Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок литературы "Речевая характеристика как средство создания образа героя произведения" 5 класс

СКАЧАТЬ (85.8 Kb) · СКАЧАТЬ (493,3 МБ) 08.11.2014, 13:46
Кошкина Л.М., Гольцман О.М.
Кошкина Л.М. педагог дополнительного образования, Гольцман О.М. учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №1874 СЗАО г. Москвы
Урок литературы
«РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(интеграция основного и дополнительного образования)

Авторы: Гольцман Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы, Кошкина Людмила Михайловна, педагог дополнительного образования

Цели урока:
• Образовательные: знакомство с художественными приемами Л.Н.Толстого - писателя и их ролью в раскрытии образа Платона Каратаева; с текстом народной песни «Платов и Кутузов»;
• Развивающие: формулировать исследовательский вопрос; давать определение художественного приема; находить художественные приемы в тексте; объяснять значение приемов в раскрытии образа героя при анализе эпизода; формулировать выводы; представлять аргументированную оценку; создавать тексты, используя художественные прием.
• Воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи; через восприятие художественных образов воспитывать патриотические чувства.
Материалы к уроку:
1. Отрывок из фильма по роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.
2. Художественный фрагмент из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Аудиозапись монолога Феликса Разумовского «Не в силе Бог, а в правде».
4. Текст народной песни «Платов и Кутузов».
5. Отрывок из мультипликационного фильма «Егорий Храбрый».
6. Портрет Л.Н.Толстого.
7. Портрет М.И.Кутузова.
8. Портрет Д.В. Давыдова.
9. Портрет М.И.Платова.
10. Словарь литературоведческих терминов, средств языковой и синтаксической выразительности.

Ход урока
1. Просмотр эпизода фильма «Война и мир» (Пьер и Платон Каратаев в плену).
2. Беседа по итогам просмотра:
Гольцман О.М.:
- Сейчас мы просмотрели с вами фрагмент из фильма по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Портрет Толстого.
- Скажите, ребята, текст какого стиля представлен вашему вниманию? (художественный стиль)
- По каким признакам вы это определили? (наличие героев, темы, сюжета).
- Давайте поговорим о героях. Чем они привлекательны?
- Обратите внимание на образ Платона Каратаева, его поведение, речь.
- Чем она богата? (пословицами и поговорками, словами с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
Где суд, там и неправда. Москва, она городам мать. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае. Не нашим умом, а божьим судом.
Речь Платона Каратаева простая, доступная, понятная каждому. Ничто не ускользает от его внимания: он и собаку привечает, и барина вниманием не обделяет, но самым интересным является то, что как бы меду делом в своей речи он использует пословицы и поговорки, которые не зря называются «Зёрнами народной мудрости». И это его характеризует как человека мудрого, внимательного к людям, неравнодушного к чужим бедам. Он одинаково добр ко всем, кто нуждается в его помощи, в человеческом участии: и к собаке, ласково названной «шельмой», и к барину, узнав историю которого, называет «соколиком».
- Так какова же тема нашего урока?
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Кошкина Л.М.:
- Здравствуйте, хозяева дорогие и гости честные. Посидела я в уголочке, послушала ваши речи учёные про премудрости книжные. Правду говорят, «При умной беседе быть – ума прикупить».
Особенно по сердцу пришлось мне ваше рассуждение про образ простого русского человека Платона Каратаева, на каких испокон веку земля русская держится. Согласны, что у Платона - «соколика» «Пословица недаром молвится»?
За «красным словом» «в карман не лез» добрый человек.
А уж если речь заходила о родимой земле – матушке, о героях, для которых «Главное в жизни – служить Отчизне», с какой любовью, лаской, гордостью складывались о них песни. Не только о былинных сильномогучих богатырях сохранилась народная память. И героев отечественной войны 1812 года прославлял народ в своих песнях. А вам известны герои этих событий?
Учащиеся:
Кошкина Л.М.:
-А про Матвея Ивановича Платова вы слыхали?

Учащиеся:

Портрет М.И.Платова
Кошкина Л.М.:
- Наверное, в истории казачества не было другого атамана, которого бы так любили. Матвей Иванович Платов, Вихрь-атаман, как его называли современники, стал легендой еще при жизни. Это по его зову в 1812 г. донское казачье ополчение явилось на помощь армии Кутузова. Это им поверженный Наполеон дал лестную оценку: «Если бы у меня были казаки, я завоевал бы с ними весь мир». Раскатал Наполеон губу! Конечно, казак будет стоять за родную землю. Чем и заслужили казаки народную любовь.
А послушайте, как народ про казаков, сударя Платова да князя Кутузова сказывал.

Чтение песни «ПЛАТОВ И КУТУЗОВ»

Портрет Кутузова.

Гольцман О.М.:
- Перед нами ещё один образец художественного произведения. Но чем же оно отличается от предыдущего?
- Это образец устного народного творчества, народная песня.
- А что характерно для народной песни?
Постоянные эпитеты: «крепкие караулы», «белые ручушки», «резвы ножечки» - они усиливают выразительность, образность языка, придают художественную, поэтическую яркость речи, обогащают содержание высказывания, выделяют характерную черту или качество предмета, подчёркивают его индивидуальный признак, создают живое представление о предмете, вызывают определённое эмоциональное отношение, помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
Противопоставление : Не осточная звезда в поли воссияла,—
У Кутузова в руках сабля воссияла
– с помощью этого средства автор песни усиливает выразительность речи путём контраста «восточной звезды» и «сабли Кутузова».
Синтаксический параллелизм:
«А-й вы вставайте ж, мои деточки, утром пораняе,
Вы умывайтесь, мои деточки, побеляе,
Вы идите, мои деточки, в истое поле,
Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте,
Вы своего свинцю-пороху не жалейте.
Вы своего же французика побеждайте».
Одинаковое строение предложений используется для акцента на действии. В данном случае генерал Платов с помощью глаголов в повелительном наклонении призывает солдат к защите родной земли. При этом примечательны обращения.
Обращения: «мои деточки», «Россиюшка» - слова-обращения интересны наличием в них уменьшительно-ласкательного суффикса, что является выражением чувства говорящего, его отношения к собеседнику.
Олицетворение: «заплакала Россиюшка» - это олицетворение всего русского народа, стонущего под гнётом французов, ставшего на защиту своей страны.
Гольцман О.М.:
- Почему «заплакала Россиюшка»?
Учащиеся:
Кошкина Л.М.:
- Матушка-Россия лила слёзы за всех своих сыновей и гордилась своими сыновьями. Одним из них был Денис Васильевич Давыдов. Что вам известно об этом герое?

Портрет Д.В.Давыдова.
Учащиеся:
Кошкина Л.М.:
- Есть у народа заповедь: «С родной земли – умри, но не сходи!» И Денис Давыдов твердо следовал эту неписаному закону – когда русская армия отступала, полковник Давыдов со своим малым отрядом остался в тылу врага и вёл партизанскую войну. Среди партизан было и немало крестьян, к сожалению, оставшихся безызвестными. Да вот вопрос: как щеголеватый офицер в своём гусарском мундире, человек с обходительными манерами, чужой для крестьян, смог найти с ними общий язык? Ольга Михайловна, может быть, Вы подскажете ответ?
Гольцман О.М.:
- Чтобы понять, как это происходило, давайте обратимся к монологу Феликса Разумовского из цикла публицистических передач «Не в силе Бог, а в правде».
Прослушивание монолога.
Гольцман О.М.:
- Что помогло Денису Давыдову сблизиться с народом?
Ученики:
Гольцман О.М.:
- Единство Давыдова с народом, его вера в народ, в силу народную, в народную правду.
Кошкина Л.М.:
- Да, народная правда требует от каждого честного человека защищать свою родину, когда она в опасности. Защищать святую, православную Русь. «Русский солдат не знает преград», потому что в бой он идёт с верой в правое дело и с молитвой.
Сам главнокомандующий М.И.Кутузов вместе с генералами, с солдатами, перед Бородинским сражением коленопреклонённо молился перед иконой Смоленской Божьей матери.
Вспомним русскую историю. Кто одержал победу на поле Куликовом?
Учащиеся:
Кошкина Л.М.
- А известно ли вам, что московский князь Дмитрий Иванович, перед битвой получил благословение у преподобного старца Сергия Радонежского, великого молитвенника и заступника земли русской?
- Знакомы ли вам знаменитые слова: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»? Их сказал святой благоверный князь, одержавший победу над шведами на Неве, а потом и над немецкими рыцарями на Чудском озере, Александр Ярославович Невский. Вера в его небесное покровительство издавна укрепляла дух воинов, идущих на священную войну за свое Отечество.

У Москвы – матери городов русских - тоже есть свой небесный покровитель, святой, поборовший змея. Его лик изображён на гербе столицы. В народе называют его ласково - Егорий Храбрый. Немало песен и сказаний сохранилось про его подвиги. Старинные сказания любят и понимают и в наши дни. Сегодня мы с вами в этом убедимся.
Гольцман О.М.:
- По итогам просмотра мультипликационного фильма создайте словесный портрет сказительницы, используя материалы урока.
Показ мультфильма «Егорий Храбрый».
Учащиеся высказываются и делятся впечатлениями.
Подведение итогов урока.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: catsl
Просмотров: 3605 | Загрузок: 534 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог