Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Модульное занятие по русскому языку в 6 классе

СКАЧАТЬ (66.0 Kb) 10.10.2013, 12:35
Сариенко Марина Анатольевна
учитель русского языка и литературы, Донецкая общеобразовательная школа I-IIIст.№102
Модульное занятие по русскому языку в 6 классе
(для украинских школ для классов с русским языком обучения)

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Общее значение, морфологические признаки. Качественные, притяжательные, относительные имена прилагательные.
Цель: повторить и закрепить изученный материал по теме «Имя существительное»; углубить и расширить знания об имени прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении; познакомить учащихся с лексико – грамматическими группами имен прилагательных, с их особенностями; научить выделять и различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные; развивать культурологические компетенции при анализе произведения искусства; развивать речь, логическое мышление; прививать интерес к различным видам деятельности на уроке при их чередовании; воспитывать всесторонне развитую личность.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, художественная культура.
Оборудование: репродукции картин Бориса Щербакова «Зимнее утро» и Аполлинария Васнецова «Зимнее утро», иллюстрации учащихся, карточки с дифференцированными заданиями на формирование орфографических умений и навыков, карточки с творческими заданиями, таблица «Разряды имен прилагательных», мультимедийный проектор, презентации по индивидуальным темам учащихся, учебник по русскому языку для 6 класса с русским языком обучения (Г.А.Михайловская, Н.А.Пашковская, В.А.Корсаков, Е.В.Барабашова).
Ход модульного занятия
I. Рефлексия настроения.
В начале занятия раздаются трехцветные карточки каждому ученику. Это карточки настроения учащихся: - плохое, хорошее, отличное. Ученик выбирает карточку по своему настроению и откладывает ее до конца урока.

II. Объявление темы и цели модульного занятия.
IП. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальный опрос для закрепления пройденной темы.
- Назовите самостоятельные части речи.
- Что обозначает имя существительное?
- Что вы узнали про число и род имен существительных? Приведите примеры.
- Сколько склонений у имени существительного?
- Назовите способы образования имен существительных.
2. Проверка дифференцированного домашнего задания. Использование мультимедийного проектора.
1) на изученные орфограммы (для учащихся среднего и достаточного уровней):
1. Правописание префиксов пре, при в именах существительных.
2. Правописание частицы не с именами существительными.
3. Правописание суффиксов -ок-, -ек- , -чик-, -щик- в данных существительных.
4. Правописание суффиксов -н- и -нн- в именах существительных.
2) презентации по индивидуальным темам (для учащихся высокого уровня).
3. Индивидуальная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.
Несколько учащихся получают индивидуальное задание по карточкам.
Средний уровень
На рисунках изображены: белка, медведь, мышь, яблоко, смородина, тетрадь. Докажите, что эти слова относятся к имени существительному. Составьте словосочетания, обозначив орфограммы.
Достаточный уровень
На рисунках изображены: белка, медведь, мышь, яблоко, смородина, тетрадь. Выпишите слова с Ь. Сделайте морфологический разбор слов. Объясните написание Ь на конце слов.
Высокий уровень
На рисунках изображены: белка, медведь, мышь, яблоко, смородина, тетрадь.
Используя данные слова, напишите сочинение – миниатюру (5-6 предложений). Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Проверка индивидуальных заданий у доски.
4. Минутка развития речи.
Перед вами авторское стихотворение «Где же вы, имена существительные?». В выделенных строках вставьте имена существительные, чтобы получилось
рифмованное четверостишие.
Шумит за холодный,
Цветет за соседским,
Улыбаюсь случайным
И рада всегда.
Что не хватает этим словам?
Что за загадки представлены нам?
А нет существительных, где же они?
Куда же исчезнуть слова все могли?
А если попробовать их разыскать,
То можно и смысл какой-то понять.
Предлагаемый ответ.
Шумит за окошком ветер холодный,
Цветет за соседским забором сирень,
А я улыбаюсь случайным прохожим
И рада весне в этот солнечный день.

IV. Изучение нового материала.
1. Прочитать и отгадать загадку.
В круглой кольчуге, колючей, зеленой Темно-коричневый прячется плод. Из-под роскошной развесистой кроны
Скрытый в доспехах в траву упадет.
(Каштан)
Беседа с учащимися.
1. На какие вопросы отвечают слова, которые помогли вам найти разгадку?
2. К какой части речи они относятся?
2. Работа с учебником.
Стр. 75, упр. 175 (повторение правил).
Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.
3. Работа в паре.
Задание учащимся.
Прочитайте на карточке текст. Вместо знака @ подберите соответствующие имена прилагательные. Запишите текст в тетради.
Красота @ леса.
Ярко светит @ солнце. Небо сияет, плывут по нему @ облака. Лучики солнца касаются верхушек (а), деревьев. @ лес еще дремлет в тишине. Повеял @ ветерок. Зашелестели на деревьях @ листья. Какая красота в лесу!
4. Задание учащимся.
Составьте предложение. Сделайте синтаксический разбор.
Помнишь, ты, вечор, злилась, вьюга,
На, небе, носилась, мутном, мгла...
(Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…)
А.С.Пушкин «Зимнее утро».
Проблемный вопрос.
- Что А.С.Пушкин понимает под словом «вечор»? Аргументируйте свой ответ
(используется интерактивный метод «Мозговой штурм»)
5. Путешествие по художественной галерее.
Рассмотрите репродукции картины Бориса Щербакова «Зимнее утро» и Аполлинария Васнецова «Зимнее утро».
- Что изображено на картинах?
- Какие слова вам помогли описать красоту зимнего пейзажа?
- К какой части речи они относятся?
(используется интерактивный метод «Метод пресс»)
6. Работа с таблицей.
Разряды имен прилагательных
Разряд Что обозначает Отвечает на вопрос Имеет Сочетается
Качественные Качество Какой? Степени Со словами
предмета Сильный сравнения; очень;
Сложный краткая форма чрезвычайно; не
Относительные Чаще - Какой?
материал, из Свинцовый
которого сделан Золотой
предмет
Притяжательные Принадлежность человеку или животному
Чей?
Мамин Птичий
7. Работа с учебником.
Изучение правила на стр.76.
8. Работа в тетрадях.
Задание.
Из данных слов составьте словосочетания «прилагательное + существительное». Определите разряды прилагательных.
Ситец, платье; дерево, полка; свет, день; медведь, лапа; весна, дождь; лай, собака; клюв, утка; серебро, браслет.
9. Распределительный диктант.
Выполнение упражнения 176.
Качественные Относительные Притяжательные:
Красивый Кирпичный Лисий Осенний Медвежий Стеклянный Соколиный Городской Соловьиный Майский Фарфоровый Деревянный Мудрый Светлый
Теплый
V. Закрепление материала.
1. Задание учащимся.
Выполнение упражнения 177. Прочитайте тексты. Найдите имена прилагательные. Опишите красоту зимнего леса, используя свои рисунки (учащиеся заранее подготовили иллюстрации).
2. Вопросы учащимся.
- Какая часть речи называется именем прилагательным?
- С какой частью речи согласуется прилагательное в предложении?
- Какие разряды имен прилагательных вы изучили?
- Какие две формы имеет имя прилагательное?
- Какова его синтаксическая роль в предложении?
3. Рефлексия настроения.
Учащиеся выбирают карточки по настроению в конце урока и комментируют свой выбор (используется интерактивный метод «Микрофон»).
VI. Домашнее задание.
Стр.75-79, выучить правила.
Средний уровень
Выполнить упражнение 178.
Достаточный уровень
Выписать из художественного текста 5 предложений с прилагательными. Определить разряды прилагательных.
Высокий уровень
Сочинить стихотворение, где было бы как можно больше притяжательных имен прилагательных.
VII. Итог урока. Оценивание учащихся.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: bordo
Просмотров: 2473 | Загрузок: 150 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог