Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Знаменская
средняя общеобразовательная школа №1
Конспект
урока русского языка в 6 классе
Правописание приставок пре- и при-
Автор:
Вострикова К.С.
учитель
русского языка
- 2012 -
Конспект урока русского языка в 6 классе
Правописание
приставок пре- и при-
Цель урока: познакомить
учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв "е” и "и” в
приставках пре-, при-.
Задачи:
- научить распознавать приставки пре- и при-, используя
правило № 29.
- развивать
речь учащихся с помощью работы над фразеологизмами;
- воспитывать потребность овладения грамотным
письмом.
Оборудование:
карточки, иллюстрации
Тип урока: урок
изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход
урока
Приветствие учащихся, раскрытие целей
урока, подготовка учащихся к усвоению нового материала.
- Проверка
домашнего задания.
Выбор орфограммы и или ы после приставки.
Безыдейный,
разыскивать, сверхинициативный, подыграть, подытожить, предыдущий.
- Подготовка
учащихся к усвоению нового материала.
Ребята, посмотрите на иллюстрации. Под
каждой написаны глаголы: пр.шить, пр.бежал, пр.школьный, пр.открыть, пр.града,
пр.жадный. (приложение 1)
Кто
знает, какие буквы потерялись в глаголах в приставках? Ответы детей.
Кто может
объяснить выбор орфограммы? Ответы детей.
- Изучение
нового материала.
Чтение правила № 29 в учебнике. Осмысление правила учащимися. Объяснение
одним из учеников (по желанию) правила с опорой на иллюстрации.
Задание классу. Придумайте и запишите по одному примеру на каждую из
значении приставки –пре/-при. Должно получиться шесть слов. Несколько
учащихся читают свои примеры, объясняя
выбор орфограммы.
Закрепление
изученного материала.
1.Запишите слова
и объясните написание слов «по цепочке». Выделите в каждом слове приставку.
Пр.ехать,
пр.цепить, пр.касаться, пр.усадебный, пр.бегать, пр.неприятный, пр.увеличить,
пр.рвать, пр.брежный.
2. Замените
данные словосочетания одним словом с приставками пре/при. Запишите эти слова,
выделите в них приставки.
Очень забавно,
чуть открыть, при дороге, навести на цель, возле моря, укусить язык, чуть-чуть
сгорело, сделать ручным.
3. Объясните
значение фразеологизмов, в глаголах выделите приставки.
- Превознести
до небес. Чрезмерно расхваливать.
- Приложить
руку. Быть соучастником какого-то мероприятия.
- Пригреть
змею на груди. Есть мнение, что фразеологизм «змею на груди пригреть»
появился вместе с басней «Крестьянин и змея», написанной древнегреческим
баснописцем Эзопом. Один земледелец, обнаружив на своем поле замерзшую
змею, решил отогреть ее у себя за пазухой. Но ползучая тварь не оценила
заботы крестьянина и, согревшись, ужалила его. Мораль: излишняя
доверчивость до добра не доведет.
- Держи язык
на привязи. Молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в
высказываниях.
- Бездна
премудрости. О сомнительной ценности и глубине чьих-л. познаний,
сведений и т.п.
С одним из
фразеологизмов составить предложение.
Работа по карточкам. Спишите глаголы, выберите е или и в приставке пре-/при-.
Два ученика
работают с обратной стороны доски. Один из учеников выполняет задание по первой
карточке, второй ученик выполняет задание по второй карточке. Класс работает по
вариантам.
Карточка
1
|
Карточка
2
|
Пр.двинуть
Пр.забавный
Пр.летел
Пр.колоть
Пр.града
Пр.остановить
Пр.морье
Пр.лечь
Пр.огромный
Пр.увеличить
|
Пр.ободрить
Пр.усадебный
Пр.длинный
Пр.лететь
Пр.рвать
Пр.близить
Пр.двинуть
Пр.интересный
Пр.поднять
Пр.плыл
|
Проверка в парах по написанному на доске. Ученики меняются карточками и
карандашом выставляют оценки.
Без ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
Двойки не
выставляем.
Закрепление правила. Один из учащихся рассказывает правило еще раз,
приводит примеры.
Выставляем оценки за урок. Отмечаем самых
активных учеников словами похвалы.
Правило прочитать и запомнить. Упражнение 137, работа с 4 выделенными
глаголами, вспомнить способы словообразования, сделать морфемный разбор.
По желанию, на оценку: написать
лингвистическую сказку о приставках «В стране приставок», «Как поссорились –пре
и –при» и др.
Вопросы по
домашнему заданию.
|