Конспект урока по литературе "Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н.С. Гумилёва. Пришелец из иной страны" для 11 классов
(79.0 Kb)
30.01.2014, 21:09
Хлопцева Елена Анатольевна
Учитель русского языка и литературы, филолог, МАОУ "Гимназия №87" г. Саратов
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №87» г. Саратов
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н.С. Гумилёва. Пришелец из иной страны»
Учитель русского языка и литературы: Хлопцева Е.А.
г. Саратов 2014 год
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Класс: 11 Предмет: Литература. Тема: «Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н.С. Гумилёва» (Пришелец из иной страны…) Цель: Познакомить учащихся с таким течением модернизма как акмеизм и с его основателем, поэтом Серебряного века – Н.С. Гумилёвым, его лирическим героем произведений; выявить основные темы в творчестве на материале программных стихотворений.
Задачи: -образовательная: познакомиться с основными положениями программы акмеистов, выявить их отличие от требований к искусству символистов; познакомить с фактами биографии Н.Гумилёва, оказавшими влияние на его творчество; рассмотреть разнообразие тематики его поэзии; -развивающая: продолжать развивать творческое мышление при работе с поэтическим текстом, развитие устной речи, наблюдательности; -воспитательная: воспитывать любовь к отечественной литературе, уважение к поэтическому искусству поэтов Серебряного века.
Тип урока: изучение нового материала. Форма работы: фронтальная и индивидуальная. Оборудование: тексты стихотворений, тетради.
ХОД УРОКА
I Орг. момент: приветствие, запись числа на доске.
II Актуализация знаний. Вступительное слово: Сегодня на первой части урока мы возвращаемся к творчеству М.Цветаевой, которое изучали на протяжении последних уроков. На второй части занятия мы знакомимся с лирическим героем ещё одного выдающегося поэта - Н.С. Гумилёва, являющегося теоретиком такого течения модернизма, как «акмеизм».
Часть 1
Учитель: Для создания благоприятной обстановки, предлагаю перед вашими выступлениями послушать музыкальную композицию – песню на стихи М.Цветаевой.
Играет муз. из к/ф муз. исп.Трио «Меридиан» - «Вот опять окно, где опять не спят...» слова М. Цветаевой
Вся моя жизнь – роман с собственной душой. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь. (М.Цветаева)
В о п р о с ы :
1. Назовите век русской поэзии, к которому относятся следующие имена: З.Гиппиус, М.Цветаева, А. Ахматова? 2. К какому течению принадлежала М.Цветаева? 3. Кого из лириков считала М.И. поэтическим идеалом? 4. В чём заключается поэтическое своеобразие стихотворений М.Цветаевой? Своеобразие поэтического стиля? 5. Как можете охарактеризовать лирическую героиню Марины Цветаевой? 6. Основные темы творчества?
Учитель: О творчестве М.И. Цветаева высказалась так: «Это болезнь неизлечимая и зовётся – душа». И мы переходим к Н.С. Гумилёву, с чьим творчеством вы уже познакомились дома.
Часть 2 III Изучение нового материала.
Учитель: Цех поэтов 1911г.(запись в тетради), здесь и зародился акмеизм. Акмеизм - (от греч. ακμη — острие, вершина, высшая степень чего либо, расцвет) — литературное направление 1910-х гг., возникшее в ответ на кризис символизма как его «преодоление». Акмеизм, в отличие от других значительных течений, насчитывал только 6 участников: Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, И. И. Нарбут. Питательной средой акмеистов были журналы «Гиперборей» и «Аполлон». Учитель: «Гиперборей», откуда такое странное название? Гипербореями в греческой мифологии назвали людей, живущих в непрерывном празднике. Они были вечно юны и приближены к богам. Когда им надоедала жизнь, они бросались в море и таким образом умирали. Таким образом, название сборника заключало в себе декларацию программы акмеизма. Строчки Василия Гиппиуса хорошо отражали атмосферу, царившую в «Гипербоее»:
По пятницам в «Гиперборее» Расцвет литературных роз. И всех садов земных пестрее По пятницам в «Гиперборее» Как под жезлом волшебной феи, Цветник прельстительный возрос. По пятницам в «Гиперборее» Расцвет литературных роз.
Теоретически акмеизм заявил о себе в декларациях 1913 в «Аполлоне»: «Наследие символизма и акмеизм» Гумилева. (Запись в тетрадь) Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность. Акмеисты – Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, М.Кузмин, О.Мандельштам.
Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип «искусство для искусства».
Учитель: Вспомним основные положения, которые выдвигали символисты? (Образность выражения, туманность высказываний) Каких символистов вы можете назвать? И сегодня наше внимание направлено на одну из ключевых фигур Серебряного века – Н.С. Гумилёва. Записываем имя и даты жизни. Внимание на доску.
Иллюстрация «Портрет Н.С. Гумилёва в форме вольноопределяющегося. 1914 год».
Из биографии поэта
Гумилёв Николай Степанович (1886-1921) русский поэт. Родился в Кронштадте, в семье корабельного врача, рос в Царском Селе. Учился в Николаевской Царскосельской гимназии, директором которой в то время был поэт И.О.Анненский. Он стал наставником Гумилёва. В октябре 1905 вышел в свет первый сборник стихов Гумилёва «Путь конквистадоров» (испанские завоеватели).
В 1906 окончил гимназию и отправился в Париж, где поступил в Сорбонну. Вернувшись в Россию, поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет. Учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах, но курса не кончил. В 1907 совершил в своё первое путешествие в Африку, куда впоследствии приезжал еще несколько раз. В 1908 вышла вторая книга поэта «Романтические цветы» с посвящением будущей жене А. Ахматовой (тогда Анне Горенко). – Запись в тетрадь.
В 1909 Осенью отправляется в длительное путешествие по Африке, возвращается в Россию в 1910, выпускает сборник стихов «Жемчуга», сделавший его известным поэтом. Весной 1910 он обвенчался с Ахматовой, Летом молодые супруги побывали в Париже, а осенью вновь отправился в Африку, наконец достигнув центра материка - Абиссинии, где записывал местный фольклор, общался с местными жителями, знакомился с бытом и искусством. В 1911 вместе с С. Городецким организовал «Цех поэтов», где зародилось новое литературное направление – акмеизм. Акмеизм провозглашал материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
В 1912 у него родился сын. 1914 год внес решительные изменения в судьбу Н. Гумилева. Ранее навсегда освобожденный от воинской службы, он в первые же дни мировой войны уходит добровольцем на фронт, зачисляется в лейб-гвардии уланский полк. К началу 1915 был уже награжден двумя Георгиевскими крестами, в марте 1916 произведен в прапорщики, переведен в 5-й гусарский Александрийский полк.
В мае 1917 его отправили в командировку на Салоникский фронт, но Гумилёв не попал туда и был оставлен в Париже. В 1918 перебрался в Лондон, оттуда вернулся в Россию. 1921 – самый трудный год для писателя. В этом году был написан сборник «Шатёр» - как первая часть грандиозного «учебника географии в стихах». Он планировал описать в рифму всю обитаемую сушу! «Огненный столп» - 2я часть, которая вышла в свет посмертно. В 1921 был арестован по подозрению в участии в заговоре (разведка донесла) и расстрелян.
Я вежлив с жизнью современною, Но между нами есть преграда, Все, что смешит ее, надменную, Моя единая отрада…
Поэт сказал о человеке, который «верит в свое право найти Землю, где можно было бы жить». Такую «Землю» духовного бытия нашел для себя Гумилев. В своем художественном воображении он свободно «перемещался» в пространстве и времени: Китай, Индия, вольные просторы океана; античный мир. рыцарская эпоха, век географических открытий... Рядом с лирическим героем, «мореплавателем и стрелком», в поэзии Гумилева появилась героиня — Муза Дальних Странствий. Страстный мечтатель, он совершал «путешествия» и в небывалые «земли» — грез, фантазии.
С ранних стихов Гумилев утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки обыденного существования. В «Романтических цветах» была развита тема «битвы» за небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовет «смерть любую»:
Я с нею буду биться до конца, И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую.
Учитель: Так кто же такой Н.Гумилёв? Интересный человек, офицер, путешественник, переводчик, литературный критик.. Но в первую очередь – поэт. И мы сегодня попробуем разобраться каков же литературный герой этого удивительного, многостороннего человека.
Часть 3
IV Анализ стихотворений
Учитель: По ходу этой завершающей части урока мы составим в тетрадях характеристику лирического героя Н.С. Гумилёва. Первое стихотворение, которое мы творчески прокомментируем – «Я и Вы». Вы внимательно прочитали его дома. Прочтём в классе, и я задам вопросы по поэтическому тексту.
«Я и Вы» 1) Уже в самом названии заявлено что? 2) Кто ЭТО «вы»? (из чего мы это понимаем-1строфа) 3) Как вы можете охарактеризовать лирического героя? (что ему по душе) 4) Найдите в тексте экзотические образы. Чему они противопоставлены? 5) «Иной» - Что имел ввиду автор по вашему мнению?
Лирический герой: мечтатель, путешественник.
Учитель: Обратимся ко второму заданному вам стихотворению – «Память».
«Память» 1) Прокомментируйте первую строфу. 2) Как связаны жизненные этапы, описанные в стихотворении, с биографией автора? 3) Найдите в тексте слова высокого стиля. 4) Какова композиция стихотворения? В чём её особенность? Прокомментируйте построение текста.
Лирический герой: патриот, мужественный человек, боец.
Учитель: Для составления полной картины побеседуем по стихотворению «Жираф».
«Жираф» 1) О какой истории повествует стихотворение? 2) К кому обращается лирический герой? 3) Через что автором выражается «сказочность»? С помощью чего? 4) Верится ли нам в чудесный нарисованный поэтом мир? Почему? 5) Сравните ЧТО здесь, и что ТАМ… Какие приёмы использует автор?
Лирический герой: романтик.
Проверка записей в тетради.
V Подведение итогов. Учитель: Предлагаю вам письменно ответить на вопрос о творчестве поэтов. Текст, над которым вы будете размышлять – стихотворение «Волшебная скрипка» Н.С. Гумилёва.
Вопрос для письменного ответа: «Как решает Н.Гумилёв проблему личность – творчество?» или «В чём смысл творчества, назначение творца?».
VI Домашнее задание: Выучить наизусть любое понравившееся вам стихотворение Н. Гумилёва; сделать его анализ.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.