Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока литературы для 5 классов " Устное народное творчество"

СКАЧАТЬ (344.5 Kb) 08.10.2015, 23:11
Требтау Юлия Александровна
учитель, МБОУ "СОШ №24"
Цель: получение знаний о своеобразии устного народного творчества (сказка, песня).
Задачи: приобщить учащихся к усвоению русского фольклора
               Развить навык анализа произведений устного народного творчества
               Помочь осмысленно воспринимать данное в текстах
               Прививать любовь, интерес, уважение к творчеству родного народа.
Ход урока
  1. Дорогие ребята, сегодня мы заглянем в необычайный и завораживающий мир-мир Устного народного творчества. Что такое Устное Народное творчество? Почему его называют « народным». Что означает слово « мир?». Посмотрим в словарике. Мир- Отдельная часть Вселенной; планета. Дружеские отношения между кем-либо, отсутствие разногласий, вражды; согласие. Вот почему Устное народное творчество можно назвать « Миром».
  2. Фольклор включает в себя огромное количество разнообразных жанров: сказки, потешки, загадки, песни, частушки, прибаутки….
  3. Прослушаем сказку « Колобок» в исполнении Татьяны Морозовой.
Всем с детства знакомо это произведение, а знаете ли вы, ребята, кто написал  любимого
 « Колобка»?
  1. Народные сказки относятся к устному народному творчеству, фольклору. Такие сказки не записывались – они передавались из уст в уста, рассказывались по памяти, «обрастали» деталями, видоизменялись, в итоге один и тот же сказочный сюжет мог существовать одновременно во множестве вариаций.

     При этом некоторые сказочные сюжеты повторяются в фольклоре разных стран. И «Колобок» – не исключение. По классификатору сказочных сюжетов история про убежавший от дедушки с бабушкой колобок относится к типу историй про «убежавший блин», и похожие сказки есть не только у славянских народов. Например, американский пряничный человек – герой все той же истории о том, как выпечка оживает, убегает от своих создателей и в итоге все равно оказывается съеденной. Эту историю можно встретить среди немецких и узбекских, английских и татарских сказок, в странах Скандинавии и других местах мира.
Таким образом, автор сказки «Колобок» – действительно народ, на протяжении столетий пересказывавший эту историю друг другу. Однако в последние десятилетия мы чаще всего знакомимся с этой историей, читая сборники сказок. И у текста, опубликованного в них, действительно есть автор.

Ребята, как вы думаете, для чего люди придумывали сказки? Для развлечения, и поучения малых деток.
Что в сказке вы заметили при прослушивании? Повторы. Это особенность русских народных сказок.
Почему концовка сказки немного грустная ( и почему только немного?)
Да потому, что это вымысел, а грустная, потому что поучает и заставляет задуматься. Не стоит хвалиться и быть легкомысленным. Нужно думать, правильно себя вести и быть очень осторожным!
Как гласит народная мудрость: « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Напишите на листе бумаги только одно слово- главное, на ваш взгляд, из данного высказывания.
Дети пишут « урок». Объясните, почему вы написали именно это слово?
Учащиеся дают пояснение своему выбору : « Потому что из любой русской сказки человек получает урок, который запоминает надолго. Рефлексия
  1. Прослушивание русской народной песни « Полюшко-поле…».
Как вы думаете, почему песни для русского народа имели огромное значение в жизни? Люди много трудились,занимались хозяйством, пахали, обрабатывали землю. И во время работы пели песни. Всегда песня сопровождала тяжкий и добросовестный труд русского человека. Мужчины пахали и сеяли, женщины следили за домом, доили коров, нянчили деток и снова- с песней! Детям рассказывали сказки, пели колыбельные песни, развлекали частушками, прибаутками…
Как вы думаете, что воспевали, кому посвящали все эти замечательные творения русский народ? Правильно, полю, земле, солнцу,природе, труду, человеку, животному…. Люди невероятно трепетно относились к природе, которая, в свою очередь, одаривала их своими богатствами ( земля-хлебом, небо-солнцем и дождем, лес-грибами, ягодами, орехами; луга-цветами и целебными травами)
  1. На доске записаны пары слов
Беседа о словах и значении.
 
Просмотр иллюстраций, посвященных Земле Русской.
Нарисуйте образ русской земли (это может быть широкое поле осенью, густой лес летом, речка около деревушки зимой).
 
Учащиеся в парах рисуют образ Русской Земли. Обсуждение рисунков, анализ цветовой гаммы, настроения.  Выбор ярких, теплых цветов (используют карандаши), Русская Земля ассоциируется с добром, нежностью, гордостью, Величием…
  1. Какой вывод можно сделать из того, что мы сегодня с вами узнали?
Ласково и с любовью относились люди ко всему окружающему их. Уважительным и заботливым было отношение друг к другу. Помогали, поддерживали советом, делом, соседа, брата, друга…. Любили детей и приучали их с малых лет к труду, приобщали к бережному отношению ко всему живому и неживому. И детки учились на замечательных сказках и песнях, росли добрыми, мыслящими, отзывчивыми.
Мы можем гордиться тем, что имеем такой огромный запас творчества Русского народа. Вы станете родителями и научите своих деток хорошему. Не раз обратитесь за помощью к фольклору: песни, сказки, частушки… послужат вам добротным подспорьем в воспитании и развитии личности.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: YuliyaTrebtau
Просмотров: 3804 | Загрузок: 101 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог