Какарова Анна Петровна учитель русского языка МКОУ СОШ с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области Конспект урока: «Знаки препинания между частями сложного предложения» 5класс Цель урока: изучить виды сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений. Задачи: • образовательные: формировать умение различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений; правильно ставить знаки между частями сложного предложения; • развивающие: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. • воспитательные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять постановку знаков препинания в сложном предложении; конструировать предложения; объяснять языковые явления. Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников. Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами. Учебник: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2013. Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная. Методы обучения: • по источнику знаний: словесный, наглядный; • по уровню познавательной активности: частично-поисковый; Тип урока: урок формирования новых знаний. Оборудование: карточки с теоретическим материалом по теме урока.
Ход урока: - Здравствуйте, ребята!Садитесь, поднимите руку те, кто готов сегодня хорошо работать на уроке.Молодцы. - С чего начнем нашу работу: с теории или с практики? - Согласна.Сформулируйте вопросы своим товарищам по теме «Синтаксис и пунктуация», задайте и выслушайте ответ.Если считаете, что ответ неполный, дополните. Оцените, пожалуйста, работу: кто задал самые трудные и интересные вопросы? (лист самоконтроля) -Ребята, какое сейчас время года? (зима).Придумайте словосочетания, связанные с этим словом. ( крепкий морозец). -Хорошо.Составьте, пожалуйста, простое предложение с этим же словосочетанием. (Щиплет щеки крепкий морозец) - Продолжите это предложение, чтобы получилось сложное. ( Щиплет щеки крепкий морозец, а снег искрится звездами) - Чем отличаются эти предложения? Выделите грамматические основы. - Сформулируйте тему нашего урока, какие цели мы поставим перед собой? - Молодцы, ребята.Обратимся к учебнику, рассмотрите внимательно схему на с.155, расскажите о постановке знаков препинания перед союзом И в простом и сложном предложениях. Оцените сою работу, легко ли вы поняли материал.Были ли трудности? - На столах лежит раздаточный материал, прочитайте про себя текст и выполните три 1-х задания в парах. - Молодцы, оцените работу свою и товарища по парте(лист контроля) - Теперь поработайте над заданием №4.Хорошо справились, молодцы. - Давайте, ребята, немного отдохнем: Раз, два, три, четыре, пять, Вышли мы играть. Пять, четыре, три, два, один, Разбежались кто куда, Где же Саша?Где же Маша? Мы кричали, мы искали, Вмиг все прибежали! - Один ученик работает у доски, выполняем синтаксический разбор предложения 4. Прокомментируйте ответ товарища, есть ли замечания? - Работаем в парах над заданием №6. Оцените работу(лист контроля) - Молодцы, прочитайте про себя задания №7, №8, №9.Ответьте на них.А какие еще вопросы вы можете сформулировать к тексту? Как вы думаете, ребята, почему в последнем предложении стоит многоточие, а не точка?Правильно, работаем в группах,продолжите предложение, чтобы получился мини-текст на заданную тему. Вам поможет увидеть красоту природы репродукция картины.Решите, кто будет выступать от каждой группы. - Молодцы, ребята.Давайте подведем итоги нашего урока. С каким настроеним вы работали? С какими трудностями вы столкнулись? Домашнее задание: 1. Упражнение №350 2. Составьте текст, используя СП 3. Найдите в художественных произведениях СП, составьте схемы. Раздаточный материал. Становятся длинными дни.(1)Когда мы отрываем листочки календаря, он показывает нам февраль.(2) По утрам бывает крепкий морозец.(3)Дороги гладко блестят, иней молодо серебрится на ветках березы.(4) Лед искрится звездами,а снег блестит разноцветными огнями.(5) Хорошо бывает в ясное морозное утро!(6) Одним словом, выйдешь из дома...(7) Задания к тексту: 1. Опредлите тему и основную идею текста. 2. Определите тип текста. 3. Озаглавьте текст. 4. Найдите в тексте сложные предложения, сотавьте схемы.Расскажите, каие виды СП вы знаете. 5. Выполните синтаксический разбор 4 предложения. 6. Продолжите предложения 1,3, чтобы получились СП.Составьте схемы. 7. Найдите в тексте восклицательное предложение. 8. Чем осложено предложение 7? 9. Какие художественные приемы создают яркую, образную картину?
|