Сегодня: 21.04.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Статьи


"Проектная деятельность в воспитательной колонии как одна из форм реализации ФГОС основного общего образования"

СКАЧАТЬ (88.5Kb) 29.03.2018, 19:56
Кирсанова Елена Ивановна
учитель русского языка и литературы, "Вечерняя (сменная) школа № 7" г.Ульяновска
В этой работе предпринята попытка  обобщить личный опыт работы по реализации и развитию творческих способностей учащихся воспитательной колонии, используемых для этой цели приемах и методах, формах учебно-творческой деятельности школьников, а также эффективности метода проектов в процессе обучения основам самореализации личности в дальнейшей жизни.

Я проработала в школе димитровградской воспитательной колонии 19 лет. Одна из задач, стоящих перед обществом - это социальная реабилитация
подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, «восстановление утраченных подростком социальных связей и функций, восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем» (5, с.15).

Лица, отбывающие наказание в ВК, утратили интерес к школьному обучению, многие из них давно порвали со школой, нигде не работали,  круг их общения, характер поведения определялся законами и правилами криминальной среды.

«Опасность этих правил и норм заключается в том, что они направлены на консолидацию сил, противостоящих воспитательному процессу, дезориентацию и дезорганизацию воли несовершеннолетнего, приобщение, привязывание его к преступным традициям, объединение и усиление негативного воздействия» (8, с.14).

Одним из важных направлений воспитательной деятельности учреждения является организация мероприятий, позволяющих сохранить или восстановить связи воспитанников с внешним миром,  установить правильные межличностные отношения.  Заметила, что легче вести диалог с воспитанниками на занятиях во внеурочное время, где ребята находятся за рамками урока, чувствуют себя свободнее. Поэтому в своей педагогической практике уже несколько лет использую применение метода проектной деятельности, что помогает вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, раскрыть их творческие способности, научить общению и подготовить их к дальнейшей жизни.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые цели и задачи образования. Важно научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Таких результатов можно достичь, используя в работе проектную деятельность или метод проектов, соединяющий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Применение в образовательном процессе проектного метода способствует созданию условий для развития  обучающихся и  обеспечивает        их     социальную  адаптацию.

Стандарт  ориентирован  на  становление  личностных  характеристик ученика, активно  и  заинтересованно  познающего  мир,  осознающего  ценность  труда, науки и творчества.  А также осознание себя  как человека,   уважающего других  людей,  умеющего  вести  конструктивный  диалог,  достигать      взаимопонимания,        сотрудничать       для     достижения       общих  результатов.

«Метапредметные результаты освоения образовательной   программы   основного   общего   образования   должны  отражать  у учащихся умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том  числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач» (11, с.8).

Предметные  результаты  освоения  основной  образовательной программы  основного  общего  образования  с  учётом  общих  требований  Стандарта   в  области  «Филология»  должны  обеспечить получение      доступа      к   литературному        наследию     отечественной       и    мировой      культуры, осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным  ростом, который способствует всестороннему        развитию личности.

 

Таким образом, всё, в чём заключается суть метода проекта, - это:

- результат или конечный продукт совместной деятельности;

- учащиеся – соавторы учителя в создании проекта;

- совместный план действий учителя и учащихся;

- анализ, синтез, сравнения, выводы;

- выдвижение учащимися нескольких вариантов гипотез и т.д. (отражено в требованиях ФГОС к образовательному процессу).

« Все, что   я   познаю,  я   знаю,  для   чего   это   мне   надо   и   где   и   как я могу   эти   знания   применить»,   —   вот   основной   тезис   современного   понимания          метода   проектов. 

 

Основная  образовательная  программа  основного  общего  образования  реализуется  образовательным  учреждением  через  урочную  и  внеурочную  деятельность.

Вначале остановлюсь на внеурочной деятельности в условиях работы в школе воспитательной колонии. Речь пойдёт о творческом проекте. Творческие   проекты,       как   правило, не  имеют   детально проработанной   структуры   совместной деятельности  участников,       она   только     намечается       и   далее  развивается, подчиняясь жанру конечного результата.  

 Нашим конечным результатом мы наметили кукольный спектакль по пьесе Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца». Но, прежде чем остановиться на этом литературном материале, была проделана большая работа по поиску молодёжных пьес для постановки. Нам хотелось, чтобы это было весёлое представление.  К сожалению, позитивных и поучительных молодёжных пьес мы не нашли. Тогда и остановились на материале Л.Филатова. Был составлен сценарий постановки (со значительными сокращениями), распределены роли, изготовлены декорации, реквизит.

Творческий проект.

По характеру результата: проект-инсценировка.

По форме: кукольная постановка по пьесе Л.Филатова «Сказ про Федота-стрельца».

 По профилю знаний: межпредметный проект - по двум или более предметам (литература, русский язык, театр).

По числу участников: групповой.

По типу объекта проектирования: экзистенциальный - проектирование личностного развития человеческого «Я».

По характеру координации: с открытой, или явной, координацией. - Координатор проекта участвует в проекте в собственной функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

По уровню контактов: внутришкольный  - проект, организуемый внутри одной школы.

По продолжительности: средней продолжительности - полтора месяца.

Формы продуктов проектной деятельности:

Внешние продукты: спектакль. Внутренние продукты: развитие межличностных, внутриличностных и творческих способностей.

Алгоритм работы над проектом.

1.  Формулировка учителем темы проекта.

