ТЕМА: «Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием» ЦЕЛИ: показать, как история страны преломляется и отражается в творчестве Ахматовой; продолжить работу над нахождением средств художественной выразительности и над выявлением их роли в произведении; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
ХОД УРОКА
1. Беседа по вопросам домашнего задания. -Каков исторический и жизненный контекст поэмы? -Назвать тему, микротемы поэмы.
2. Слово учителя (история создания поэмы «Реквием»). Requiem – католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение.
3. Анализ поэмы «Реквием». А) Чтение эпиграфа. Вопросы: -Роль словесных повторов («чуждый», «народ»). -Что могло не понравиться цензуре в эпиграфе?
Б) «Вместо предисловия». -С помощью какой лексики характеризуется эпоха? -Личные мотивы в поэме преобладают или общенародные?
(С этого момента начинаем отвечать на вопрос домашнего задания: «Поэма «Реквием» - произведение о «семейной трагедии» или о трагедии всей страны?».)
В) В процессе дальнейшего комментированного чтения поэмы обращаем внимание на цвет (преобладающий), на звуковое сопровождение. Здесь учителю помогает заранее подготовившийся ученик. С его помощью оформляем в тетрадях таблицу:
Цвет Звук Голубой Лунный (жёлтый) Кровавый Чёрный и т. д. «шаги тяжёлые солдат…»
С помощью другого заранее подготовившегося ученика отмечаем параллель между цветом у Ахматовой, Булгакова, Достоевского.
Г) Библейские мотивы в поэме. - С какой целью они использованы? Их роль в поэме?
Д) Теория литературы. В процессе работы записываем определение реминисценции. Реминисценция – отголосок, отражение. Под реминисценцией обычно понимаются присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам. (Реминисценция только тогда становится реминисценцией, когда начинает выполнять свою главную функцию – функцию напоминания. Читатель, не увидевший в художественном тексте ничего необычного или увидевший, но не получивший ни малейшего представления, о чём автор ведёт свою речь, пройдёт мимо этого своеобразного художественного средства. Вот уж где уместно будет сказать: «Чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую».)
Е) Связь поэмы с народными песнями (параллель между ними). Смысл этой параллели.
Д) Прорабатываем мотив «окаменелости» («душа окаменела», «каменное слово», «окаменелое страдание», «ученик каменел» --- выходим на образ памятника – страдание, скорбь, воплощённые в камне).
4. Выводы по уроку. Уч-ся делают вывод о том, что в поэме «Реквием» Ахматова показывает общенародное горе, трагедию всей страны. 5. На фоне «Реквиема» Моцарта учитель читает «Эпилог» из поэмы «Реквием». 6. Подведение итогов работы учащихся (оценивание).
Д/З: подготовить устный ответ по опорному конспекту; наизусть отрывок из поэмы (по выбору); нарисовать памятник, о котором идёт речь в поэме (как учащиеся его себе представляют).
|