Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по литературе в 11 классе "Эпоха и её "новый герой" в изображении М. Булгакова в повести "Собачье сердце"

СКАЧАТЬ (40.0 Kb) 08.09.2012, 17:32
Абраменко Людмила Анатольевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 24
Уроки литературы в 11-м классе.

Эпоха и её «новый герой» в изображении М.Б. Булгакова в повести «Собачье сердце».

2 УРОКА.

Предварительная подготовка к уроку:
1). Прочитать повесть «Собачье сердце».
2). Индивидуальное задание: подготовить рассказ об истории создания произведения.
3). Индивидуальные задания 4-м ученикам: подготовить выразительное чтение цитат (высказываний известных людей об эпохе).

Цели:
1). Развивать умение анализировать текст, сопоставлять исторические реалии с худ. миром повести.
2). Воспитывать интерес к русской лит-ре XX века, к творчеству М. А. Булгакова.

Оборудование:
Портрет М.Булгакова, вырезки из журналов со статьями о Булгакове М.А. и эпохе, компьютер с диском (фильм «Собачье сердце», отрывок), текст повести, учебник, иллюстрации.

Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Вид урока: урок-беседа с использованием цифровых информационных технологий.

Оформление доски:
Портрет, статьи, иллюстрации, записи.
1925-1987
Социальная сатира
Революция или эволюция?
«Если то, что делают в России большевики, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы лягушку…»
Академик И.Павлов.

«Россия - не лягушка для экспериментов Ленина!»
Революционный плакат эпохи.

«Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс, но сердце и мозг не понесу…, хоть издохну…»
М.Булгаков, «Записки на манжетах».

Ход урока.

1. Работа над новым материалом.
1). Вступительное слово учителя. Отличительные черты творчества М.Булгакова. «Собачье сердце» - «острый памфлет на современность. Нельзя печатать!» (Л.Каменев). Трагическая история повести, напечатанной лишь спустя 62 года - в 1987-м году (1925-1987).
2). Выходит ученик-докладчик.

3). Беседа.
- Подзаголовок повести – «Чудовищная история». Почему?

(Утрируя, Булгаков показывает, кто «захватил» Россию в результате переворота. Шариков – модель нового «трудового элемента», пролетариата, который не уважает прошлое, думает, что ему всё дозволено и все должны.
Написанная через 5 лет после романа Замятина «Мы» эта фантастическая повесть начинается тоже ОПЕРАЦИЕЙ.)

- В основе сюжета – эксперимент, опыт. Где ещё? Почему?
- Слова «эксперимент», «опыт» звучат в литературе и публицистике 20-х годов постоянно. Слово – ученикам.

Звучат высказывания М.Горького, И. Павлова, Луначарского, Н.Бердяева, М.Волошина, Г.Плеханова, Ф. Шаляпина М.Спиридоновой, Деникина, В.Короленко и др.

(Короленко призывал «вожаков скороспелого коммунизма» «Отказаться от эксперимента».
Об эксперименте писал в 1918-м году Н. Бердяев: «Нам жаль народа, над которым проделывают опыты вивисекции». «Апологеты социального приступили к огромному эксперименту создания нового соц. мира».
О «Социальном эксперименте говорил М. Волошин.
Деникин напишет позже в «Очерках русской смуты» о «производстве над живым телом России социального опыта, неудача которого грозит параличом и смертью.»
Академик Павлов: « Я как стародавний экспериментатор жизни…глубоко убеждён, что проделываемый над Россией опыт обречён на непременную неудачу и ничего, кроме политической и культурной гибели моей родины, не даст…»
О курьёзном историческим опыте писал Г. Уэллс.
М. Горький: «Для Ленина – Россия – только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных.»
А. Изгоев писал о «подопытном народе и государстве, отдаваемых для произведения соц. опытов».
М. Спиридонова: «…у нас в большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма».
Ф. Шаляпин: «Большевистская практика оказалась ещё страшнее большев. Теорий…в большевизм влилось всё жуткое…»)

Учитель: «Повесть «Собачье Сердце» должна быть прочитана именно на этом фоне – на фоне литературы о революции».

2.Повторение, анализ текста повести:

- В повести – быт послереволюционной эпохи .
Каким он показан? Проанализировать монолог Шарикова.
Изображение «уродств нашего быта». Гротескный образ современности.
После ответов учеников учитель подводит итог: «Булгаков изображает бесчисленные уродства нашего быта», по его же словам. Он подводит к выводу, что разруха не вне, а внутри.

- Отрывок из фильма «Собачье сердце».

- Охарактеризуйте Шарикова – нового героя. Каков он – «сделанный» человек? Какая книга становится для него учебником жизни?
Сравните Шарикова с Шариком.
- Какова роль Швондера? Охарактеризуйте его.

Отрывок из фильма.

- Кто противостоит Шарикову и «товарищам»?
Расскажите о профессоре Преображенском, процитируйте его высказывания.

- Расскажите о докторе Борментале.

- К какому выводу приходит профессор?

- Как переосмысливаются в повести классические отношения между интеллигенцией и человеком из народа? Как трансформируется образ «передового пролетария», сложившийся в лит-ре 20-х годов?

- Какова позиция автора? В чём основная идея повести?

- Понятие шариковщины.
Чем страшны Шариковы?

- Назовите «крылатые» фразы из повести.

3. Подведение итогов. Выводы. Слово учителя.

Автор спорит с новой идеологией, утверждает, что необходима не революция, а Эволюция! Великая Эволюция! Он убеждён: нельзя форсировано изменить условия жизни и в итоге самого человека! Социальный прогресс возможен только на основе этических ценностей, которые были выработаны человечеством. Булгаков верил в «нравственное самоусовершенствование», в которое верили и Достоевский, и Толстой.
Булгаков предупреждал об опасности социальных экспериментов. Революция миллионам открыла путь к образованию, высоким постам в армии, партии, правительстве, и вместе с тем предоставила необыкновенные возможности для шариковых всех рангов и мастей.
Разрушительный потенциал «маленького человека», как показал Булгаков, страшен.Репрессии были бы невозможны без шариковых – управляемых и жестоких.
Послушные «нумера» и жестокие, агрессивные Шариковы – две ипостаси тоталитарного общества.
В своей повести Булгаков сказал о главной идее, написанной на знамёнах революции, - идее соц. равенства и « всеобщей справедливости».
Повесть «Собачье сердце» - это повесть предупреждение!

4. Домашнее задание:
Творческая работа - размышление на тему: «Чем страшны Шариковы?» Письменно.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: milacat
Просмотров: 4853 | Загрузок: 436 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог