Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок повторения "Имя существительное" русский язык 5 класс

СКАЧАТЬ (6.1 Kb) 05.05.2013, 13:48
Какарова Анна Петровна
Учитель русского языка, педагог-психолог, МКОУ СОШ с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области
Какарова Анна Петровна, учитель русского языка
МКОУ СОШ с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области.

ТЕМА УРОКА : Повторение по теме «Имя существительное», русский язык, 5 класс.
ЦЕЛИ: - обучающие: систематизировать и обобщить знания по теме «Имя
существительное»;
развивающие: развитие внимания, мышления, памяти;
воспитательные: воспитывать в себе чувство прекрасного к окружающему миру.
ОФОРМЛЕНИЕ К УРОКУ:
плакат «Остров Морфология»;
тема урока, эпиграф;
репродукция картины «В голубом просторе» (Третьяковская
государственная галерея).
ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости, мы побываем с вами на острове Морфология, повторим и обобщим знания, полученные при изучении темы «Имя существительное», будем развивать внимание, мышление, память, речь, воспитывать в себе чувство прекрасного к окружающему миру.
- Посмотрите, ребята, какой красивый и чудесный остров Морфология: здесь есть и поляна текстов, фонтан слов, творческие заросли, гора вопросов…
А что изучает морфология, как раздел науки о языке?
- Действительно, «слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе…» (эпиграф к уроку взят из «Энциклопедического словаря юного филолога»).
У каждого из нас есть имя. Имена, ребята, есть и предметов, которые нас окружают.

Читается стихотворение Пляцковского:

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово веселое – смех…

- Много в русском языке разных слов, а на какие три группы делятся все части речи?
Какую самостоятельную часть речи мы изучили?
Что такое имя существительное?
Какие бывают имена существительные?
Вспомните падежи, склонение существительных.
Какова синтаксическая роль существительного?
А теперь - поляна текстов. У каждого есть лист, на котором напечатан текст, попробуем его проанализировать, выполнить предложенные задания.

Лебеди.
Помню холодное сентябрьское утро. Желтый дождь сыпал и сыпал с кленов. Я шел берегом реки Колчи с собакой. Резвый Пират бежал впереди, но вдруг он остановился и замер. Сквозь зыбкую пелену вдали белели сугробы снега. Что за чудо? Откуда снег в эту пору?
Я пригляделся и ахнул: да это лебеди!
Они сидели на плесе, на их величавую, гордую красоту даже Пират не решился залаять.
Но вот один из них отделился от водной глади и полетел, вслед за ним поднялись и остальные, поплыли в вышине белыми парусами.
И тут уже Пират не выдержал. Гавкнул, но не злобно, а будто просил: «Не улетайте, лебеди!»
На долгие годы запомнился мне прощальный клич прекрасных птиц.
(По А. Баркову)
Плес – широкое водное пространство, участок реки.
Пелена – сплошной покров, который заволакивает со всех сторон.

( Обращается внимание на репродукцию картины «В голубом просторе», где запечатлен величественный и гордый полет этих прекрасных и удивительных птиц).
Задания к тексту.
1.О чем говорится в тексте? Какова основная мысль текста?
2.Выпишите из текста
I-в – одушевленные имена существительные;
II-в – собственные имена существительные.
3.Найдите и выпишите 4 примера существительных с орфограммой Е-И в окончаниях.
4.Подберите 4 примера существительных,
I-в – 1скл., 3 скл., выпишите их;
II-в – 2 скл., 3 скл., выпишите их.
5. Произведите морфологический разбор имени существительного:
шел с собакой3
6. Выполните синтаксический разбор предложения:
Резвый Пират бежал впереди, но вдруг он остановился и замер.4
Дополнительные вопросы:
1. Подберите антонимы к словам холодное, впереди (1в-т ), вдали, белели (2 в-т ).
2.Найдите слова в переносном значении.
3.В тексте есть предложение с прямой речью, найдите его, объясните знаки препинания.

- Молодцы, а теперь отдохнем, проведем гимнастику для пальчиков:

Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мы гулять!
Пять, четыре, три, два, один
Разбежались кто куда…
Нет ни Маши, нет ни Саши,
Спрятались в лесу…
Мы искали…
Мы кричали…
А потом совсем устали…
Прибежали все опять,
Стали весело играть.

- А теперь положите руки на колени, закройте глаза…(звучит нежная мелодия):
Вам хорошо и уютно…Вы чувствуете свежий ветерок, который ласково играет с вами. Слышите серебряный звук капели…тихий шепот берез…неслышные шаги наступающей весны… На сердце радостно и спокойно…
- Откройте глаза, мы с вами отдохнули, попробуйте написать миниатюру «Весна пришла!»
- Выполнив это задание, мы побывали в творческих зарослях – ведь мы сочиняли, творили… Молодцы, ребята!
- А вот и фонтан слов… искрятся они на солнце, переливаются всеми цветами радуги…
(проводится зрительный диктант)

ПОМОЩ… , ТОВАРИЩ…, Ш…РОХ…, ОТР…СЛЬ…,
ЛЕКЦ…Я, Р…СТОК, Ц…ФРА, БРОШ…РА, КРЫЖ…ВНИК,
Ж…РИ.

Справились и с этим заданием! Вот уже подошли и к горе вопросов: поиграем в «словесный мяч» - я «кидаю» вопрос , вы «отбиваете» ответ на него. Приготовились?

Подведение итогов.
Рефлексия.
Источники: «Энциклопедический словарь юного филолога», стихотворение Пляцковского, А. Барков "Лебеди".


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Anya
Просмотров: 4627 | Загрузок: 337 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Анна (Anya)   (20.09.2013 16:15) [Материал]
Рада помочь...

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог