Сегодня: 21.04.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту из неоконченного романа «Рим» и повести «Невский проспект»)

07.04.2019, 15:18
Руснак
Ирина, Васильевна
Тема: «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции
(по фрагменту из неоконченного романа «Рим» и повести «Невский проспект» Н.В. Гоголя)».
Класс: 9
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; воспитание познавательной активности, интереса и инициативы.
Задачи:
Образовательные:
закрепление навыков анализа текста, сопоставительного анализа текстов;
актуализировать знания о изобразительно-выразительных средствах;
формирование навыков интонированного чтения.
Метапредметные:
создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы; создать условия для развития памяти, внимания, воображения.
Личностные:
содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся.
Оборудование: раздаточный материал (фрагмент романа Н.В. Гоголя «Рим», таблица), к/ф ««Париж – история одной столицы», портрет Н.В. Гоголя, компьютер, проектор, презентация.
Педагогические методы: частично-поисковый метод, метод критического мышления, метод проблемного обучения, творческий метод.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная.

Ход урока
1.Организационный момент.
2. Формулировка темы и постановка целей урока.
Слово учителя:
Творчество Н.В. Гоголя уникально по художественной значимости, по глубине образов, по способу воплощения идеи. Однако часто Гоголь остается не понятым читателем .Чаще всего причина непонимания заключается в правильном прочтении авторского замысла. Гоголь словно играет с читателем, предлагая ему ложные смыслы. Разгадать замысел Гоголя возможно только в том случае, если тщательно проанализировано описание панорамы какого-либо географического пространства, интерьера, портрета, речи героя …
Как называется такой прием в литературе? (Художественная деталь.)
В том, что Гоголь – мастер художественной детали, мы имели возможность убедиться и ранее. Художественная деталь часто выступает как способ выражения авторской позиции Гоголя.
На этом уроке мы проанализируем фрагмент из неоконченного романа Н.В. Гоголя «Рим» и сравним его с фрагментом из повести «Невский проспект», изученной на предыдущем уроке. Что было целью анализа первой части повести
«Невский проспект»? (Анализируя фрагмент, мы определяли его роль в произведении. Это привело нас к выводу о неприглядности духовно-нравственной атмосферы Петербурга.)
Какую пользу принесет сравнительный анализ двух произведений? Какую цель вы ставите перед собой? (Мы, вероятно, можем выяснить, какова духов-но-нравственная атмосфера Парижа, описанного Гоголем, есть ли разница в отношении Гоголя к Парижу и Петербургу.)
Как может звучать тема нашего урока? (В диалоге с учителем дети формулируют тему урока.)

3. Выстраивание проекта .
Учащиеся в диалоге с учителем составляют план действий: изучить историю создания романа, выполнить анализ фрагмента, сопоставить фрагменты двух произведений, определить авторскую позицию; выяснить, как художественная деталь способствует выражению авторской позиции.
3. История создания романа «Рим».
Сообщение подготовленного учащегося:
У Гоголя есть неоконченный роман. Автор хотел назвать его «Аннунциата». Писатель начал работу над романом В 1838—1839 годах.
Впервые опубликовано с подзаголовкам «Отрывок» в журнале «Москвитянин».
В «Риме» отражены впечатления Гоголя от Италии и размышления о её судьбе.
В этом отрывке имеется описание двух городов: Парижа и Рима.

4. Эмоциональное погружение.
-Какие ассоциации возникают у вас при слове Париж? Что вы знаете о Париже?
(Ответы учащихся.)
Просмотр фрагмента док. фильма «Париж – история одной столицы», 1 серия
(http://kinoliza.net/serials/parizh-istoriya-odnoy-stolicy/2016-08-27-5937)
-Сравните ваши ассоциации с теми, которые вызывает «гоголевский» Париж.

5.Работа с текстом
1) Выразительное чтение (или прослушивание) фрагмента:
Вот он, Париж, это вечное волнующееся жерло, водомет, мечущий искры новостей, просвещенья, мод, изысканного вкуса и мелких, но сильных законов, от которых не властны оторваться и сами порицатели их, великая выставка всего, что производит мастерство, художество и всякий талант, скрытый в невидных углах Европы, трепет и любимая мечта двадцатилетнего человека, размен и ярмарка Европы! Как ошеломленный, не в силах собрать себя, пошел он по улицам, пересыпавшимся всяким народом, исчерченным путями движущихся омнибусов, поражаясь то видом кафе, блиставшего неслыханным царским убранством, то знаменитыми крытыми переходами, где оглушал его глухой шум нескольких тысяч шумевших шагов сплошно двигавшейся толпы, которая вся почти состояла из молодых людей, и где ослеплял его трепещущий блеск магазинов, озаряемых светом, падавшим сквозь стеклянный потолок в галерею; то останавливаясь перед афишами, которые миллионами пестрели и толпились в глаза, крича о двадцати четырех ежедневных представлениях и бесчисленном множестве всяких музыкальных концертов; то растерявшись, наконец, совсем, когда вся эта волшебная куча вспыхнула ввечеру при волшебном освещении газа — все домы вдруг стали прозрачными, сильно засиявши снизу; окна и стекла в магазинах, казалось, исчезли, пропали вовсе, и все, что лежало внутри их, осталось прямо среди улицы нехранимо, блистая и отражаясь в углубленье зеркалами. «Ma quest'è una cosa divina!» — повторял живой итальянец…
2) Учащиеся определяют первичное впечатление.
3)Заполнение таблицы.
Самостоятельное заполнение правой части таблицы.
Лексические средства и тропы Цитаты
1.Существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, наполняющие город:

2.Метафора

3.Оксюморон
4.Метонимия 1.афиши, буквы, дилижансы, омнибусы, крыши, трубы, дома, магазины, стены, окна, кафе, народ, толпы молодых людей, магазины , афиши, стекла, зеркала …
2. вечное волнующееся жерло, водомет, мечущий искры новостей, просвещенья…; вся эта волшебная куча вспыхнула ввечеру…
3.волшебная куча;
4. размен и ярмарка Европы …

4)Коллективный анализ лексических средств и тропов:
-Какие предметы преобладают в описании? (Неодушевленные предметы.)
-Какими словами Гоголь обозначает людей? (Толпа.)
-Что вы знаете о грамматических свойствах слова толпа? Является ли оно одушевленным? (Слова, которые называют совокупность живых существ: войско, народ, толпа, стая, студенчество, человечество и т. п. – это имена существительные неодушевлённые.)
-Какие слова чаще всего повторяются в описании? (Магазины, стекла, зеркала, афиши.)
-Что полностью отсутствует в описании города? (Природа: деревья, кусты, трава, небо и т.п.)
-Положительные или отрицательные эмоции вызывают метафоры? (Слова жерло и водомет вызывают отрицательную реакцию; слово вспыхнула ассоциируется с уничтожением. )
-Какую роль играет оксюморон? (Оксюморон волшебная куча внутри метафоры вызывает ощущение дисгармонии.)
-Какое значение Парижа подчеркивает Гоголь при помощи метонимии? (Всё в Париже подчинено материи, торговля – основная жизнедеятельная функция Парижа.)
5)Вывод:
- Каково отношение рассказчика к этому городу?
Преобладание «неживых» предметов , ограничение в описании людей словами «народ», «толпа» подчеркивает стирание индивидуальных человеческих качеств, обезличивание парижан. Художественные детали указывают на абсолютное преобладание мира материального над миром духовным, Все показное в этом городе . Париж – это город вещей.

6. Сопоставительная характеристика Петербурга и Парижа.
Ответы учащихся:
1) Общее: отсутствует описание природы; много зеркал, искусственное освещение (олицетворение обмана); большое количество магазинов.
2) Различия:
Париж состоит из домов, магазинов, афиш, отсутствует описание людей. – В описании Петербурга Гоголь особое внимание уделяет созданию образов, которые составляют людской поток (одежда, носы, щеки, губы; есть упоминание о принадлежности к разным сословиям и т. д).
Вывод: Париж ещё более разочаровывает Гоголя, нежели Петербург.

7.Итог:
-Какую проблему поднимает Гоголь в обоих произведениях?
(Обезличивание и бездуховность – пороки, которыми страдает общество.)
-Актуальна ли сегодня эта проблема? Приведите примеры.
-Что следует делать, чтобы духовность не покинула человечество?

8.Рефлексия
Учащиеся составляют синквейн на темы по выбору: «Париж Гоголя», «Гоголь».

9.Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Что следует делать, чтобы духовность не покинула человечество?».

Список ресурсов:
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 9 т. Т. 3 Повести. М.: Русская книга, 1994.
Л. В. Рыжкова-Гришина ."Художественные средства. Изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры речи". Издательство: М.: ФЛИНТА. 2015.
Гусева Е.В. Художественная деталь как жанрообразующий признак. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.14, №2(6), 2012.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: irinarusnak
Просмотров: 41 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.04.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал