ветеран ВОВ, умер от ран), Нина-колхозница (муж-Василий Иванович Казанцев, ветеран ВОВ, колхозник, 3 детей), Михаил - ветеран ВОВ, узник фашистских лагерей (жена- Мария Григорьевна, 3 детей), Митрофан (холостяк, ветеран ВОВ, умер от ран). Мой прадед Василий Иванович Тарасов всю войну "проехал" на своей полуторке, а начал он с финской и закончил на Дальнем Востоке. Воевал под Сталинградом, на курской дуге, под Москвой. Вместе с прабабушкой Анной Павловной прожили долгую, трудную, но дружную жизнь. Работали в колхозе, были ветеранами Труда. Их сын, мой дед Геннадий Васильевич был лучшим председателем совхоза в Алтайском крае. Много архивных документов, грамот, наградных вымпелов, Постановлений партии и правительства за достижения в труде собрано в районном музее, посвященном, именно, Тарасовым. До сих пор, а деда уже нет в живых, люди вспоминают его добрыми словами, как очень отзывчивого человека и грамотного руководителя.
С моей бабушкой Марией Прокопьевной Шинцевой дед познакомился в Барнауле, когда они еще были студентами. Он будущий агроном-экономист, она - библиотекарь. Там и была комсомольская свадьба, там родился и мой папа.
Я всегда задумываюсь: зачем нужно было ехать моим родителям на север, если бы все равно они бы встретились, не выезжая из Орловской губернии?
Конец 70-х, начало 80-х годов двадцатого столетия… В стране бурлят комсомольские стройки. Гремит БАМ, зовет Самотлор. Папа после армии приехал в Сургут, работал водителем на ГРЭСе. А потом позвала охотничья романтика в заповедные таежные дали. Вместе с ребятами водителями 105 автобазы приехали в Новоаганск, строить новый поселок. Центральная дорога в нашем поселке отсыпана КРАЗом моего отца. А через два года в поселок из Украины, после окончания техникума, по направлению горкома комсомола приехала на север моя мама. Прилетела 6 марта в легком кремпленовом плаще, в туфлях на каблуках. Вышла из самолета… и ухнула в снег. А на второй день они столкнулись с моим папой на улице.
Почти год отец присматривался к бойкой хохлушке, неторопясь, по-сибирски, прикидывая, что к чему. Ох, как не хотелось прощаться с холостой жизнью, но и девку упускать тоже не хотелось! Они вместе уже 30 лет!
Папа с мамой, Владимир Геннадьевич и Зинаида Георгиевна, такие разные люди: папа - высокий, мама - маленькая, он голубоглазый, она - черноокая. Отец - рыбак, охотник (в 13 лет у него уже было свое ружье), любитель работать в одиночку. А мама - в людском водовороте.
Она и в художественной самодеятельности и в родительском комитете, преподает в Воскресной школе одна (72 ученика) и пишет стихи, читает "запоем" и проводит свадьбы, играет в драмкружке и занимается миссионерской работой, помогает старым, утешает бомжей, принимает самое активное участие в жизни своих детей. Несмотря на то, что родители такие разные, их объединяем не только мы, дети, но и великая генная способность к труду. И папа, и мама - творческие трудоголики, только отец - "Кулибин", а мама - "мать Тереза".
Из поколения в поколение у нас сохраняются свои семейные традиции: называть потомков родовыми именами (Иван, Василий, Павел, Георгий, Анна, Марина, Зинаида, Полина (Пелагея), Наталья, Евдокия, Клавдия), отмечать День Ангела и вести детские дневники (от рождения до 7 лет). Последние три поколения отмечают свадебные даты. Это новшество, похоже, в нашем роду укоренится. К 80-летию Нижневартовского района на конкурсе "Семейные традиции" в номинации "Свадебные традиции нашей семьи" молодая семья моей сестры заняла первое место.
Счастье в нашем роду - это возможность реализовать себя на службе людям, это честно выполненный долг, патриотизм и исполнение православных традиций.
Примечательно, что многие наши родственники родились в числа 7,8,9 (или в сумме -7,8,9).
У нас очень ответственно относятся к детям, считая, что Господь детей дает родителям "в аренду", а в конце жизни спросит за каждого ребенка. Может по этому, девизом в воспитании детей служит пословица "Люби дитя, как душу, а тряси, как грушу".
Как в любой семье у нас существуют истории и предания. В основном они связаны с женихами и невестами. В ночь, перед св. Андреем Первозванным (13 декабря) девчата в нашей семье, ложась спать, просят святого показать во сне суженого. Маме приснился парень, который нес ее через мостик. Она хорошо запомнила лицо. Через много лет, рассматривая семейные фотографии, она с удивлением вспомнила свой сон, муж, мой отец, копия того парня из сна. А прабабушке Марине, так же под праздник, во сне были показаны 3 парня без лиц, но каждый назвал свое имя: Иван, Василий, Андрей. У нее в жизни было 3 мужа - Иван (умер), Василий (ушел к другой женщине) и Андрей. Сама бабуля прожила 91 год.
Очень много можно рассказывать о моей родне. Мы все такие разные, и внешне, и по национальности (в роду у нас немцы, русские, татары, азербайджанцы, поляки, цыгане, алтайцы, украинцы, белорусы), и по профессии (около 40 профессий в нашем роду: учителя, врачи, библиотекари, водители, повара, плотники-краснодеревщики, инженеры, воспитатели, переводчики, журналисты, менеджеры по туризму, доярки, продавцы, капитаны дальнего плаванья, трактористы, летчики и т. д.).
Наша многочисленная родня живет в Польше, в Белоруссии, в Канаде, на Украине, во многих регионах России.
Да, мы разные, но нас объединяет короткое, но веское слово - РОД.

Наказной Илья, 5м класс
Мой прапрадед Николай Николаевич Гусаров, дедушка моей бабушки из дворянского рода. Фамилия его была Никитин. У него было еще 4 брата. Служили братья его при царе в офицерских чинах. За особые заслуги, смелость, силу, красоту и высокий рост императором Николаем II им было дано прозвище «братья Гусаровы». Впоследствии прозвище по велению царя стало их фамилией.
Мой прапрадед учился в гимназии в городе Симбирске вместе с Лениным. После окончания гимназии занимался швейным делом. Получал заказы от знатных семей. По программе заселения Сибири переехал в Томск. Богатство сибирского края (кожа, пушнина) позволило открыть свою скорняжную мастерскую. Он был хорошим портным, шил обувь из кожи, добротную одежду, рукавицы, шапки, тулупы, шубы, валял валенки. До того хорошо шил, что царская семья уже в Томск делала ему большие заказы.
(У нас в семье по маминой линии до сих пор все умеют и любят шить, хотя специально этому никто не учился, умение передавалось само, моя мама видела как шила ее мама, бабушка видела, как шил ее папа, а мой прадед Василий видел, как шил его отец)
Впоследствии приобрел землю и жил со своей семьей в деревне Тихомировка, Асиновского района, Томской области. Там в 1905 году 14 января (в День святителя Василия Великого) родился мой легендарный прадед Василий Николаевич Гусаров. Получил образование в церковно-приходском училище.
Любил читать книги по истории, приключения. Ходил в библиотеку. В деревне Тихомировка бесплатная народная библиотека, организованная на средства известного издателя Ф.Ф.Павленкова. Любил рассказывать прочитанное своим детям их было 9: О Петре 1, Кутузове, Наполеоне, Степане Разине, приключения Дюма и Жюля Верна и много других. Хорошо знал историю России с древних времен. Следил за политическими событиями. Когда умер Сталин, мой прадед говорил, что умер «Враг народа».
В 1917 году Революцию встретили с пониманием, хотя нажитое трудом добро пришлось отдать. Семье оставили одну лошадь с телегой. В 1919 году, когда ему было 14 лет, «белогвардейцы» захватили деревню. Брат его ушел в партизаны. Его арестовали и приговорили к расстрелу. На этой телеге заставили моего прадеда Василия везти своего 20 летнего брата вместе с другими красноармейцами на расстрел. Это место у трех берез прадед показывал и своим детям и внукам.
А когда пришла Война стали мужиков на фронт забирать, и его тоже призвали. А когда узнали, что они с прабабушкой Мариной восьмого ребенка ждут, Василия прадеда моего на фронт не взяли, он «бронь» получил. Так он в деревне всем помогал, никому в помощи не отказывал. Уважали его. Никто с того призыва с Войны не пришел все погибли.
О невероятной силе, которой он обладал, рассказывают, что одним ударом валил быка и убивал лошадь. А если разозлится, то и дерево с корнем мог вырвать. Матрона 90 кг с самоваром на столе сидела, он поднимал стол за один угол зубами, поднимал и носил его по комнате. Он на заготовительном участке работал «бойцом». Когда пригоняли скот на бойню из города люди приезжали смотреть, как Василий стадо жеребцов забивает.
Прабабушка Марина Емельяновна была не грамотной, жила молитвой, заботой о детях, верила в Бога. В доме в углу всегда висела икона «Святых апостолов Петра и Павла» доставшаяся ей от ее мамы. Прабабушка ходила в церковь. И все в семье были крещеные.
Поскольку Советская власть отрицала Бога мой прадед в церковь не ходил. Но православные праздники в семье праздновали все. Моя бабушка Галя (моей родной бабушки Тамары родная сестра) рассказывает: - «Утро на Рождество, мы спим, а папа нас будит рано-рано со словами: - «Читайте молитву «Рождество твое…» по рублю дам!» И мы соскакивали с постели и говорили:
Рождество твое Христе Боже
Воссияй миро и свет разума
Небо звездою
Тебе кланяется солнце правдою
После этого он давал нам по рублю и отправлял к соседям колядовать. Мы шли со словами: «Вынимайте пятачок, а то корову за бочок! Нам всегда были рады и давали сладости»

На стене в доме у прадеда Василия висела репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря». Никто не помнит, как и когда она появилась в доме. В нашей семье до сих пор эта картина символично передается из поколения в поколение.
Мой прадед Василий говорил про себя – «Я – богатырь!».
Смирнова Наталья, 10М класс
Человек, живущий в России, имеет имя, отчество, фамилию. Это триединство складывалось постепенно, по времени процесс исчислялся веками. Сначала было имя. Потом отчество. Затем фамилия. Само это слово – фамилия – тоже достаточно поздно вошло в наш язык. Происходит оно от латинского «семья». И основное назначение фамилии – обозначить единое семейное имя, которым зовется вся семья, включая ближних и дальних родственников.
Должно быть, в старой Руси смирных, спокойных, послушных людей было чрезвычайно много: женщин часто называли Смирена и Смиренка , мужчин – Смирна, Смирняга. Малышам давали такие имена, надеясь, что это поможет вырастить человека с добрым, уравновешенным нравом. А потом на основании этих имен-прозвищ появились фамилии Смирдин, Смиренкин, Смиренский, Смирин, Смирненский, Смирнин, Смирнитский, Смирницкий, Смирнов, Смирнягин, Смиртюков.
Самая частая русская фамилия в обширной полосе, охватывающей все Северное Поволжье, чаще всего в Ярославской, Костромской, Ивановской областях и прилегающих районах соседних областей, на востоке распространяется на Кировскую область. По мере удаления от этой зоны частота снижается. В Москве в 1964 г. фамилия Смирнов занимала пятое место (58 тыс. человек). По происхождению она - отчество от русского нецерковного мужского имени Смирной, т.е. смирный, тихий, послушный. Ранние примеры - еще отчества - во Владимирской десятине 1613 г.: ивансмирново сын самарин, степан смирного сын кучуков. Нарицательное существительное сменило огласовку и место ударени, а фамилия удержала архаичную форму (аналогично: толстой - Толстой - толстый).
Мой род принадлежит к крестьянскому сословию.
Кулаки — в России до Октябрьской революции — зажиточные крестьяне, пользующиеся наёмным трудом (крестьяне-работодатели), а также занятые в сфере перепродажи готового товара, ростовщичества, посредничества.
Мой прапрадед по отцовской линии Смирнов Степан был как раз таким кулаком. Родился примерно в 1860-х годах в Ярославской губернии (сейчас Костромская область). Занимался изготовлением выездных колясок, повозок и карет в своей мастерской. До революции в Санкт-Петербурге в посёлке Лахта держал лавку, где продавал сделанные им изделия.
Примерно в 1920-1930-е года был раскулачен, позднее полностью ослеп.
По линии матери моего отцапрадед был тоже крестьянином, свадебным дружкой. Он жил в деревне Пялозеро Тихвинского уезда Санкт-Петербургской губернии. Со всех окружающих деревень его приглашали провести свадьбы.
Папа бабушки (мой прадедушка) по маминой линии Болкисев Георгий родился в деревне Каракулино недалеко от города Саранска в 1906 году. Когда был подростком, лет в 14,из-за большого голода в деревне уехал в Пермь. Устроился работать на завод, который выполнял военные секретные заказы, параллельно учился. У него была высокая квалификация, выполнял очень сложную работу. Во время войны его не отпустили в армию, так как он был ценным работником, его некем было заменить. Умер рано - в 54 года от инсульта.
Мама бабушки (моя прабабушка) по маминой линии Комарова Любовь Степановна родилась и выросла в Перми в большой семье в 1903 году. Её семья принадлежала к мещанам. До революции она была очень богатой, жила в большом двухэтажном доме. После революции их раскулачили. По старой традиции прабабушка нигде не работала, занималась домашним хозяйством. У неё было четверо детей. Она хорошо шила, вышивала, вязала, очень хорошо пела, была исключительно рукодельной и музыкальной, очень любила цветы, вкусно готовила, особенно пекла пироги. Талант хорошо готовить по женской линии в нашем роду передаётся по наследству. Моя бабушка и мама очень любят готовить, и это получается у них отлично. В 1968 году прабабушка умерла после болезни.
Сейчас узнать историю своего рода сложно. Для этого нужно попасть в архивы тех городов, где родились и где жили предки, а это сделать достаточно трудно. Единственный вариант – это расспросить своих родственников, но, к сожалению, они знают немного. Я бы очень хотела попасть в такие архивы, где смогла бы составить генеалогическое древо, узнать много интересного про мой род.
Сексенов Жан, 6М класс.
Моя фамилия, в переводе с казахского, означает: восемьдесят; мы 80-е в роду наших предков.
Северный Казахстан и на территории среднего жуза. Ближайшие 3 поколения жили на территории Омской области, ближе к Северу, так потихоньку они перебрались в Сургут, и вот уже 17 лет моя семья живёт в Сургуте.
Предки мои – земледельцы, занимались разведением скота
Общие приметы - у всех мужчин в моём роду карие глаза, все счастливые в нашем роду, нет несчастных.
Мои родители познакомились в трамвае номер 3 города Омска в 1988 году и с тех пор они неразлучны.
Завет от предков: Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь.
Вся семья собирается летом в доме моего деда где мы поминаем моего деда и вспоминаем забавные истории, связанные с нашей семьёй.
Коллекционируем антикварные вещи, доставшиеся от наших предков. Есть медали которые мой дед заработал в 2 мировой войне за работу в тылу.
Мои предки одевались с соответствии со времени, самым главным в своей жизни считали родителей,их интересовало собирание марок.

Стародубец Анастасия, 5 класс
Моя фамилия обозначает, видимо, какую-то местность, существовавшую в давние времена в Украине. Наверно, на этой местности были дубовые леса древних времен.
Мои предки по линии отца жили в Украине, по линии мамы в Орловской губернии (были туда репрессированы), так же проживали на Урале в Нижнем Тагиле, переехали в нынешнюю Новосибирскую область, где строили железную дорогу. Мама родилась в Новосибирской области, затем с родителями уехала в Башкирию. Перед окончанием ею школы переехали в город Сургут. Позже сюда приехал работать после армии мой папа.
Среди предков были крестьяне (Орловская губерния), купцы первой гильдии (Нижний Тагил), простые рабочие (Новосибирская Ж/Д).
Прабабушка была отличной швеей, участницей трудового фронта (шила фронтовикам одежду). Вторая прабабушка с семьей жили, работая не покладая рук в колхозе, отдавая все последнее с подворья в колхоз.
Одна из прабабушек самостоятельно научилась играть на балалайке и семиструнной гитаре. Так же на гитаре отлично научился играть ее сын – мой дедушка и его сын – мой дядя. Моя мама некоторое время училась в музыкальной школе по классу «гитара». Мой брат Сережа учился в нашем колледже до 9 класса на дирижерском отделении. Исходя из выше изложенного можно сказать, что в нашем роду есть талант петь и играть на музыкальных инструментах, но никто не получил в этой области полного образования. Это образование продолжаю получать только я и по классу «скрипка». Моя бабушка по профессии врач-педиатр, работала в стационарах и поликлиниках долгие годы. Везде дети очень любили ее. Сейчас она на заслуженном отдыхе и на пенсии.
У всех прапрадедов было несколько детей. У одного из них было 8 детей. У каждого своя судьба, но во время Великой Отечественной Войны все силы воевали на фронте или были тружениками тыла, а после войны работали на заводах, в колхозах, были среди них и врачи.
У родителей моей мамы и у их сына, моего дяди голубые глаза, но у моей мамы серо-зеленые и у меня тоже, и у папы, а вот у брата – карие.
Считается не очень счастливой одна из моих прабабушек, так как ее мачеха (вторая жена ее отца – купца первой гильдии) выдала ее замуж за нищего, и с мужем (прадедушкой) они уехали из Нижнего Тагила в Новосибирск строить железную дорогу. Но в то же время ей удалось воспитать восьмерых детей. Прожила она очень достойную жизнь, была очень религиозной. Ей и другим моим предкам пришлось жить в нелегкие времена (революция, гражданская и Великая Отечественная войны, сталинские репрессии), но все они жили достойно, и, несмотря на все трудности, были счастливы.
Те, что были крестьянами в России и в Украине встречались в своих селах, а про одну из прабабушек я рассказала выше.
У нас в семье есть старинная икона «Всех Скорбящих Радость». Она передалась по наследству от прабабушки дедушке, а он недавно передал ее моей маме.
Я хочу стать музыкантом, занять достойное место в профессии.
У моих прапрабабушек были свои смешные слова, от них они передались бабушке и моей маме. У нас в роду с чувством юмора всегда было все в порядке.
Необычные истории есть, наверняка, во всех семьях и вещие сны в том числе. Один раз моей бабушке сон, будто ее дочь (моя мама) пришла домой с парнем и сказала, что он – ее муж и водитель по профессии. Вскоре все так и случилось.
У нас есть дача. Каждое лето мы все туда ездим, сажаем картошку. Я помогаю бабушке там во всем. Отдыхаем там практически все лето, а осенью убираем урожай. Моя бабушка готовит очень много вкусного на семейные праздники.
У моего деда в детстве было хобби – он вышивал крестиком целые картины. Так же он умеет отлично шить на машинке. Моя бабушка и мама раньше очень часто вязали носки и кофты. У папы хобби – рыбалка, он часто ездит рыбачить на Обь и ее протоки. Я люблю в свободное время гулять с друзьями. Мой брат – штангист. Он подымает в сумме 125 кг и уже имеет 1 юношеский разряд.
Прапрабабушки и прабабушки одевались в длинные платья с длинными рукавами, всегда носили платки, снимали их только ко времени сна. Главным для них было вырастить, воспитать детей. Мои бабушки и дедушки стремились получить хорошее образование, несмотря на тяжелое послевоенное детство и юность. Моя бабушка старшая из пяти ее сестер. Много помогала в воспитании младших и с детства знала, что станет врачом. Все мои предки, как и все люди, не могли точно знать, как сложится их судьба, но у всех были хорошие семьи, где уважали родителей, предков и любили детей. И в нашей семье с любовью и уважением относятся к нашим предкам и к воспоминаниям о них.

Савченко Татьяна, 3 «и» класса
Фамилия Савченко произошла от уменьшительной формы имени Савва (в переводе с арамейского - 'старец', 'дед'), а также других христианских имен, начинающихся слогом сав: Савватий (др.-евр. - суббота), Савелий (др.-евр. испрошенный у Бога), Саверий, Савин (лат. - сабинянин). Фамилии на -еико, -юк,-ук - украинские, -енок - белорусские.
Моя бабушка Лена приехала с семьей в Сургут в 1970 году из Оренбургской области. А дедушка раньше жил в Киргизии, п. Орловка. Моя мама родилась и жила в Сургуте, а папа приехал из Украины (п. Пятихатки). В Сургуте они познакомились и поженились.
Бабушка - хим.лаборант (раньше работала в ателье) сейчас на пенсии, дедушка - водитель (по образованию строи гель), сейчас председатель профсоюзного комитета (он заботится о нравах своих сотрудников). Получили среднее специальное образование. Мама учитель, папа Рома менеджер (специальность-экономист), папа Сережа - делает красивые подвесные потолки людям. Получили высшее образование.
У многих в семье есть способности к искусствам (рисованию, музыке). Мама закончила музыкальную школу №2 и хорошо рисует. Мы (Таня и Софья) тоже любим рисовать, а Таня занимается музыкой. У мамы моей прабабушки Сергеевичевой Клавдии Архиповны были способности лечить людей. Она помогала людям бесплатно. Но бабушка ее дар не переняла. А мы молимся за людей и просим Бога полечить их.
По дедушкиной линии - 10 человек, по бабушкиной - 5 человек.
Бабушку Лену и дедушку познакомила общая знакомая. Звали ее Галя. Поэтому, когда родилась моя мама - ее, назвали Галя, в честь подруги. Свадьба проходила в Киргизии, на родине дедушки, в кругу семьи. Дарили, кто что мог: скатерть, ткань, куклу и даже большого плюшевого мишку.
Моей прабабушке Клаве в 2011 году исполнилось 92 года. Когда мы приезжаем к ней в гости, то бабушка всегда рассказывает нам про свою жизнь. Очень много интересного можно узнать из ее рассказов: как люди жили раньше и помогали друг другу, хотя жизнь была тяжелее, чем сейчас, о чем думали и как строили отношения. Вся ее мудрость заключена в простых словах: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Прабабушка Матрена (Мотя) живет в Сургуте. Она тоже уже старенькая и ухаживает за своим мужем, нашим дедушкой Митей. Бабушка тоже учит нас прощать людей и молиться Богу. Тогда мир немного станет лучше.
У моей бабушки Лены 2 дня рождения, потому что когда родилась бабушка (3 сентября) начались дожди и дорогу размыло. Дедушка никак не мог доехать до районного центра, где выдают свидетельства о рождении. А приехал только 1 октября. И поэтому в свидетельстве написали, что бабушка родилась 1 октября. Теперь мы поздравляем бабулю 2 раза в году с днем рождения и радуемся, что есть еще один повод повеселиться.
У нас много семейных традиций. Мы обязательно все вместе празднуем все праздники и дни рождения. Мы приезжаем к бабушке каждые выходные. Осенью все вместе сажаем картошку, а осенью выкапываем ее. Летом мы очень любим собираться на даче у бабушки с дедушкой и ходить в баню. А 3 года подряд мы отдыхаем у прабабушки в Киргизии, чтобы помочь бабуле и ей не было так одиноко.
Нам очень нравится праздник Рождество Иисуса Христа, потому что за месяц до Рождества мама вывешивает панно с кармашками. На каждом кармане записано число месяца до самого праздника. И когда утром мы заглядываем в кармашек - нас ждет какой-то сюрприз (конфетка, открытка, пожелание...) Но самое интересное начинается вечером: когда все собираются, зажигаются свечи и мы читаем из Библии отрывок о рождении Иисуса Христа, о том, почему Он пришел в наш мир, как жил, что сделал ради всех людей... Поэтому, когда наступает праздник Рождества, мы понимаем его суть. Накрывается большой красивый стол, мы приглашаем гостей и много общаемся, веселимся и вспоминаем то, что Иисус сделал для нас.
Выезды на природу, рисование, пение под гитару (папа хорошо играет и поет), мама придумывает дизайн комнат, а папа воплощает эти идеи в жизнь, воспитание животных (котов Басика и Чака).
Детство моей мамы прошло в Сургуте. Здесь она родилась, выросла и жила.У мамы всегда было много друзей, с которыми она играла в следователей. Они искали по подвалам украденных лошадей. 2 раза им удалось пай i и животных и сообщить в милицию. Лошадей вернули на конный завод. Поэтому моя мама хотела быть следователем, но родители не отпустили се учиться в Тюмень, и она счала учителем начальных классов (о чем нисколько не жалеет).
Они всегда что-то придумывали сами, делали своими руками, занимались в разных кружках, которые были бесплатными, поэтому доступными всем детям. А еще раньше они были пионерами, носили галс туки и старались быть честными и хорошими школьниками. Моя мама была председателем класса 6 лет и ходила на школьные собрания. Это было очень ответственное занятие.
Самым ценным в жизни моих родителей были мы, их дети Софья и Таня. В наших семьях большое почтение уделяется родным и близким. Они самое дорогое, что есть у нас!

Кошкаров Кирилл, 5М класс
Как и многие русские фамилии, эта произошла от имени-прозвища Кот. Ребенка, получавшего это имя, называли ласково Коток, Котя, шутливо окликали Котофей. Позже широко распространилось прозвище Кошка, относившееся ко всем хитрым, льстивым, лукавым, но умным и сообразительным людям. Перечень «кошачьих» фамилий очень длинный: Котафьев, Котенин - Катенин, Котенков, Котёночкин, Котенцов, Котехин, Котик, Котин, Коткин, Котков, Котовский, Котофеев, Котюшихин, Кошаков, Кошечкин, Кошка, Кошкин, Кошлаков, Кошляков, Кошурин, Кошуркин, Кошутин (в некоторых диалектах кошка -кошура, кошурка). Мурлыка, Мурлыкин - из этого же ряда. Кошатники, кошкари, кошкодавы, кошкодёры - это всегда был целый промысел торговцев, которые скупали кошек в обмен на безделушки, а из кошачьего меха изготавливали шапки-ушанки. Эта, с позволения сказать, «профессия» сохранилась в фамилиях Кошенин, Кошенкин, Кошкарёв, Кошкодавов, Кошкодаев, Кошкодамов.
Но не все так однозначно в фамилиях на кот-. «И наша дура коты обула!» В этой пословице речь идет о женской обуви. Коты, котики - род полусапожек, ботинок, а также мужская верхняя обувь: калоши, обуваемые сверх сапог или бахил. «В котах щеголяет!» - говорили в Сибири о всякой редкой или дорогой вещи. А котенцами там же, в Сибири, называли теплую обувь из заячьего меха, напоминающую северные унты. Так что Котенцов - явно сибирского происхождения. Фамилия Котовщиков тоже связана с этим значением слова коты, поскольку производивший их мастер назывался котовщик. Основу некоторым из вышеприведенных фамилий мог дать и ушастый тюлень, которого называют северным морским котиком.

Дополнительная информация о происхождении фамилии:
Прозвище Кошка известно в русской истории давно. Существует целое семейство 'кошачьих' фамилий. Котофей, котик, коток, кошак, кошура, кошурка - все это именования одного и того же домашнего животного. Кошатники, кошкари, кошкодавы, кошкодеры, так в старину называли торгашей, которые разъезжали по деревням и меняли безделушки на кошек, затем выделывая их мех.


Категория: Разное | Добавил: НикНик
Просмотров: 1246 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог