Сегодня: 18.04.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Статьи


Идейно-образная структура романов Леонида Леонова «Вор» и «Пирамида»: опыт сравнительного анализа на уроке литературы в 11 классе.

26.03.2019, 19:02
Цанто Евгения Александровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Знаменская СОШ"
Идейно-образная структура романов Леонида Леонова «Вор» и «Пирамида»: опыт сравнительного анализа на уроке литературы в 11 классе.
Постоянный поиск решения философских задач, которые Леонид Леонов ставит в своих произведениях, является отличительной чертой писателя. Философская направленность художественных исканий писателя во многом связана с его постоянной обращённостью к библейскому материалу.
Обе редакции романа «Вор» и роман «Пирамида» - разнесённый во времени произведения. Их объединяет тождество идейно-философских проблем, поднятых писателем, и, в первую очередь, крайне сложный и до конца не прояснённый автором онтологический вопрос об отношениях человека с самим собой и с богом. Леонова волнует не столько вопрос о вере в Христа, сколько истоки её крушения, причины людского грехопадения.
Детальное рассмотрение работ писателя позволяет обнаружить важное типологическое родство романов не только в общем комплексе идей, философских интересов и творческих задач писателя, но и в принципах построения характеров и конфликтов, в мировоззренческих поисках персонажей, в композиционных решениях, что даёт основание выделить эти произведения как координаты творческой эволюции Леонова в целом. [ Вахитова, 2002, с.128]
Библейскую проблематику «Пирамиды» правомерно рассматривать как закономерное продолжение поиска ответов на философские вопросы, поставленные Леоновым ещё в «Воре». Жанр этих произведений можно рассматривать как классическую меннипею, где широко использованы элементы социальной утопии, резкие переходы от Неба к Преисподней, от верха к низу.
Герои романов встречаются и с подонками общества, и с его социальными выдвиженцами, сталкиваются с людьми из самых разных социальных слоёв. Герой «Вора» Векшин отправляется из Москвы в родную деревню. В «Пирамиде» о.Матвей Лоскутов также предпринимает путешествие по стране. Оба этих героя сталкиваются с людьми из самых разных социальных слоёв. Беседы Фирсова из «Вора» с Векшиным, Доломановой или Агеем находят своё продолжение в «Пирамиде», в разговорах о.Матвея с Шатаницким и Вадимом Лоскутовым, Никанора Шамина и автора – это философские диалоги и монологи, где герои, независимо от их социального положения, способны мыслить категориями и образами, какие доступны лишь людям высокого интеллектуального развития и широкой эрудиции. Герои романов очень редко обрисовываются в конкретно-бытовых ситуациях и гораздо чаще обретают свою характерность в категориях обобщённо-философских. [ Солженицын, 2003, с.169] Если в «Воре» все герои тянутся к Пчхову, то в «Пирамиде» такая же роль предоставлена о.Матвею.
Многие страницы романов «Вор» и «Пирамида» посвящены литературному искусству. Если в «Воре» два сюжета – история участия Векшина в Гражданской войне и его воровские похождения – вписаны в третий, в история создания Фирсовым повести о Мите Смуровом, то в «Пирамиде» не менее сложная композиция вбирает в себя роман о романе – страницы произведения Вадима Лоскутова о строительстве гигантского памятника Сталину, изъятые у старшего поповича чекистами. [ Якимова, 2003, с.158]
Тема нравственной деградации двух главных героев в разных романах столь же «параллельна». В «Воре» эгоцентризм Векшина делает несчастными всех окружающих его людей (Машу Доломанову, связавшую свою жизнь с убийцей; Зину Балуеву, его сожительницу; Саньку Велосипеда и его жену, которым Векшин из эгоизма отказывает в попытке устроить собственную судьбу вне воровской среды) и наконец приводит к полной изоляции бывшего командира Красной армии даже в кругу своих нынешних подельников по ремеслу. В «Пирамиде» Вадим Лоскутов, однажды отступившись от Бога, затем отступается от отца, всю жизнь посвятившего служению Богу. А отступничество старшего сына приводит к нравственному страданию сестры Дуни и к моральному надлому младшего брата.
