Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Идейно-художественное своеобразие повести М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы» Учитель русского языка и литературы: Цивенко Н.Б. ГБОУ СОШ № 102 ЮЗАО г. Москва Россия Конспект урока. Домашнее задание к уроку: 1. Прочитать повесть. 2. Подготовить сообщение о биографии М. Аромштам. 3. Выделить основные проблемы, поставленные автором повести. 4. Выявить основные черты характеров героев повести (Марсём, Алины, Наташи, Пети, дедушки, В.Г. и др.). Цели урока: 1. Раскрыть идейно-художественное своеобразие и проблематику повести. 2. Выявить сущность основных идейных и художественных исканий М. Аромштам. 3. Воспитывать нравственные качества школьников, активную жизненную позицию. 4. Развивать гражданскую позицию учащихся, обучить их умению объективно оценивать как позитивные, так и негативные стороны жизни. 5. Развивать умение работать с художественным текстом, навыки поисково-исследовательской деятельности. 6. Развивать навыки устной и письменной речи. 7. Формирование дискуссионной культуры. Методы, технологии: 1. Проблемно-поисковый, репродуктивный 2. Информационно-коммуникативные технологии. 3. Дискуссия. 4. Технология игрового обучения. Формы: коллективная и индивидуальная Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ эпизодов текста. Тип урока: комбинированный Оборудование: 1. Компьютер с проектором. 2. Слайдовая презентация Microsoft Power Point (портрет автора произведения, иллюстрации к повести). 3. Оформление доски – дата, тема, фотографии автора, иллюстрации к повести. 1. Актуализация знаний Учитель: Сегодня мы будем работать над повестью М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы». Понравилось вам произведение? (Ответы учащихся). Учитель: Каковы ваши читательские впечатления? (Ответы учащихся). 2. Сообщение ученика или учащихся о биографии М. Аромштам. Аромштам Марина Семеновна родилась в Москве 20 марта 1960 года. В 1981 г. закончила отделение начальных классов педагогического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ) с присвоением квалификации "учитель начальных классов". Педагогический стаж 19 лет. С 1989 по 2001 год работала учителем экспериментального класса в Центре образования № 109 г. Москвы. Финалист Московского конкурса "Учитель года" 1997 года, специальный призер "Учительской газеты" по итогам финала конкурса. Печататься начала с 1996 года. Марина Семеновна является обладателем премии "Серебряное перо" по итогам конкурса авторов "Учительской газеты" 1999 года за статьи по проблемам педагогической реальности. С 2000 по 2007 г. являлась экспертом Института проблем образовательной политики "Эвирка", курировала инновационные проекты дошкольных учреждений и учреждений для детей-сирот. В 2007 году стала автором литературного журнала детских писателей "Кукумбер": рассказ "Первая учительница", фрагменты повести "Мохнатый ребенок" ("Кактус с глазами", "Мухтар ко мне", "Крыса"). В 2008 году стала лауреатом Большой премии конкурса "Заветная мечта" на лучшее произведение для детей среднего и старшего дошкольного возраста (повесть "Когда отдыхают ангелы"). 3. Аналитическая беседа по содержанию повести Учитель: Перейдем к анализу текста. В чем особенность повествования? Дайте характеристику. Ответы учащихся: Повествователь - герой. Повествование ведется от лица девочки Алины. Мы знакомимся с Алиной, когда ей предстоит пойти в первый класс, а завершается повествование, когда девочка заканчивает 4 класс. Также имеются дневниковые записи учительницы Марсём. Складывается впечатление, что обе героини ведут повествование. Учитель: В чем заключается особенность произведения? Учащиеся: Особенность в том, читатель видит одну и ту же ситуацию и глазами ребенка, и с позиции взрослого. Это помогают раскрыть дневниковые записи Марсём. Учитель: О чем это произведение? Учащиеся: О детях, о школе, о взаимоотношениях детей и детей, детей и взрослых, о внутренних переживаниях (Наташа тяжело переживает развод родителей, пытаясь привлечь к себе внимание), о первой любви (Алина влюблена в Егора, это первое серьезное чувство), о надеждах (Марсём надеется, что дети ее класса научатся управлять бесами внутри себя, надеется, что «ангелы будут отдыхать»), о верности (Петя испытывает искренние чувства к Алине, не перестает дружить с ней даже после того, как она не выбрала его в игре «Каравай»), о взаимопомощи, о добре, о нравственности. Учитель: Совершенно верно вы заметили, что повесть именно о нравственности, о добре, о помощи. Сама М. Аромштам говорит о том, что повесть реальна, прототипы героев взяты из жизни, ситуации тоже. М. Аромштам: «В этой повести очень мало придуманного. Сюжет про ангелов взят из жизни, он был подарен мне в сложных обстоятельствах». Назовите главных героев произведения. Ответы учащихся: девочка Алина и учительница Марсём (Маргарита Семеновна)– главные героини повести. Но огромную роль играют и другие персонажи, которые помогают читателю понять целостную идею произведения. Учитель: Охарактеризуйте Алину, какая она. Подтвердите цитатами из текста. Ответы учащихся: Алина – особенный ребенок, не зря она «не сошлась характерами с Татьяной Владимировной, первой учительницей». Какие ситуации показывает автор в первые дни обучения Алины в школе? Ответы учащихся: Ситуация с рисунком неваляшки в первые дни обучения в 1 классе. Алина рисует не одну неваляшку, как требовала учительница, а трех, создает картинку семьи – она, мама и дедушка. Реакция учительницы была незамедлительной – выставить на суд всего класса рисунок девочки, подчеркивая, что «ни разу не встречали в природе неваляшек с бородой». «И все сразу почувствовали, что я совершила что-то плохое…». Учитель: Еще какие? Найдите в тексте эпизод с цветами. Ответы учащихся: Пример из текста. «1 сентября Татьяна Владимировна привела нас в класс и велела сдать букеты. Первоклассники должны идти в школу с цветами. Это тоже закон. Поэтому 1 сентября в школе бывает много цветов…Мы сложили букеты на стол, а потом Т.В. поставила их в ведра для мытья полов…Только два букета она поставила на стол в вазы… ». Удивленная и обиженная невниманием к своему букету, выращенному собственноручно к 1 сентября, Алина понимает, что это неправильно, унизительно и пытается по-детски размышлять. Далее показана ситуация с рисованием вазы. И Алина снова не выполняет требования учительницы нарисовать и украсить вазу: «Почему я должна рисовать вазу, если мой букет сидит в ведре?». С первых дней Алина ведет себя по-особенному, но особенность ребенка в том, что он не механический солдатик, готовый к выполнению требований, и не фарфоровый пупсик. Учитель: Приведите размышления Марсём из ее дневника о детях, как она их позиционирует. Учащиеся: «Дети - не фарфоровые пупсики». Учитель: Как вы считаете, права Марсём в своих размышлениях? Учащиеся: Она честна и открыта в своих убеждениях. Пример из текста «Они люди. И, как люди вызывают у нас самые разные чувства. Нам может быть с ними хорошо, а может быть - противно. Мы хотим, чтобы было интересно. В этом наша учительская корысть. Наш разумный эгоизм». Учитель: Подведите итог. Учащиеся: Таким образом, попав в класс к Марсём, Алина становится лучшей ученицей, она активно участвует в жизни класса. Это и поход на Черного Дрэгона, и бал, и именины. Мы видим, как меняется девочка за 4 года обучения в классе Марсем. Алина откровенная, отзывчивая, искренняя, даже в желании поиграть в игру, за которую последовало наказание. Учитель: Какие проблемы заботят Алину помимо школьных? Ответы учащихся: Проблема отсутствия отца. Девочка воспитывается мамой и дедушкой. Повесть начинается размышлениями героини о том, что могло все сложиться иначе, если бы был папа. «Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа». Безусловно, Алине не хватает отеческой любви и внимания. Папа Алины – математик, он живет во Франции. Девочка часто вспоминает о нем, размышляет. Но огромную роль в формировании характера Алины сыграл мудрый, выдержанный, спокойный дедушка, который находил подход к ней в любой ситуации, чувствовал, что необходимо девочке в первую очередь, обращал внимание на любые мелочи, даже те, которые оставались мамой незамеченными. Учитель: С каким литературным героем можно провести параллель? Ответы учащихся: У Л.Н. Толстого Николенька Иртеньев в повести «Детство», также стремиться помогать, любить весь мир и окружающих, быть любимым и счастливым. Учитель: А какую роль сыграла Марсём в формировании характера Алины? Ответы учащихся: Не только на формирование характера Алины имеет влияние Марсём, но и на весь класс в целом. У каждого из героев-детей много сложностей и трудностей: тут и первая влюбленность, как правило, безответная, и семейные сложности - многие семьи находятся на грани развода или за его гранью, здесь и поведение нового ученика Кравчика и игра, придуманная им, и ситуация с Валентинкой. Но все эти трудности преодолеваются благодаря любви, заботе и творческому задору Марсём. Учитель: Так мы постепенно перешли к образу еще одной героини, главной, Марсём. Попытаемся понять, что движет этой «нестандартной» учительницей. Ответы учащихся: Ее не зря считают педагогом с особым подходом. Она пытается "видеть вглубь ребенка" и использует нестандартные методы. Например, придумывает поход учеников на страшного Дрэгона, которого должны победить "принцы", ведь мальчишке раз ставшему героем и совершившему подвиг гораздо тяжелее будет сделать потом какую-то пакость или подлость, дабы не опорочить свое доброе имя. Учитель: Что есть работа для Марсём? Ответы учащихся: Для нее это, прежде всего, желание развивать «внутренний стержень» каждого своего ученика, она воспринимает детей как равных, не зря они обсуждают проблемы и некоторые уроки проводят, сидя в кругу на ковре. Пример из текста: «Часть уроков проходила на ковре. Мы сидели, скрестив ноги по-турецки, иногда лежали на животах». Учитель: Но ведь в дневниковых записях есть и такие высказывания, например: «Убила бы!» Убила и развесила бы по фонарям… Вот как меня разозлили……Еще чуть-чуть, и я кого-нибудь тресну. Какого-нибудь ребеночка. Может быть, даже не одного, а сразу нескольких. Тогда меня, наконец, выгонят с работы…» Прокомментируйте. Ответы учащихся: Марсём – живая, искренняя, настоящая, трепетно относящаяся к своей профессиональной деятельности, точнее для нее работа – это не механическое выполнение ряда инструкций, а весь учебный процесс для нее и есть «выращивание внутреннего стержня», иначе бы она не рассказала историю об ангелах. Учитель: Найдите в тексте историю об ангелах и прочитайте. В чем суть? Как вы понимаете? Ответы учащихся: 2 истории, рассказанные Марсём. 1 о дискотеке и светофоре, 2 о старике и его лопате. (см. текст). Учащиеся: Марсём не случайно рассказывает две истории детям, чтобы показать их в сравнении, как можно поступать, а как не стоит. Вторая история про ангелов на первый взгляд кажется сказкой, но детям свойственно верить в сказки, да и сама Марсём уверена, что это и есть суть педагогики и ее смысл, иначе и не получится ничего. И дети понимают. Учитель: Подведем итоги по уроку в целом. (Итоги, выставление отметок). Итак, о чём эта повесть? Определите тему. Здесь нашли отражение острые проблемы нашего общества. Автор показала, как стоит любить детей, уметь видеть их проблемы, как учить их не просто знаниям, умениям и навыкам, а приобретению «внутреннего стержня». Эта книга о добре, о любви, об умении дать возможность отдохнуть ангелам. Конфликт в повести. Какие стороны можно выделить? Конфликт «отцов и детей», внутренний (сомнения Марсём – правильно ли она воспитывает своих учеников), межличностный (отношения между учениками в классе). Какие проблемы затрагивает М. Аромштам в повести? Проблема воспитания духовности, нравственности у подрастающего поколения. Проблема столкновения младших школьников со взрослой жизнью. Проблема «отцов и детей». Проблема неполных семей. Смысл названия повести. У каждого человека есть ангел, который отвечает за его поступки. Если человек что-то делает правильно, они улетают по другим важным делам. И тогда одной бедой в мире становится меньше. Если же человек пакостит, ангелы должны оставаться рядом — исправлять его пакости. Нельзя спутывать крылья ангелов дурными поступками. Воспитание своего внутреннего стержня, вечных нравственных моральных ценностей: понимания, веры, терпения, доброты, сопереживания, любви, помощи близкому. Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос «А ваш ангел отдыхает?» Таким образом, на этом уроке мы познакомились с произведением современной литературы XXI в. Повесть написана простым доступным языком. Проблемы, поднятые в произведении, близки школьникам. Школьная жизнь описана ярко, динамично. Повествование ведется от лица школьницы, что и сближает читателя с героиней. Наличие нравственной проблематики позволяет школьникам задуматься над сложными жизненными вопросами, попытаться найти на них ответы вместе с учителем. Педагог решает в ходе урока не только учебные, но и воспитательные задачи - формирование современной личности ученика. Тема детства, так явно обозначенная в повести, позволяет провести параллель с героем Л.Н. Толстого – Николенькой Иртеньевым, который во многом схож с главной героиней повести – Алиной. Это и его наблюдательность, и желание любить весь мир и окружающих, быть любимым и счастливым.
|