Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


План-конспект урока по литературе «Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием» 11 класс

СКАЧАТЬ (36.5 Kb) 06.11.2013, 00:21
Гончарова Оксана Петровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ имени Карла Маркса" г. Почепа Брянской области
ТЕМА: «Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой
«Реквием»
ЦЕЛИ: показать, как история страны преломляется и отражается
в творчестве Ахматовой;
продолжить работу над нахождением средств художественной выразительности и над выявлением их роли в произведении;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

ХОД УРОКА

1. Беседа по вопросам домашнего задания.
-Каков исторический и жизненный контекст поэмы?
-Назвать тему, микротемы поэмы.

2. Слово учителя (история создания поэмы «Реквием»).
Requiem – католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение.

3. Анализ поэмы «Реквием».
А) Чтение эпиграфа.
Вопросы:
-Роль словесных повторов («чуждый», «народ»).
-Что могло не понравиться цензуре в эпиграфе?

Б) «Вместо предисловия».
-С помощью какой лексики характеризуется эпоха?
-Личные мотивы в поэме преобладают или общенародные?

(С этого момента начинаем отвечать на вопрос домашнего задания: «Поэма «Реквием» - произведение о «семейной трагедии» или о трагедии всей страны?».)

В) В процессе дальнейшего комментированного чтения поэмы обращаем внимание на цвет (преобладающий), на звуковое сопровождение. Здесь учителю помогает заранее подготовившийся ученик. С его помощью оформляем в тетрадях таблицу:

Цвет Звук
Голубой
Лунный (жёлтый)
Кровавый
Чёрный
и т. д. «шаги тяжёлые солдат…»

С помощью другого заранее подготовившегося ученика отмечаем параллель между цветом у Ахматовой, Булгакова, Достоевского.

Г) Библейские мотивы в поэме.
- С какой целью они использованы? Их роль в поэме?

Д) Теория литературы.
В процессе работы записываем определение реминисценции.
Реминисценция – отголосок, отражение.
Под реминисценцией обычно понимаются присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам.
(Реминисценция только тогда становится реминисценцией, когда начинает выполнять свою главную функцию – функцию напоминания. Читатель, не увидевший в художественном тексте ничего необычного или увидевший, но не получивший ни малейшего представления, о чём автор ведёт свою речь, пройдёт мимо этого своеобразного художественного средства. Вот уж где уместно будет сказать: «Чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую».)

Е) Связь поэмы с народными песнями (параллель между
ними). Смысл этой параллели.

Д) Прорабатываем мотив «окаменелости» («душа окаменела»,
«каменное слово», «окаменелое страдание», «ученик
каменел» --- выходим на образ памятника – страдание,
скорбь, воплощённые в камне).

4. Выводы по уроку.
Уч-ся делают вывод о том, что в поэме «Реквием» Ахматова показывает общенародное горе, трагедию всей страны.

5. На фоне «Реквиема» Моцарта учитель читает «Эпилог» из
поэмы «Реквием».
6. Подведение итогов работы учащихся (оценивание).

Д/З: подготовить устный ответ по опорному конспекту; наизусть отрывок из поэмы (по выбору);
нарисовать памятник, о котором идёт речь в поэме (как
учащиеся его себе представляют).


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: lfiecmrf
Просмотров: 4053 | Загрузок: 256 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Спасибо огромное!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог