Тема урока: «Описание природы. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (5 класс)
Цели и задачи урока:
предметные:
закрепить знания об описании как типе речи, формировать навыки работы над сочинением по картине, познакомить с творчеством художника И.Э.Грабаря;
метапредметные:
учить работать с различными источниками информации, уметь анализировать, сопоставлять произведения разных видов искусства;
личностные: учить работать в группе ( команде), вырабатывать коммуникативные навыки в процессе работы.
Подготовка к уроку:
ученики разделены на группы, каждой группе дается задание:
1 группа -инсценировать эпизод сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»;
2 группа -подобрать стихотворения о зимней природе и подготовить выразительное чтение наизусть ;
3 группа — совершить прогулку в зимний лес и написать сочинение о зимнем лесе;
4 группа - подготовить выставку рисунков «Березка зимой»;
5 группа - подготовить сообщение о художнике.
3слайд
Учитель:
- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какая тема урока? Как вы определите проблему сегодняшнего урока?
( Будем повторять тему «Типы речи», в частности, «Описание». Будем учиться не просто работать над сочинением — описанием, а будем описывать пейзаж по картине. Это будет художественное описание. Картина называется «Февральская лазурь». Лазурь — это светло-синий, в старину говорили - яркий и густой небесный цвет.)
4 слайд
А сейчас сказка.
(Инсценирование эпизода сказки Маршака «Двенадцать месяцев»). Вместе с падчерицей мы отправляемся в зимний лес.
5 слайд
А каким вы увидели зимний лес? ( Читают сочинения -миниатюры).
Прочитайте сочинения пятиклассников. Каким лес увидели они? Какие средства выразительности они использовали?
Мы как будто побывали в зимнем лесу. Увидели голубоватый, искристый снег, мохнатые зеленые ели, березку с пожухлой листвой на верхушке, но мы не увидели подснежников. Как вы думаете, почему природа помогла падчерице?
6 слайд
Учащиеся читают стихи о зимней природе, которые выбрали для выразительного чтения, называют эпитеты и сравнения, комментируют отношение автора к изображаемому.
Слайды 7-10
Какой зимний месяц изобразил художник И.Э.Грабарь? Послушайте сообщение о творчестве этого замечательного художника.
Слайд 11-14
Посмотрите на эти картины. Их написал художник И.Э.Грабарь. Что их объединяет?
Слайд 15
А какие рисунки выполнили вы? Вы тоже рисовали березку зимой. ( Учащиеся комментируют свои рисунки).
Слайд 16-17
А вот какова история создания картины «Февральская лазурь».
Слайд 18-21
Подготовительная работа к написанию сочинения по картине.
Работа по плану. Написание сочинения — описания по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
|