ТЕМА: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» ЦЕЛИ: обобщить и систематизировать знания уч-ся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»; вырабатывать умения использовать эти знания на практике; развивать интерес к изучению родного языка.
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителем целей урока. (Развитие интереса к уроку через известие, что на урок придёт необычный гость.)
2. Входит ученик, который будет исполнять роль князя Синтаксиса: - Здравствуйте, ребята! Долго я к вам шёл, наконец-то добрался. Только вот очень сильный ветер на улице, он сорвал с меня мою корону, а на ней было написано, как меня зовут. Может быть, вы поможете мне вернуть моё имя? Я вам подскажу. У меня есть две дочери: принцессы Словосочетание и Предложение. Я учу их быть красивыми, краткими и понятными. Кто же я такой? (Вызывает желающих.) - Правильно! Я – Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетания, предложения и их построение.
(Учитель надевает на ученика корону, на которой написано «Синтаксис».)
- Теперь я приглашаю вас в своё княжество. Живу я здесь не один, а со своей родной сестрой Пунктуацией. Кто может ответить, что такое пунктуация? (Вызывает учащегося.)
- Я приготовил для вас подарок, но мои слуги уронили его, и он рассыпался на отдельные листочки (вывешивает на доску следующие листочки: человека не человек , место а место красит). - Составьте из этих слов и знаков предложение и запишите его в тетрадь.
(Одного учащегося вызывает к доске, сам садится на место и работает в тетради. Затем проверяет работу у доски.)
- Молодец, девочка! Быстро справилась с заданием! За это я жалую тебе титул принцесса Предложение. (Надевает учащемуся корону, на которой написано «Предложение».) - Ты помнишь, как правильно разбирать предложение? Расскажи нам, а я отдохну. (Садится на место.)
3. Принцесса Предложение: - Когда предложения разбор предстоит, Определите сперва его вид, Главные члены и второстепенные, А под конец, если есть, обращение.
(Задаёт классу вопрос о том, какие бывают предложения.) (Разбирает предложение, написанное на доске: Не место красит человека, а человек место.) (Характеризует предложение, объясняет знаки препинания, даёт определение однородных членов, чертит схему предложения.)
4. Князь Синтаксис: - В предложении есть словосочетание. Кто сумеет его первым найти, выписать и разобрать? (Вызывает желающего к доске. Учащийся выписывает словосочетание и разбирает его: красит человека.) - Молодец, девочка! Жалую тебе титул принцесса Словосочетание (надевает корону). 5. Принцесса Словосочетание: - Ребята! Мне сегодня пришло письмо от Деда Мороза! Он поздравляет нас с наступающим Новым годом и просит расшифровать вот эти непонятные знаки. (Отдаёт листы со «знаками» учителю.)
6. Учитель: - Ребята! Я нарисую эти знаки на доске, а вы расшифруйте их, то есть составьте и запишите в тетрадях предложения на каждую схему: 1) и О, и О, и О 2) О, О и О 3) [ ] , и [ ] 4) «П!» - а.
(Двое учащихся работают у доски: каждый по двум схемам. Затем учащиеся из числа «сильных» проверяет работу у доски, а учащиеся, которые составляли предложения, объясняют знаки препинания- производят пунктуационный разбор.)
7. Учитель: - Князь Синтаксис! Хорошо наши ребята работают в твоём княжестве? А нет ли у тебя более трудного задания?
8. Князь Синтаксис: -Конечно, есть! Я вижу у вас на партах вот такие книжечки (показывает сборник тестов). Это ваш пропуск в княжеский дворец. Откройте их на стр. 32 и выполните задание №3. У вас две минуты.
9. Учитель: - Закончили! Итак, мы получили пропуск во дворец. (Открывает изображение дворца.) Но в этот дворец ведут три ступеньки. Подняться на каждую можно, лишь расставив знаки препинания в следующих предложениях (их записал учитель на доске, пока учащиеся выполняли тест):
Зима мачеха а лето матушка Снег засыпал все деревья клёны берёзы липы тополя
Князь Синтаксис мы пришли к тебе в гости открой нам дверь
(Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Затем проверяют работу у доски, объясняют постановку знаков препинания, чертят схему каждого предложения, производят пунктуационный разбор последнего предложения.
10. Князь Синтаксис: - Вы хорошо справились с заданием. Добро пожаловать в мой дворец! Вас ждёт здесь сюрприз (открывает кроссворд). Если вы его разгадаете, вы поймёте, что я о вас думаю.
11. Учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают. Ответ записывают в тетрадях, один учащийся, комментируя, в клеточках кроссворда.
Кроссворд: сказуемое обстоятельство определение дополнение подлежащее восклицательный кавычки Вопросы: 1) Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что он такое? кто он такой? 2) Второстепенный член предложения, который часто выражается наречием. 3) Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? 4) Вопросы косвенных падежей ты безошибочно знаешь уже, только задашь их без промедления, тут же отыщутся … ! 5) Главный член предложения, который может быть выражен существительным, местоимением в Им. пад. или сочетанием слов. 6) Какой знак ставится, если предложение произносится с особой интонацией? 7) Каким знаком мы всегда выделяем прямую речь?
12. Князь Синтаксис: - Прочитайте слово в красном столбце. Вот вы кто – молодцы! Я очень рад, что вы пришли ко мне во дворец. Надеюсь, что мы теперь будем всегда друзьями и вы в комнатах моего дворца никогда не заблудитесь! А чтобы вы и у себя дома меня не забывали, вот вам задание на дом: Д/З: упр.251, упр.252, вопросы на стр.100.
13. Учитель: - Мы с вами очень хорошо повторили раздел русского языка «Синтаксис и пунктуация». Завтра – контрольный диктант. Вы получите ещё одну возможность подтвердить свои знания.
(Учитель оценивает работу учащихся, собирает кружочки и треугольники, полученные за работу на уроке, объявляет, какой ряд победил, благодарит своих помощников.)
|