Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок-путешествие по теме "Лексика" в форме игры-сказки для учащихся средних классов

06.04.2014, 09:45
Рогачева Дарья Сергеевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №28 г.о. Самара

Автор: Рогачева Дарья Сергеевна
МБОУ СОШ №28 г.о. Самара
Учитель русского языка и литературы

Урок-путешествие по разделу «Лексика»
в форме игры-сказки
Возрастная категория: 5-е классы
Цели урока: повторить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения данного раздела; совершенствовать на этой основе речевые навыки; развивать познавательные и творческие способности; воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку во всем его лексическом многообразии.
Оборудование: рисунок избушки на курьих ножках; театральный костюм и метла для Бабы Яги; две корзинки для девочек-учениц.
План урока-путешествия
1. Вступительное слово учителя.
2. Сказочный маршрут путешествия.
3. Заключительное слово учителя. Подведение итогов путешествия.
Ход урока
На доске нарисована избушка на курьих ножках, по направлению к которой ведет узкая, поросшая высокой травой дорожка.
1. Вступительное слово учителя: «Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие по разделу «Лексика». Посмотрите на эту избушку. Которая стоит в самой чаще дремучего леса. Здесь живет-поживает Баба-Яга»
В это время в середину класса выходит ученик, наряженный Бабой-Ягой, и садится на стул.
2. Сказочный маршрут путешествия. Учитель продолжает рассказ:
- Сидит как-то Баба Яга в одиночестве и скучает, а тут вдруг рядом раздается звонкий и горестный крик.
Девочки кричат:
- Ау! Ау!
Баба Яга:
- надо же, заблудился кто-то же! Причем голосов там, похоже, не один, а целых два! И оба, слыхать, девчоночьи…. Если же так, то девчонок мне сюда и надобно! Они в домашнем хозяйстве всегда пригодятся!
Учитель:
- Пошла Баба Яга навстречу голосам и видит: стоят с лукошками две растерянные девчушки и во все стороны оглядываются испуганно.
Тут в центральную часть класса входят две девочки-ученицы, держа корзинки в руках. А Баба Яга двигается к ним навстречу.
Учитель:
- Тогда Баба Яга решила притвориться обыкновенной доброй старушкой.
Баба Яга:
- Заплутали, миленькие? К дому дорогу потеряли?
Девочки:
- Ох, бабуленька, потеряли! Ой, пропадем! Кружим, кружим, не знаем никак не поймем, в какую сторону податься!
Баба Яга:
- Идемте ко мне в избушку. Там и разберемся, что делать и как помочь вашему горю.
Учитель:
- Надо заметить. Что Баба Яга была очень умная и хитрая. Привела она девочек в избушку и спрашивает их там.
Баба Яга:
- Ну, рассказывайте: кто вы такие и откуда сюда пожаловали?
Девочки:
- Мы живем в городе, учимся в школе, в 5-м классе.
Баба Яга обрадовалась:
- Ах, в 5-м классе! Мне один приезжий добрый молодец однажды рассказывал, что в 5-м классе ребятишки сейчас изучают раздел под названием «Лексика». Вот я сейчас и посмотрю, чему вас в школе научили! Если справитесь с моими заданиями, то отпущу вас домой к родителям, а если нет,- тогда останетесь навсегда у меня жить. Будете на меня работать по хозяйству, а когда вырастите, одну замуж выдам за Змея Горыныча, а другую – за Кощея Бессмертного!
Девочки:
- Ой, что делать? Ведь когда все ребята из нашего класса занимались изучением раздела «Лексика», мы с тобой в «Морской бой» да в «Крестики-нолики» на уроках играли! Что же нам теперь делать?
Тут девочки обращаются к ученикам, присутствующим в классе:
- Ребята, помогите нам, пожалуйста, выполнить задания Бабы Яги! Мы вас очень просим!
Учитель:
- Поможем девочкам?
Ученики:
- Поможем!
Баба Яга:
- Ну, хоть вас и много, я все равно с вами справлюсь! Для начала ответьте мне, что изучается в разделе «Лексика»?
Ученик из класса:
- В разделе «Лексика» изучается словарный состав русского языка.
Баба Яга:
- Правильно. Но вот вам мое первое задание. Мой друг Змей Горыныч жестокий. А какой он еще? Кто больше подберет синонимов к этому слову?
Ученики сначала записывают слова-синонимы в своих тетрадях, а затем отвечают:
- Бессердечный, безжалостный, беспощадный.
Баба Яга:
- Есть у меня еще один друг. Зовут его Кощей Бессмертный. Он злой, страшный, жадный, ленивый, лживый, бледный, лысый. А вот всеми вами любимая сказочная героиня Василиса Прекрасная обладает абсолютно противоположными качествами. Скажите, какая она?
Ученики записывают в своих тетрадях слова, продиктованные Бабой Ягой, а затем подбирают к ним прямо противоположные по значению качества и признаки. Далее зачитывают их вслух:
- Василиса Прекрасная добрая, красивая, щедрая, трудолюбивая, честная, румяная. Длинноволосая.
Баба Яга:
- А как называются записанные вами пары слов?
- Ученики:
- Это антонимы.
Баба Яга:
- Надо же, и это они знают! Тогда сейчас мы поиграем в мою любимую игру, которая называется «Все наоборот». Запишите в тетрадях следующие словосочетания: железный гвоздь, золотые серьги, ледяная глыба, горький огурец, сладкая конфета, злая собака, тяжелый чемодан, холодный компот. А теперь замените слова таким образом, чтобы у них появилось переносное значение.
Ученики записывают в тетрадях, затем зачитывают вслух получившиеся пары словосочетаний. Попутно разъясняя, что обозначает слово, употребленное в переносном значении:
- Железный гвоздь – железное здоровье (очень крепкое). Золотые серьги – золотые руки (все умеют делать). Ледяная глыба – ледяное сердце (равнодушное или жестокое). Горький огурец – горькая правда (неприятная). Сладкая конфета – сладкая жизнь (беззаботная, когда нет ни в чем нужды). Злая собака – злой мороз (сильный). Тяжелый чемодан – тяжелый характер (плохой, скверный). Холодный компот – холодный прием (сдержанный).
Баба Яга:
- Умненькие детки! Но я тоже такая хорошая, такая умная! И я очень люблю поэзию! Сейчас я вам расскажу одно стихотворение, а вы должны мне будете ответить, какие слова в нем одинаково произносятся и пишутся, но обладают разным лексическим значением. Как называются такие слова?
Стихотворение записано на доске, Баба Яга читает его вслух:
- Серая норка в лесу жила,
И норка ее просторной былы.
Прибежав однажды на полянку,
Она увидела журчащий ключ,
Но двери собственного дома
Забыла закрыть на ключ.
Ученик:
- Слова, которые относятся к одной и той же части речи, одинаково пишутся и звучат, но имеют разное лексическое значение, называются омонимами. Здесь омонимами являются слова «норка» (название животного и его жилища) и ключ (в значении «родник» и «инструмент для открывания и закрывания дверей различных помещений»).
Баба Яга:
- Ох, что же мне делать?! Совсем я пропала! Эти дети все знают! Сейчас я дам вам такое задание, с которым вы никогда не справитесь! Покажите мне персты, ланиты, чело, выю и очи.
После каждого слова школьники поочередно показывают пальцы, щеки, лоб, шею, глаза.
Баба Яга:
- все, я сдаюсь! Нечего сказать, сообразительные ребятишки попались! Ладно, так уж и быть, отпускаю я ваших девчонок домой.
Девочки:
- Большое спасибо вам, ребята, что помогли нам справиться с заданиями Бабы Яги! Теперь мы можем спокойно вернуться домой. Уж теперь-то мы точно не будем заниматься посторонними делами на уроках.

3. Заключительное слово учителя. Подведение итого путешествия.
«Сегодня вы справились со всеми заданиями Бабы яги и помогли девочкам вернуться домой к родителям. Это свидетельствует о том, что вы хорошо усвоили изученный новый материал. А сейчас наше сказочное путешествие по разделу «Лексика» подошло к концу. Поэтому Бабе Яге пора возвращаться в свой родной лес, в избушку на курьих ножках, а девочкам – к себе домой».
Автор: Рогачева Дарья Сергеевна
МБОУ СОШ №28 г.о. Самара
Учитель русского языка и литературы



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: rog87
Просмотров: 1687 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог