Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Методическое пособие "Тематический контроль" (5-11 классы)

СКАЧАТЬ (166.0 Kb) 30.12.2014, 17:48
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русского языка и литературы, Средняя общеобразовательная школа-гимназия № 9 города Павлодара
Пояснительная записка
Настоящее пособие «Тематический контроль. Русский язык. 5 – 11 классы» представляет собой сборник тематических контрольных работ, составленный на основе Государственной Программы по русскому языку и охватывающий все основные разделы предмета. Тематический контроль – одно из ведущих звеньев отслеживания знаний учащихся по всем разделам русского языка и корректировке пробелов. Пунктуационная и орфографическая грамотность школьников не имеет тех уровней, что требуются стандартом образования. Поэтому своевременное выявление ошибок – залог повышения грамотности письма. Его цели –
- помочь учителю проверить знания, умения и навыки учащихся в области орфографии, лингвистических разборов разного типа (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный и т. д.), требуемых программой;
- способствовать закреплению знаний по предмету и выявлению их пробелов с целью дальнейшей коррекционной работы;
- развивать лингвистическую чуткость и навыки работы с текстом.
Исходя из целей, вытекают следующие задачи:
- умение работать с текстами любой сложности по разным направлениям ;
- способность комментировать любой современный текст с точки зрения его пунктуационного, синтаксического, морфологического, орфографического состояния;
- анализ оформления (пунктуационного, синтаксического, морфологического, орфографического) текста;
- видение компонентов текста в их взаимосвязи;
- применение (самостоятельно!) правил правописания к орфограммам и пунктограммам текста.
Число работ находится в прямой зависимости от количества больших и маленьких тем учебного пособия. Некоторые темы объединяются, объемные проверяются отдельно. Количество работ выглядит так:
5 класс – 5
6 класс – 4
7 класс – 4
8 класс – 4
9 класс – 3
10 класс – 2
11 класс – 2
В основу всех работ тематического контроля положены деформированные тексты, в которые нужно вставить пропущенные буквы (с учётом словарных слов) и знаки. Это - осложнённое списывание, основанное на отработке правописания слов и постановке знаков препинания. Этот вид работы довольно-таки эффективен: при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объёму материал. Тексты для списывания, заложенные в каждую работу тематического контроля, преследуют сразу несколько целей:
- повторение орфограмм, изученных по проверяемой теме и пройденному материалу;
- видение синтаксических конструкций самых разных типов (в том числе и авторских).
- проверка навыков учащихся в области грамотного письма.
Тексты для списывания цельные, соответствуют своим оригиналам, взяты из художественных произведений. При их отборе автор учитывал насыщенность материала нужными орфограммами и пунктограммами, а также эстетическое и воспитательное значение текстов. Поэтому тексты должны способствовать формированию у учащихся любви к природе, бережному отношению к окружающему, высокой человеческой позиции: они составлялись с учётом образовательно-воспитательных задач школы и возрастных особенностей школьников. Несмотря на занимательность текстов, уровень сложности выдерживался достаточно высокий. Не выходя за пределы изучаемых в соответствующих классах орфограмм и пунктограмм, допускалось их сочетание внутри одного предложения, требующее лишь внимательного следования известным правилам и схемам.
Каждая работа предусматривает серию заданий по проверяемой теме. Задания самые разные: найти, выписать, объяснить, сгруппировать, подчеркнуть, прописать, привести примеры, доказать, сделать вывод, обобщить ответить на вопрос, аргументировать, установить, составить и т. д. Все задания носят поисковый характер и требуют от учащихся большой внимательности, глубокой сосредоточенности и ответственности при выполнении. Но аргументация – основное условие практически всех заданий. Выполняя их, учащиеся повторяют теорию, обогащают свою речь различными по строению синтаксическими конструкциями, закрепляют пунктуационные и орфографические навыки.
Предлагаемая система тематического контроля может быть отдельным уроком, но, бесспорно, может стать урока по повторению и обобщению знаний по теме. Это будет зависеть от целей и задач учителя и подготовленности класса. И главное: тематический контроль должен быть естественным, внутренне обусловленным завершением всей работы по проверяемым темам. Подготовку к нему надо вести в процессе изучения материала.
В данном пособии автор пытался в комплексе сочетать вопросы по всем разделам русского языка.

 
Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: pystina
Просмотров: 2940 | Загрузок: 415 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/11

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Данное методическое пособие, действительно, существенная помощь учителю! Спасибо!

Строить контроль просто так, результата не будет. Но сосредоточить внимание на ведущих темах программы - то, что даст результат. Это ещё поможет провести диагностику знаний каждого ученика. Вот и поле деятельности учителя в индивидуальной работе.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог