Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по литературе в 5 классе «Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.»

27.04.2014, 16:01
Труш Дина Андреевна.
учитель русского языка и литературы., МБОУ СОШ № 4 имени Нисанова Х.Д.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пролетарская средняя общеобразовательная
школа №4 имени Нисанова Х.Д.»
Ростовской области.

Конспект урока по литературе
в 5 классе

«Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.»

подготовила
учитель русского языка и литературы
Труш Дина Андреевна

г. Пролетарск
2014


Цели и задачи:
создать условия для формирования умения правильно выражать свои мысли, создавать устное выступление, развивать навыки выразительного чтения, познакомить учащихся с творчеством поэтов в годы Великой Отечественной войны, познакомить с биографическими данными ряда поэтов, воспитывать чувство патриотизма, прививать интерес к литературе, музыке, формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты поэтов, аудиофайлы.


Ход урока.
Эпиграф к уроку:
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно - не мертвым!
Это надо живым!
Роберт Рождественский.
I. Организационный момент.
Звучит песня «Священная война».
Слово учителя: 9 мая 2014 года, в который раз прогремит салют Победы. Но в людской памяти до сих пор живы страдания и горечь военных лет. Путь к победе был долгим и трудным. 1418 дней войны. И каждый из этих дней- кровь, смерть, гибель сотни людей, сынов, дочерей…..
( на экране появляются кадры войны.)
1941-1945.…… Четыре года…….. но это были годы испытаний, выживания людей.
( Звучит речь Левитана о начале войны).
С начала войны на защиту Родины от немецко-фашистких захватчиков встало все население….. среди них были и поэты и писатели. Среди них – Симонов, Гайдар и многие другие.
II. Работа по теме урока.
А сейчас обратимся к нашему учебнику и просмотрим с творчеством каких же поэтов мы с вами познакомимся.
- Скажите, пожалуйста с творчеством каких писателей мы сегодня познакомимся? ( Фатьянова, Ахматовой, Твардовского, Гамзатова).
В феврале 1942 фашисты блокировали Ленинград. На страницах газеты «Правда» появляется стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество».
( прослушивание аудиофайла. Читает Ахматова А.А.)
Беседа:
- К чему призывает Ахматова?
- Как вы думаете, почему стихотворение названо «Мужество»?
Стихотворение "Я убит подо Ржевом..." написано после войны, в конце 1945-го и в самом начале 1946 года. В основе его была уже неблизкая память поездки под Ржев осенью 1942 года на участок фронта, где сражалась дивизия полковника Кириллова Иосифа Константиновича.
( прослушивание аудиофайла. ).
Беседа:
- От чьего имени ведется повествование в стихотворении?
- В этом стихотворении есть много строчек, которые напоминают народную песню. Найдите эти сторочки и зачитайте. ( Учебник, стр. 138).
Существует также особая группа стихотворений, которые сразу же после выхода стали песнями. Они легко учатся и запоминаются. Среди них стихотворение А.И. Фатьянова «Соловьи» и Р.Г.Гамзатова «Журавли».
Подготовленный ученик рассказывает о жизни и творчестве Фатьянова
Фатьянов Алексей Иванович - поэт. Родился в с. Малое Петрино, ныне Вязниковского р-на Владимирской обл. Учился в Литературном институте. Окончил ГИТИС (1938). В основном известен как поэт-песенник. Особую популярность приобрели песни, написанные Фатьяновым в 1942 совместно с композитором В. Соловьевым-Седым, — «На солнечной поляночке», «Соловьи». Всего Фатьянову принадлежит около 200 песен. Начало Великой Отечественной войны застает его на гастролях в авиагарнизоне под Брянском. Фатьянов пишет сатирические частушки, сценки, песни. Просит отправить его на фронт. Оказавшись в окружении, ансамбль трое суток прорывается к своим. Фатьянов ранен, после госпиталя направлен в войска Южно-Уральского округа. Весной 1942 он знакомится с композитором В. П. Соловьевым-Седым, в содружестве с которым пишет песни “Соловьи”, “Ничего не говорила”, “Давно мы дома не были”, “Где ж ты, мой сад?”, “Где же вы теперь, друзья-однополчане?”, “Наш город” (“Песня о Ленинграде”) и др. Войну рядовой Фатьянов заканчивает в действующей армии, при взятии Сехешфехервара был ранен.После войны поэт создает такие песни, как “В городском саду”, “Золотые огоньки”, “По мосткам тесовым...”, “Поет гармонь за Вологдой”, “Мы люди большого полета”. В эти годы начинается работа Фатьянова в кино. Он пишет песни к 20 фильмам, в т. ч. “Небесный тихоход” (“Перелетные птицы” и “Потому что мы пилоты”), “Большая жизнь” (“Три года ты мне снилась”), “Весна на Заречной улице” (“Когда весна придет”), “Без вести пропавший” (“Караваны птиц...”), “Дом, в котором я живу” (“Тишина за Рогожской заставою...”), “Иван Бровкин” (“Ромашка моя”). Он сотрудничает с лучшими отечественными композиторами, в т. ч. с Б. А. Мокроусовым, Ю. С. Бирюковым, Н. В. Богословским и др. Широкую известность получили песни Фатьянова к спектаклю “Свадьба с приданым” (“Хвастать, милая, не стану”, “На крылечке твоем”, “Зацветает степь лесами”).
Чтение стихотворения Фатьянова «Соловьи».
Одна из вечных тем в творчестве Гамзатова - философские размышления о времени и человеке.
Прослушивание песни «Журавли».
Не обошла стороной война и нашу Ростовскую область. 22 июня 1941 года мирную жизнь прервала война – Германия и ее союзники напали на нашу страну. Ростов в планах фашистского командования был стратегической целью – как «ворота на Кавказ» - к нефти, пшенице, углю, руде. Четырежды донская столица становилась ареной ожесточенных боев, дважды город был оккупирован немецкими войсками. десятки тысяч ростовчан ушли на фронт в Действующую армию. В Ростове был сформирован 440-й тяжелый артиллерийский полк РГК, отличившийся в битве за Москву и ставший 1-м гвардейским., 339-я стрелковая дивизия, несколько зенитно-артиллерийских полков и инженерно-саперных частей. Около 50 донских писателей сражались под Сталинградом, в боях за Ростов-на-Дону.
( Речь Левитана об окончании войны.).
III. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы прочитали, прослушали лишь некоторые стихотворения о ВОВ. Скажите, что связывает все эти стихотворения? ( Тема войны) .
Прошло уже более 69 лет со дня победы…. Но в памяти людей не меркнет память о подвигах героев.

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно - не мертвым!
Это надо живым!
Роберт Рождественский.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из стихотворений о ВОВ наизусть.

Список использованной литературы

1. Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия. Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа,2009.

Интернет-источники
1. www.donland.ru
2. Journal-shkolniki.ru



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: dina-and
Просмотров: 4945 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Гена   (03.07.2016 00:45) [Материал]
Наша Русь - она всюду прекрасна

От Балтийска до сопок курильских
Распростерлась родная страна.
Много мест в ней далеких и близких,
Ведь Россией зовется она.

Ее сила у стен Сталинграда,
Красота в силуэтах берез
И в рывке межпланетного шага
Ее имя Гагарин вознес.

Я в тайге любовался закатом,
Проходил Оренбургскую степь.
Купола, что отделаны златом
Над Москвой продолжают гореть.

На зеленых просторах Кубани
Видел пашни широких полей,
Открывая все новые грани
Необъятной отчизны моей.

Мне давно, еще с юности, ясно
И я твердо уверен в одном -
Наша Русь - она всюду прекрасна.
Сохраним же навечно наш дом.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог