Какарова Анна Петровна МКОУ СОШ с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области Учитель русского языка Тема : Комплексный анализ текста 5 класс Цель урока: проанализировать тест («Притча о смысле жизни») Задачи: • образовательные: формировать умение анализировать текстовой материал; • развивающие: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. • воспитательные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать текст. Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная. Методы обучения: • по источнику знаний: словесный, наглядный; • по уровню познавательной активности: частично-поисковый; Тип урока: урок формирования новых знаний. Оборудование: карточки с теоретическим материалом по теме урока. Ход урока: - Здравствуйте, ребята! Садитесь, поднимите руку те, кто с хорошим настроением пришел на урок и готов хорошо поработать. Молодцы. - С чего начнем нашу работу: с теории или с практики? • Согласна. Сформулируйте вопросы своим товарищам по теме «Текстоведение», задайте и выслушайте ответ.Если считаете, что ответ неполный, дополните. Оцените, пожалуйста, работу: кто задал самые трудные и интересные вопросы? (лист самоконтроля) • Что такое текст? • Какие признаки текста знаете? • Назовите типы текста. • Какие стили речи знаете? • На какие части делится текст-рассуждение? -Ребята, мы говорим о текстах, как вы думаете, какие цели и задачи мы можем поставить перед собой? -Молодцы. Перед вами лежит раздаточный материал, прочитайте про себя текст. Кто хочет выразительно прочитать? Пожалуйста. Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, он поднимал что-то с песка и бросал в море.(1)Человек подошел и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды.(2)Они окружали его со всех сторон.(3)Казалось, на песке миллионы морских звезд.(4)Берег был усеян ими на много километров.(5) - Зачем ты бросаешь морские звезды в воду? - спросил человек.(6) - Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то начнется отлив, и они погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.(7) - Но это же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись!Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими.Твои попытки ничего не изменят!(8) Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: - Нет, мои попытки изменят , очень много...Для этой звезды.(9) • Каков жанр текста? Правильно, притча.А что такое притча? Ученик читает определение по словарю: ПРИТЧА- небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. • Ребята, а с чего мы начнем анализировать текст?Что определить необходимо? Ответы учащихся: - тема текста, - основная идея текста. • Правильно.Какова тема текста? Ответы учащихся: Рассказывается о мальчике, его поступке. • Основная идея текста в чем заключается? Ответы учащихся: Поступок (действия) мальчика может что-то изменить. - Молодцы, ребята. Теперь поработайте в парах: заполните таблицу и оцените свою работу и товарища. Опрекделить Ответ Оценка Тема Я Он Идея Тип речи Стиль речи Заголовок
- Давайте, ребята, немного отдохнем: Спал цветок... Потом проснулся, Шевельнулся, потянулся... Головою покачал, С лепестков стряхнул росу. Повертелся, покрутился... Солнцу мило улыбнулся, Лепестками помахал: «Здравствуй, новый день!» - Один ученик работает у доски, выполняем синтаксический разбор предложения №2. Прокомментируйте ответ товарища, есть ли замечания? - Двое учеников выполняют разбор словосовочетаний, на местах по вариантам. 1 вариант - поднимает с песка, 2 вариант — морские звезды. Взимопроверка.Оцените работу товарища. - Найдите в тексте сложные предложения, постройте схемы. - Укажите предложение с вводным словом. - Выполняем фонетический разбор слова ЗВЕЗДЫ - В предложении №1 укажите слово, у которого нет окончания. - В предложении №2 укажите слово, которое состоит из приставки, корня, двух суффиксов и нулевого окончания. - Найдите в тексте существительные 1 склонения. - Найдите в тесте словосочетания на каждый вид связи (по одному примеру: согласование, управление, примыкание). - В предложении №6 найдите глагол во 2 лице в ед.числе. - Какие художественные приемы создают яркую, образную картину? - Как вы понимаете лексическое значение слова УСЕЯН? - Вам понравилась притча?Как вы поняли ее смысл? - Да, действительно, наши поступки могут изменить очень многое... Ребята, а вы знаете, что 17 февраля — день Добра.Этот праздник мало кому еще известен.Но мы своими добрыми делами, поступками можем кому-то помочь, сделать чью- то жизнь радостнее и счастливее.Поработайте в группах : создайте текст на тему «Наши добрые дела в школе(классе)». Как вы думаете, перекликается творческое задание с текстом притчи? Прослушиваем ответы учащихся - Спасибо, ребята, я вам благодарна за вашу работу. Что нового вы узнали на уроке? Понадобятся ли эти знания в жизни?Кто испытывал трудности на уроке? Что особенно показалось интересным?С каким настроением вы уходите с урока? -Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
Понял Не понял Понял,но испытываю трудности Понял, могу помочь другим
Домашнее задание: напишите сочинение «Мои добрые дела»
|