Для определения темы проекта я предложила ребятам поставить кукольный спектакль. Правда, выбрать постановку они должны были самостоятельно. Была проделана большая работа по поиску весёлых молодёжных пьес для постановки. К сожалению, такого материала не нашли. Наконец свой выбор ребята остановили на пьесе Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца». 

  2.Выбор возрастной категории учащихся.

В данном проекте участвовали учащиеся старших классов (10-12 класс).

3. Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

- Как Л.Филатов в своей пьесе «Сказ про Федота-стрельца» раскрывает тему общественно-политической обстановки в России 90-х годов?

- Возможно ли данное произведение показать в виде кукольного спектакля?

- Какие приёмы помогут нам реализовать свой замысел, ведь куклы не люди (нет мимики, жесты и движения ограничены)?

4.  Формулировка дидактических целей проекта.

Формулирует учитель: «Формирование компетентности в сфере актёрской  деятельности, навыков самостоятельной работы со сценическим материалом, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения», «Формирование критического мышления, навыков работы в команде».

   5.Формулировка методических задач

Формулирует учитель: «Познакомиться с особым жанром искусства -   кукольный театр», «Научиться сценической речи и театральному мастерству».

6.  Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).

Удастся ли коллективу творческой группы передать юмористическую манеру автора не только при помощи текста, но и используя другие сценические приёмы (жесты и «пластику» кукол, поиск театральных «изюминок»)?

7. Выдвижение гипотез решения проблем.

Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они (гипотезы) подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования: «Как «оживить» кукол?». Гипотезой может служить следующее размышление: «Необходимо привлечь в сценарий как можно больше деталей реквизита, с помощью которых легче обыгрывать сценический материал», «Возможно, появление в постановке реальных актёров, чтобы таким образом внести в спектакль «жизненность»» и т.д.

8.  Определение творческого названия проекта.

 Название проекта - «Кукольный спектакль по пьесе Л.Филатова «Сказ про Федота-стрельца».

 9.  Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Учащиеся распределили роли, выучили свой текст и репетировали сначала парами или небольшими группами по маленьким отрывкам. По ходу таких индивидуальных репетиций придумывались разные «фишечки», которые делали постановку ещё интереснее.

 10.  Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.

Ученики  несколько раз просматривали видеозапись с Леонидом Филатовым, а также мультфильм по сказке. Обдумывали пути решения проблем, возникающих в процессе репетиций. Ребята сами рисовали декорации, изготавливали детали костюмов кукол.

 11. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав (см. пункт 9 и 10).

Когда уже репетиции подходили к завершению, ребята сами предложили снять постановку на видео. Два наших воспитанника, освобождаясь условно-досрочно, попросили записать наш спектакль на диск, чтобы показать его своим родным и близким.

12.  Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.

Хочется сказать о том, что в нашей группе участников постановки сразу наметились два лидера. Именно они уже следили за тем, кто за что отвечает, а также контролировали сроки исполнения этапов проекта. Я, конечно, внимательно следила за ходом этих обсуждений и мини-репетиций и помогала ребятам, когда это требовалось.

 13.  Самостоятельная работа групп.

Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

14.  Подготовка учащихся к отчету о проделанной работе.

Через полтора месяца подготовки состоялась  встреча со зрителями. Это случилось на Восьмое марта. Литературная гостиная была забита до отказа. Кроме учащихся были воспитатели, учителя, психологи, представители администрации колонии.

15.  Защита полученных результатов и выводов.

Успех был потрясающий. Зрители смеялись, аплодировали, слышались крики: «Браво! Молодцы!»

16. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.

Отдельно       следует     сказать    о   необходимости         организации   внешней   оценки      проекта. Творческие проекты замечательны ещё и тем, что при их проведении прекрасно работает технология сотрудничества. Все ребята переживали не только за себя, но и за других участников проекта, а также, естественно, за  общий результат. В нашем случае формы поощрения были самыми разнообразными (поддержка со стороны учителя «Всё у вас получится», благодарственные письма каждому из артистов и, конечно, восторженные зрители, которые приняли нас «на ура»).

Другими словами, внешняя оценка  проекта     (как    промежуточная,   так   и        итоговая)     необходима,       но   она   принимает   различные   формы в  зависимости   от   множества факторов.

Кроме внеурочной проектной деятельности, эффективным и значимым является учебный проект, который является для учащихся возможностью максимального раскрытия своего творческого потенциала. Учебный проект  — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Известно, что обучение в сотрудничестве вполне органично       интегрируется         с  методом     проектов. Собственно, это направление в обучении выросло из метода проектов. Приведу   конкретный пример  разработки учебного проекта.  

В 2015 году вся страна отмечала 155-летие со дня рождения А.П.Чехова. Во всех школах города и области проходили мероприятия, связанные с этим событием. В нашей школе тоже прошёл ряд мероприятий, посвящённых этому юбилею. Учебным проектом стала инсценировка по рассказу Чехова «Хамелеон». Проект был рассчитан на неделю. Учащиеся 7-8-х классов предложили сделать инсценировку по  рассказу «Хамелеон», т.к. в городе проводился конкурс чеховских постановок, и ребятам очень захотелось в них участвовать. В проекте были заняты 3 воспитанника школы воспитательной колонии, психолог  Олег Александрович  Омётов и завуч школы Вера Викторовна Митрофанова. Вместе работали над заранее выбранными ролями, вместе рисовали декорации. Спорили, где и как лучше применить сценические находки.


Весь текст материала находится в приложенном файле
Категория: Статьи | Добавил: redaktor
Просмотров: 135 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 1.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.04.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал