Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" 5 класс

СКАЧАТЬ (19.2 Kb) 04.02.2014, 22:35
Какарова Анна Петровна
Учитель русского языка, МКОУ СОШ с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области
Какарова Анна Петровна
МКОУ СОШ с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области
Учитель русского языка
Тема : Комплексный анализ текста 5 класс
Цель урока: проанализировать тест («Притча о смысле жизни»)
Задачи:
• образовательные: формировать умение анализировать текстовой материал;
• развивающие: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
• воспитательные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать текст.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
• по источнику знаний: словесный, наглядный;
• по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: карточки с теоретическим материалом по теме урока.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, поднимите руку те, кто с хорошим настроением пришел на урок и готов хорошо поработать. Молодцы.
- С чего начнем нашу работу: с теории или с практики?
• Согласна. Сформулируйте вопросы своим товарищам по теме «Текстоведение», задайте и выслушайте ответ.Если считаете, что ответ неполный, дополните. Оцените, пожалуйста, работу: кто задал самые трудные и интересные вопросы? (лист самоконтроля)
• Что такое текст?
• Какие признаки текста знаете?
• Назовите типы текста.
• Какие стили речи знаете?
• На какие части делится текст-рассуждение?
-Ребята, мы говорим о текстах, как вы думаете, какие цели и задачи мы можем поставить перед собой?
-Молодцы. Перед вами лежит раздаточный материал, прочитайте про себя текст. Кто хочет выразительно прочитать? Пожалуйста.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, он поднимал что-то с песка и бросал в море.(1)Человек подошел и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды.(2)Они окружали его со всех сторон.(3)Казалось, на песке миллионы морских звезд.(4)Берег был усеян ими на много километров.(5)
- Зачем ты бросаешь морские звезды в воду? - спросил человек.(6)
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то начнется отлив, и они погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.(7)
- Но это же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись!Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими.Твои попытки ничего не изменят!(8)
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят , очень много...Для этой звезды.(9)
• Каков жанр текста? Правильно, притча.А что такое притча?
Ученик читает определение по словарю:
ПРИТЧА- небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
• Ребята, а с чего мы начнем анализировать текст?Что определить необходимо?
Ответы учащихся: - тема текста, - основная идея текста.
• Правильно.Какова тема текста?
Ответы учащихся: Рассказывается о мальчике, его поступке.
• Основная идея текста в чем заключается?
Ответы учащихся: Поступок (действия) мальчика может что-то изменить.
- Молодцы, ребята. Теперь поработайте в парах: заполните таблицу и оцените свою работу и товарища.
Опрекделить Ответ Оценка
Тема Я Он
Идея
Тип речи
Стиль речи
Заголовок

- Давайте, ребята, немного отдохнем:
Спал цветок...
Потом проснулся,
Шевельнулся, потянулся...
Головою покачал,
С лепестков стряхнул росу.
Повертелся, покрутился...
Солнцу мило улыбнулся,
Лепестками помахал:
«Здравствуй, новый день!»
- Один ученик работает у доски, выполняем синтаксический разбор предложения №2. Прокомментируйте ответ товарища, есть ли замечания?
- Двое учеников выполняют разбор словосовочетаний, на местах по вариантам.
1 вариант - поднимает с песка, 2 вариант — морские звезды. Взимопроверка.Оцените работу товарища.
- Найдите в тексте сложные предложения, постройте схемы.
- Укажите предложение с вводным словом.
- Выполняем фонетический разбор слова ЗВЕЗДЫ
- В предложении №1 укажите слово, у которого нет окончания.
- В предложении №2 укажите слово, которое состоит из приставки, корня, двух суффиксов и нулевого окончания.
- Найдите в тексте существительные 1 склонения.
- Найдите в тесте словосочетания на каждый вид связи (по одному примеру: согласование, управление, примыкание).
- В предложении №6 найдите глагол во 2 лице в ед.числе.
- Какие художественные приемы создают яркую, образную картину?
- Как вы понимаете лексическое значение слова УСЕЯН?
- Вам понравилась притча?Как вы поняли ее смысл?
- Да, действительно, наши поступки могут изменить очень многое... Ребята, а вы знаете, что 17 февраля — день Добра.Этот праздник мало кому еще известен.Но мы своими добрыми делами, поступками можем кому-то помочь, сделать чью- то жизнь радостнее и счастливее.Поработайте в группах : создайте текст на тему «Наши добрые дела в школе(классе)». Как вы думаете, перекликается творческое задание с текстом притчи?
Прослушиваем ответы учащихся
- Спасибо, ребята, я вам благодарна за вашу работу. Что нового вы узнали на уроке? Понадобятся ли эти знания в жизни?Кто испытывал трудности на уроке? Что особенно показалось интересным?С каким настроением вы уходите с урока?
-Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

Понял Не понял Понял,но испытываю трудности Понял, могу помочь другим

Домашнее задание: напишите сочинение «Мои добрые дела»


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Anya
Просмотров: 7373 | Загрузок: 374 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог