Какарова Анна Петровна, учитель русского языка МКОУ СОШ с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области.
ТЕМА УРОКА : Повторение по теме «Имя существительное», русский язык, 5 класс. ЦЕЛИ: - обучающие: систематизировать и обобщить знания по теме «Имя существительное»; развивающие: развитие внимания, мышления, памяти; воспитательные: воспитывать в себе чувство прекрасного к окружающему миру. ОФОРМЛЕНИЕ К УРОКУ: плакат «Остров Морфология»; тема урока, эпиграф; репродукция картины «В голубом просторе» (Третьяковская государственная галерея). ХОД УРОКА:
УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости, мы побываем с вами на острове Морфология, повторим и обобщим знания, полученные при изучении темы «Имя существительное», будем развивать внимание, мышление, память, речь, воспитывать в себе чувство прекрасного к окружающему миру. - Посмотрите, ребята, какой красивый и чудесный остров Морфология: здесь есть и поляна текстов, фонтан слов, творческие заросли, гора вопросов… А что изучает морфология, как раздел науки о языке? - Действительно, «слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе…» (эпиграф к уроку взят из «Энциклопедического словаря юного филолога»). У каждого из нас есть имя. Имена, ребята, есть и предметов, которые нас окружают.
Читается стихотворение Пляцковского:
Есть сладкое слово – конфета, Есть быстрое слово – ракета. Есть кислое слово – лимон, Есть слово с окошком – вагон. Есть слово колючее – ежик, Есть слово промокшее – дождик. Есть слово упрямое – цель. Есть книжное слово – страница, Есть слово лесное – синица, Есть слово пушистое – снег. Есть слово веселое – смех…
- Много в русском языке разных слов, а на какие три группы делятся все части речи? Какую самостоятельную часть речи мы изучили? Что такое имя существительное? Какие бывают имена существительные? Вспомните падежи, склонение существительных. Какова синтаксическая роль существительного? А теперь - поляна текстов. У каждого есть лист, на котором напечатан текст, попробуем его проанализировать, выполнить предложенные задания.
Лебеди. Помню холодное сентябрьское утро. Желтый дождь сыпал и сыпал с кленов. Я шел берегом реки Колчи с собакой. Резвый Пират бежал впереди, но вдруг он остановился и замер. Сквозь зыбкую пелену вдали белели сугробы снега. Что за чудо? Откуда снег в эту пору? Я пригляделся и ахнул: да это лебеди! Они сидели на плесе, на их величавую, гордую красоту даже Пират не решился залаять. Но вот один из них отделился от водной глади и полетел, вслед за ним поднялись и остальные, поплыли в вышине белыми парусами. И тут уже Пират не выдержал. Гавкнул, но не злобно, а будто просил: «Не улетайте, лебеди!» На долгие годы запомнился мне прощальный клич прекрасных птиц. (По А. Баркову) Плес – широкое водное пространство, участок реки. Пелена – сплошной покров, который заволакивает со всех сторон.
( Обращается внимание на репродукцию картины «В голубом просторе», где запечатлен величественный и гордый полет этих прекрасных и удивительных птиц). Задания к тексту. 1.О чем говорится в тексте? Какова основная мысль текста? 2.Выпишите из текста I-в – одушевленные имена существительные; II-в – собственные имена существительные. 3.Найдите и выпишите 4 примера существительных с орфограммой Е-И в окончаниях. 4.Подберите 4 примера существительных, I-в – 1скл., 3 скл., выпишите их; II-в – 2 скл., 3 скл., выпишите их. 5. Произведите морфологический разбор имени существительного: шел с собакой3 6. Выполните синтаксический разбор предложения: Резвый Пират бежал впереди, но вдруг он остановился и замер.4 Дополнительные вопросы: 1. Подберите антонимы к словам холодное, впереди (1в-т ), вдали, белели (2 в-т ). 2.Найдите слова в переносном значении. 3.В тексте есть предложение с прямой речью, найдите его, объясните знаки препинания.
- Молодцы, а теперь отдохнем, проведем гимнастику для пальчиков: Один, два, три, четыре, пять, Вышли мы гулять! Пять, четыре, три, два, один Разбежались кто куда… Нет ни Маши, нет ни Саши, Спрятались в лесу… Мы искали… Мы кричали… А потом совсем устали… Прибежали все опять, Стали весело играть.
- А теперь положите руки на колени, закройте глаза…(звучит нежная мелодия): Вам хорошо и уютно…Вы чувствуете свежий ветерок, который ласково играет с вами. Слышите серебряный звук капели…тихий шепот берез…неслышные шаги наступающей весны… На сердце радостно и спокойно… - Откройте глаза, мы с вами отдохнули, попробуйте написать миниатюру «Весна пришла!» - Выполнив это задание, мы побывали в творческих зарослях – ведь мы сочиняли, творили… Молодцы, ребята! - А вот и фонтан слов… искрятся они на солнце, переливаются всеми цветами радуги… (проводится зрительный диктант)
ПОМОЩ… , ТОВАРИЩ…, Ш…РОХ…, ОТР…СЛЬ…, ЛЕКЦ…Я, Р…СТОК, Ц…ФРА, БРОШ…РА, КРЫЖ…ВНИК, Ж…РИ.
Справились и с этим заданием! Вот уже подошли и к горе вопросов: поиграем в «словесный мяч» - я «кидаю» вопрос , вы «отбиваете» ответ на него. Приготовились?
Подведение итогов. Рефлексия. Источники: «Энциклопедический словарь юного филолога», стихотворение Пляцковского, А. Барков "Лебеди".
|