Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по литературе "Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н.С. Гумилёва. Пришелец из иной страны" для 11 классов

СКАЧАТЬ (79.0 Kb) 30.01.2014, 21:09
Хлопцева Елена Анатольевна
Учитель русского языка и литературы, филолог, МАОУ "Гимназия №87" г. Саратов
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия №87» г. Саратов

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н.С. Гумилёва. Пришелец из иной страны»

Учитель русского языка и литературы: Хлопцева Е.А.

г. Саратов
2014 год

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс: 11
Предмет: Литература.
Тема: «Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н.С. Гумилёва» (Пришелец из иной страны…)
Цель: Познакомить учащихся с таким течением модернизма как акмеизм и с его основателем, поэтом Серебряного века – Н.С. Гумилёвым, его лирическим героем произведений; выявить основные темы в творчестве на материале программных стихотворений.

Задачи:
-образовательная: познакомиться с основными положениями программы акмеистов, выявить их отличие от требований к искусству символистов; познакомить с фактами биографии Н.Гумилёва, оказавшими влияние на его творчество; рассмотреть разнообразие тематики его поэзии;
-развивающая: продолжать развивать творческое мышление при работе с поэтическим текстом, развитие устной речи, наблюдательности;
-воспитательная: воспитывать любовь к отечественной литературе, уважение к поэтическому искусству поэтов Серебряного века.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма работы: фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: тексты стихотворений, тетради.

ХОД УРОКА

I Орг. момент: приветствие, запись числа на доске.

II Актуализация знаний. Вступительное слово: Сегодня на первой части урока мы возвращаемся к творчеству М.Цветаевой, которое изучали на протяжении последних уроков. На второй части занятия мы знакомимся с лирическим героем ещё одного выдающегося поэта - Н.С. Гумилёва, являющегося теоретиком такого течения модернизма, как «акмеизм».

Часть 1

Учитель: Для создания благоприятной обстановки, предлагаю перед вашими выступлениями послушать музыкальную композицию – песню на стихи М.Цветаевой.

Играет муз. из к/ф муз. исп.Трио «Меридиан» - «Вот опять окно, где опять не спят...» слова М. Цветаевой

Вся моя жизнь – роман с собственной душой.
Возьмите стихи – это и есть моя жизнь.
(М.Цветаева)

В о п р о с ы :

1. Назовите век русской поэзии, к которому относятся следующие имена: З.Гиппиус, М.Цветаева, А. Ахматова?
2. К какому течению принадлежала М.Цветаева?
3. Кого из лириков считала М.И. поэтическим идеалом?
4. В чём заключается поэтическое своеобразие стихотворений М.Цветаевой?
Своеобразие поэтического стиля?
5. Как можете охарактеризовать лирическую героиню Марины Цветаевой?
6. Основные темы творчества?

Учитель: О творчестве М.И. Цветаева высказалась так: «Это болезнь неизлечимая и зовётся – душа». И мы переходим к Н.С. Гумилёву, с чьим творчеством вы уже познакомились дома.

Часть 2
III Изучение нового материала.

Учитель: Цех поэтов 1911г.(запись в тетради), здесь и зародился акмеизм. Акмеизм - (от греч. ακμη — острие, вершина, высшая степень чего либо, расцвет) — литературное направление 1910-х гг., возникшее в ответ на кризис символизма как его «преодоление». Акмеизм, в отличие от других значительных течений, насчитывал только 6 участников: Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, И. И. Нарбут. Питательной средой акмеистов были журналы «Гиперборей» и «Аполлон».
Учитель: «Гиперборей», откуда такое странное название? Гипербореями в греческой мифологии назвали людей, живущих в непрерывном празднике. Они были вечно юны и приближены к богам. Когда им надоедала жизнь, они бросались в море и таким образом умирали. Таким образом, название сборника заключало в себе декларацию программы акмеизма. Строчки Василия Гиппиуса хорошо отражали атмосферу, царившую в «Гипербоее»:

По пятницам в «Гиперборее»
Расцвет литературных роз.
И всех садов земных пестрее
По пятницам в «Гиперборее»
Как под жезлом волшебной феи,
Цветник прельстительный возрос.
По пятницам в «Гиперборее»
Расцвет литературных роз.

Теоретически акмеизм заявил о себе в декларациях 1913 в «Аполлоне»: «Наследие символизма и акмеизм» Гумилева.
(Запись в тетрадь) Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность. Акмеисты – Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, М.Кузмин, О.Мандельштам.

Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип «искусство для искусства».

Учитель: Вспомним основные положения, которые выдвигали символисты? (Образность выражения, туманность высказываний) Каких символистов вы можете назвать? И сегодня наше внимание направлено на одну из ключевых фигур Серебряного века – Н.С. Гумилёва. Записываем имя и даты жизни. Внимание на доску.

Иллюстрация «Портрет Н.С. Гумилёва в форме вольноопределяющегося. 1914 год».

Из биографии поэта

Гумилёв Николай Степанович (1886-1921) русский поэт. Родился в Кронштадте, в семье корабельного врача, рос в Царском Селе. Учился в Николаевской Царскосельской гимназии, директором которой в то время был поэт И.О.Анненский. Он стал наставником Гумилёва. В октябре 1905 вышел в свет первый сборник стихов Гумилёва «Путь конквистадоров» (испанские завоеватели).

В 1906 окончил гимназию и отправился в Париж, где поступил в Сорбонну. Вернувшись в Россию, поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет. Учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах, но курса не кончил. В 1907 совершил в своё первое путешествие в Африку, куда впоследствии приезжал еще несколько раз.
В 1908 вышла вторая книга поэта «Романтические цветы» с посвящением будущей жене А. Ахматовой (тогда Анне Горенко). – Запись в тетрадь.

В 1909 Осенью отправляется в длительное путешествие по Африке, возвращается в Россию в 1910, выпускает сборник стихов «Жемчуга», сделавший его известным поэтом. Весной 1910 он обвенчался с Ахматовой, Летом молодые супруги побывали в Париже, а осенью вновь отправился в Африку, наконец достигнув центра материка - Абиссинии, где записывал местный фольклор, общался с местными жителями, знакомился с бытом и искусством. В 1911 вместе с С. Городецким организовал «Цех поэтов», где зародилось новое литературное направление – акмеизм. Акмеизм провозглашал материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

В 1912 у него родился сын. 1914 год внес решительные изменения в судьбу Н. Гумилева. Ранее навсегда освобожденный от воинской службы, он в первые же дни мировой войны уходит добровольцем на фронт, зачисляется в лейб-гвардии уланский полк. К началу 1915 был уже награжден двумя Георгиевскими крестами, в марте 1916 произведен в прапорщики, переведен в 5-й гусарский Александрийский полк.

В мае 1917 его отправили в командировку на Салоникский фронт, но Гумилёв не попал туда и был оставлен в Париже. В 1918 перебрался в Лондон, оттуда вернулся в Россию. 1921 – самый трудный год для писателя. В этом году был написан сборник «Шатёр» - как первая часть грандиозного «учебника географии в стихах». Он планировал описать в рифму всю обитаемую сушу! «Огненный столп» - 2я часть, которая вышла в свет посмертно. В 1921 был арестован по подозрению в участии в заговоре (разведка донесла) и расстрелян.

Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит ее, надменную,
Моя единая отрада…

Поэт сказал о человеке, который «верит в свое право найти Землю, где можно было бы жить». Такую «Землю» духовного бытия нашел для себя Гумилев. В своем художественном воображении он свободно «перемещался» в пространстве и времени: Китай, Индия, вольные просторы океана; античный мир. рыцарская эпоха, век географических открытий... Рядом с лирическим героем, «мореплавателем и стрелком», в поэзии Гумилева появилась героиня — Муза Дальних Странствий. Страстный мечтатель, он совершал «путешествия» и в небывалые «земли» — грез, фантазии.

С ранних стихов Гумилев утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки обыденного существования. В «Романтических цветах» была развита тема «битвы» за небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовет «смерть любую»:

Я с нею буду биться до конца,
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.

Учитель: Так кто же такой Н.Гумилёв? Интересный человек, офицер, путешественник, переводчик, литературный критик.. Но в первую очередь – поэт.
И мы сегодня попробуем разобраться каков же литературный герой этого удивительного, многостороннего человека.

Часть 3

IV Анализ стихотворений

Учитель: По ходу этой завершающей части урока мы составим в тетрадях характеристику лирического героя Н.С. Гумилёва. Первое стихотворение, которое мы творчески прокомментируем – «Я и Вы». Вы внимательно прочитали его дома. Прочтём в классе, и я задам вопросы по поэтическому тексту.

«Я и Вы»
1) Уже в самом названии заявлено что?
2) Кто ЭТО «вы»? (из чего мы это понимаем-1строфа)
3) Как вы можете охарактеризовать лирического героя? (что ему по душе)
4) Найдите в тексте экзотические образы. Чему они противопоставлены?
5) «Иной» - Что имел ввиду автор по вашему мнению?

Лирический герой: мечтатель, путешественник.

Учитель: Обратимся ко второму заданному вам стихотворению – «Память».

«Память»
1) Прокомментируйте первую строфу.
2) Как связаны жизненные этапы, описанные в стихотворении, с биографией автора?
3) Найдите в тексте слова высокого стиля.
4) Какова композиция стихотворения? В чём её особенность? Прокомментируйте построение текста.

Лирический герой: патриот, мужественный человек, боец.

Учитель: Для составления полной картины побеседуем по стихотворению «Жираф».

«Жираф»
1) О какой истории повествует стихотворение?
2) К кому обращается лирический герой?
3) Через что автором выражается «сказочность»? С помощью чего?
4) Верится ли нам в чудесный нарисованный поэтом мир? Почему?
5) Сравните ЧТО здесь, и что ТАМ… Какие приёмы использует автор?

Лирический герой: романтик.

Проверка записей в тетради.

V Подведение итогов.
Учитель: Предлагаю вам письменно ответить на вопрос о творчестве поэтов. Текст, над которым вы будете размышлять – стихотворение «Волшебная скрипка» Н.С. Гумилёва.

Вопрос для письменного ответа: «Как решает Н.Гумилёв проблему личность – творчество?» или «В чём смысл творчества, назначение творца?».

VI Домашнее задание: Выучить наизусть любое понравившееся вам стихотворение Н. Гумилёва; сделать его анализ.

Спасибо за урок!


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: HlopcevaElA
Просмотров: 8202 | Загрузок: 534 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
А почему 6 этапов урока (I    II   III    IV     V      VI)?

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог