Конспект урока по развитию речи в 6 классе "С добрым утром!"
(27.0 Kb)
| 12.10.2015, 23:32 |
Соловьева Ольга Михайловна |
Учитель русского языка и литературы, МБОУ "СШ № 8 с углубленным изучением иностранных языков" города Смоленска |
Урок развития речи в 6 классе(подготовка к сочинению ассоциативного характера) построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Постановка
учебной задачи.
Организа
ционный этап.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Вступительное слово учителя.
Пение птиц, шёпот ветра за окном будят тебя. Ты начинаешь просыпаться и улыбаешься, потому что знаешь, что сейчас войдёт мама и скажет добрые, приятные слова. Каждый раз слова разные (мама – удивительная фантазёрка)… и вот открывается дверь, входит мама и говорит: «вставай, солнышко моё! Тебя ждёт вода, чтобы смыть ночной покой и дать тебе силу морей и океанов. Тебя ждут друзья – вам интересно вместе, никогда не бывает скучно: вы придумываете игры, делаете открытия, вам нравится радовать друг друга. Тебя ждут учителя. Им всегда приятно общаться с тобой, потому что ты способный, умный, оригинальный, добрый… Тебя ждёт замечательный день! И ты открываешь глаза, твёрдо зная, что мама права: день будет замечательный! Тебя любят родители, друзья, учителя. И ты любишь их!
-О каком времени суток идет речь?
- Сегодня мы будем готовиться к написанию домашнего сочинения
Вспомните загадку и догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать?
Тема урока: « С добрым утром!» (подготовка к сочинению)
- А что нам нужно для того, чтобы написать сочинение?
- Каковы цели нашего урока? (Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)
|
Слушают
Отгадывают время суток (утро)
Записывают тему урока
Постановка задач:
Собрать материал.
Научиться передавать красоту окружающего мира с с помощью речевых средств, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.
Составить план
|
Личностные,
Мотивация
Предметные
Регулятивные,
целеполагание
|
2. Учебная задача
Подготовка к сочинению-описанию
1. Работа с текстом.
Актуализация знаний
Введение нового понятия
Проверка домашнего задания
Работа с текстом.
2. Беседа по содержанию сказки
Словарная работа
Просмотр мультфильма
Объяснение тем сочинения
4. Подведение итога. Рефлексия
Заключительное слово учителя
|
- Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству природы и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.У каждого из вас на парте таблица «Материалы к написанию сочинения», вы будете заполнять её на протяжении всего урока, а затем унесете домой. Она поможет выполнить вашу работу.
О каком чуде мир звенит со всех сторон?
(Чудо – это жизнь, это день, наполненный событиями, успехами, удачами, победами, радостью. А утро – начало всему этому.)
Какую оценку можно поставить Андрею? Почему?
Наступлению утра радуется не только человек, но и природа. Послушаем, как написал об этом С.Есенин.
- каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, светлым, добрым)
Вопрос Лере:
- благодаря каким выразительным средствам достигается эта красота? (олицетворение: задремали звёзды золотые; эпитеты: сонные берёзки, шёлковые косы)
выставление оценки: какой отметки заслуживает Лера?
- нужно учиться у поэтов использовать выразительные средства языка, создавая свои тексты.
Одним из таких средств является кеннинг. Вспомните, что это такое. (Кеннинг – это образное определение понятия, перифраз в форме сочетания существительных в им. и род. пад.)
- Составьте кеннинги к словам –
Утро ветер море. (работа в группах)
К теме утра обращались не только известные поэты, но и художники. Отправимся в картинную галерею и посмотрим на знаменитые полотна, описать которые нам помогут наши экскурсоводы, ребята, работавшие дома в парах по составлению краткого описания картин Айвазовского (2 пары)
Записывайте понравившиеся выражения, относящиеся к понятию утро
Оценивание выступающих
Демонстрация эпитетов к картинам на слайдах
Но не всегда и не для всех, к сожалению, утро бывает радостным. Бывает оно и неудачным. И вот послушайте, к чему это приводит. Обратимся к сказке Н.Абрамцевой «Тише, пожалуйста…» (Текст на партах)
Подумайте над заголовком
(От чужой неосторожности пострадала речка)
- какой фразеологизм используется в тексте? (выйти из себя)
- а что значит выйти из себя?
- о ком думала писательница, создавая сказку о речке?
(О людях, которые тоже могут выйти из себя из-за неудачного утра, и тогда день для них может оказаться пустым.)
Рассмотрите картину И.Шишкина «Лесная речка. Рыбачок».
Можно ли её использовать в качестве иллюстрации к сказке? Подберите слова из текста к картине.
Какие средства выразительности использует автор и для чего? (сравнения, олицетворения, метафоры)
Найдите в тексте причастия, какую роль они выполняют? объясните написание.(поцарапанную, расстроенная, испуганная, обиженная)
- Чему учит этот текст? Что воспитывает в людях?
(Нужно быть внимательнее к окружающим, чтобы не испортить им настроение, проявлять доброту, заботу так , как это делают герои мультфильма «Беги,ручеёк!» Посмотрите, каким могло бы быть утро речки, если бы оно было добрым.
- Какое утро в этом мультфильме?
В этом мультфильме утро доброе. А что входит в это понятие «доброе утро»?
Я хочу, чтоб и сочинения ваши были добрыми. И оригинальными. Поэтому тема широкая для всех – утро. А вы должны выбрать для себя более узкую тему.
Д.З.
-Напишите дома черновик сочинения.
-Что мы делали сегодня на уроке?
-Чему научились?
- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?
-Что показалось трудным на уроке?
-Достаточно ли вам материала для написания сочинения?
Сегодня мы весь урок собирали материалы к сочинению. Что нам в этом помогало? В процессе работы вы развивали свою речь, воображение, проявляли разнообразные качества своего мышления. Я считаю, что вы потрудились на славу и заслуживаете следующих оценок:
За составление кеннингов:
Работа с эпитетами:
Работа с текстом:
Активная устная и письменная работа:
Также каждый из вас получит отметки за сочинение |
|
|
|
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: phelka7
|
Просмотров: 2760 | Загрузок: 106
| Рейтинг: 5.0/2 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|