Обращает на себя внимание сходство некоторых деталей романов. Эпизод, когда Митька Векшин, деревенским мальчишкой, съел шоколадную булочку, полученную милостью судьбы, и каялся со слезами, а Маша утешала его, «рифмуется» с эпизодом из «Пирамиды», где, будучи четырнадцатилетним подростком, сын прачки при доме Бамбалских не сдержался и съел хозяйское пирожное на глазах у маленькой Юлии Козарской, что впоследствии вылилось в сложные дущевные коллизии персонажей. Кинематографические опыты двух героинь разных романов, Долмановой и Козарской, тоже имеют нечто общее.
Одна из сквозных тем философских произведений Леонова – путь России на дорогах всемирной истории человечества, роль прогресса на этом пути – в двух редакциях «Вора» и последнем романе писателя приобретает разную трактовку. Если в первой редакции «Вора» позитивная перспектива прогресса подвергается серьёзному сомнению, то во второй, под влиянием идеологических ориентиров, Леонов склонен рассматривать прогресс скорее как явление поступательное. В «Пирамиде», возвращаясь к раннему «Вору», Леонов не только высказывает сомнения в положительной стороне прогресса как магистральной линии движения человечества, но и рассматривает сам «процесс» как движение к неизбежному апокалипсису. А следовательно, все устремления людей, по мысли автора, должны быть направлены на то, чтобы сохранить высокие нравственные начала, унаследованные от минувших поколений и достойно встретить уход человечества с исторической сцены. Точка зрения Леонова на обозначенные выше вопросы более чем за полвека смещалась от абстрактного гуманизма в «Воре» времён НЭПа к идеологической акцентированности во второй редакции, и, наконец, в «Пирамиде» была сфокусирована на проблеме утраты духовных ценностей целой генерацией русского народа.[ Якимова, 2003, с.156] На вопрос, возможно ли за десятилетие перестроить сознание человека, Леонов даёт, разумеется, отрицательный ответ.
Наряду с общими чертами, присущими композиции леоновских романов, «Вор» и «Пирамида» имеют важную структурную особенность. Леоновым выбрана форма «романа о романе». Принципом такого композиционного построения становится взаимоменяемость и взаимообъяснение всех элементов произведения. Оба романа имеют кольцевую композицию: действие либо заканчивается там, где оно начинается, либо начинает и заканчивается с участием главного героя, но уже при противоположных обстоятельствах в его жизни. [Вахитова, 2002, с.132]
Другим организующим звеном «Вора» и «Пирамиды» является образ сочинителя. В первом романе в его роли выступает Фирсов, в «Пирамиде» образу сочинителя дана фамилия автора романа. Сочинитель здесь выступает от первого лица, как полноправный герой собственного произведения. Соединяющими звеньями композиции всех без исключения сцен «Вора» и большинства сцен «Пирамиды» является диалог. Романы строятся по драматургическому принципу. Произведения объединяет тождество идейно-философских проблем и в первую очередь онтологический вопрос о взаимоотношении человека с самим собой и с Богом, о соотношении Добра и Зла как составляющих полярно заряженного целого.
Многие исследователи творчества Леонова отмечали, что «Пирамида» стала итоговым произведением писателя, вобравшим в себя реминисценции ранних работ. При всей незавершённости «Пирамиды» её замысел и художественные особенности становятся более понятными при сравнении с редакциями «Вора», что позволяет лучше понять и общую идейно-творческую эволюцию, сопровождавшую движение автора от одного романа к другому. [Варламов, 1997, с.140]
Таким образом, обозначенные выше положения позволяют заметить, что творчество Леонида Леонова развивалось по своеобразной восходящей спирали, а рассмотренные романы являются самыми существенными координатами его творческой эволюции. Написанные на стыке эпох и разнесённые во времени на шестьдесят лет, эти произведения отражают точку зрения писателя на вопросы о пути России в перспективе глобального исторического развития, о значении прогресса в судьбе человечества.
Литература.
1. Солженицын А. Леонид Леонов – «Вор». Из литературной коллекции. /Солженицын А.//Новый мир. – 2003. - №10. – с.165 – 171.
2. Варламов А. Наваждения Леонида Леонова. /Варламов А.// Москва. – 1997. - №4. – с. 140—144.
3. Вахитова Т.М. Проблемы текстологии Л.Леонова. /Вахитова Т.М.//Русская литература. – 2002. - №2. – с.127 – 136.
4. Якимова Л.П. Мотивная структура романа Л.Леонова «Пирамида». – Новосибирск/ Издательство СО РАН – 2003. с.250


Категория: Статьи | Добавил: TsantoEvgeniya
Просмотров: 71 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал