Конспект урока по литературе в 11 классе "Эпоха и её "новый герой" в изображении М. Булгакова в повести "Собачье сердце"
(40.0 Kb)
| 08.09.2012, 17:32 |
Абраменко Людмила Анатольевна |
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 24 |
Уроки литературы в 11-м классе.
Эпоха и её «новый герой» в изображении М.Б. Булгакова в повести «Собачье сердце».
2 УРОКА.
Предварительная подготовка к уроку: 1). Прочитать повесть «Собачье сердце». 2). Индивидуальное задание: подготовить рассказ об истории создания произведения. 3). Индивидуальные задания 4-м ученикам: подготовить выразительное чтение цитат (высказываний известных людей об эпохе). Цели: 1). Развивать умение анализировать текст, сопоставлять исторические реалии с худ. миром повести. 2). Воспитывать интерес к русской лит-ре XX века, к творчеству М. А. Булгакова. Оборудование: Портрет М.Булгакова, вырезки из журналов со статьями о Булгакове М.А. и эпохе, компьютер с диском (фильм «Собачье сердце», отрывок), текст повести, учебник, иллюстрации. Тип урока: формирование и совершенствование знаний. Вид урока: урок-беседа с использованием цифровых информационных технологий. Оформление доски: Портрет, статьи, иллюстрации, записи. 1925-1987 Социальная сатира Революция или эволюция? «Если то, что делают в России большевики, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы лягушку…» Академик И.Павлов.
«Россия - не лягушка для экспериментов Ленина!» Революционный плакат эпохи. «Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс, но сердце и мозг не понесу…, хоть издохну…» М.Булгаков, «Записки на манжетах». Ход урока. 1. Работа над новым материалом. 1). Вступительное слово учителя. Отличительные черты творчества М.Булгакова. «Собачье сердце» - «острый памфлет на современность. Нельзя печатать!» (Л.Каменев). Трагическая история повести, напечатанной лишь спустя 62 года - в 1987-м году (1925-1987). 2). Выходит ученик-докладчик. 3). Беседа. - Подзаголовок повести – «Чудовищная история». Почему? (Утрируя, Булгаков показывает, кто «захватил» Россию в результате переворота. Шариков – модель нового «трудового элемента», пролетариата, который не уважает прошлое, думает, что ему всё дозволено и все должны. Написанная через 5 лет после романа Замятина «Мы» эта фантастическая повесть начинается тоже ОПЕРАЦИЕЙ.) - В основе сюжета – эксперимент, опыт. Где ещё? Почему? - Слова «эксперимент», «опыт» звучат в литературе и публицистике 20-х годов постоянно. Слово – ученикам. Звучат высказывания М.Горького, И. Павлова, Луначарского, Н.Бердяева, М.Волошина, Г.Плеханова, Ф. Шаляпина М.Спиридоновой, Деникина, В.Короленко и др. (Короленко призывал «вожаков скороспелого коммунизма» «Отказаться от эксперимента». Об эксперименте писал в 1918-м году Н. Бердяев: «Нам жаль народа, над которым проделывают опыты вивисекции». «Апологеты социального приступили к огромному эксперименту создания нового соц. мира». О «Социальном эксперименте говорил М. Волошин. Деникин напишет позже в «Очерках русской смуты» о «производстве над живым телом России социального опыта, неудача которого грозит параличом и смертью.» Академик Павлов: « Я как стародавний экспериментатор жизни…глубоко убеждён, что проделываемый над Россией опыт обречён на непременную неудачу и ничего, кроме политической и культурной гибели моей родины, не даст…» О курьёзном историческим опыте писал Г. Уэллс. М. Горький: «Для Ленина – Россия – только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных.» А. Изгоев писал о «подопытном народе и государстве, отдаваемых для произведения соц. опытов». М. Спиридонова: «…у нас в большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма». Ф. Шаляпин: «Большевистская практика оказалась ещё страшнее большев. Теорий…в большевизм влилось всё жуткое…») Учитель: «Повесть «Собачье Сердце» должна быть прочитана именно на этом фоне – на фоне литературы о революции». 2.Повторение, анализ текста повести: - В повести – быт послереволюционной эпохи . Каким он показан? Проанализировать монолог Шарикова. Изображение «уродств нашего быта». Гротескный образ современности. После ответов учеников учитель подводит итог: «Булгаков изображает бесчисленные уродства нашего быта», по его же словам. Он подводит к выводу, что разруха не вне, а внутри. - Отрывок из фильма «Собачье сердце». - Охарактеризуйте Шарикова – нового героя. Каков он – «сделанный» человек? Какая книга становится для него учебником жизни? Сравните Шарикова с Шариком. - Какова роль Швондера? Охарактеризуйте его. Отрывок из фильма. - Кто противостоит Шарикову и «товарищам»? Расскажите о профессоре Преображенском, процитируйте его высказывания. - Расскажите о докторе Борментале. - К какому выводу приходит профессор? - Как переосмысливаются в повести классические отношения между интеллигенцией и человеком из народа? Как трансформируется образ «передового пролетария», сложившийся в лит-ре 20-х годов? - Какова позиция автора? В чём основная идея повести? - Понятие шариковщины. Чем страшны Шариковы? - Назовите «крылатые» фразы из повести. 3. Подведение итогов. Выводы. Слово учителя. Автор спорит с новой идеологией, утверждает, что необходима не революция, а Эволюция! Великая Эволюция! Он убеждён: нельзя форсировано изменить условия жизни и в итоге самого человека! Социальный прогресс возможен только на основе этических ценностей, которые были выработаны человечеством. Булгаков верил в «нравственное самоусовершенствование», в которое верили и Достоевский, и Толстой. Булгаков предупреждал об опасности социальных экспериментов. Революция миллионам открыла путь к образованию, высоким постам в армии, партии, правительстве, и вместе с тем предоставила необыкновенные возможности для шариковых всех рангов и мастей. Разрушительный потенциал «маленького человека», как показал Булгаков, страшен.Репрессии были бы невозможны без шариковых – управляемых и жестоких. Послушные «нумера» и жестокие, агрессивные Шариковы – две ипостаси тоталитарного общества. В своей повести Булгаков сказал о главной идее, написанной на знамёнах революции, - идее соц. равенства и « всеобщей справедливости». Повесть «Собачье сердце» - это повесть предупреждение! 4. Домашнее задание: Творческая работа - размышление на тему: «Чем страшны Шариковы?» Письменно.
|
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: milacat
|
Просмотров: 4853 | Загрузок: 436
| Рейтинг: 1.0/1 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|